ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ
УДК 376.3
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушением зрения; анализируются особенности адаптации детей к школе с учетом зрительного и сопутствующих дефектов; изучаются основные направления работы педагога-психолога по организации системы сопровождения процесса развития детей данной категории в условиях их обучения в массовой школе. Авторы статьи представляют обзор деятельности ряда школ города Екатеринбурга и Свердловской области по работе в области инклюзивного образования с данной категорией детей. Методами исследования являлись сравнительный анализ и синтез, обобщение, конкретизация. Сделаны выводы о том, что профессионально выстроенное психолого-педагогическое сопровождение позволяет создать эффективные условия для успешной адаптации и дальнейшего развития обучающихся с нарушением зрения в общеобразовательном учреждении.
Скачивания
Литература
2. Донгаузер Е. В. Методы развития общеучебных умений у младших школьников в исследовательской деятельности // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2020. № 1. С. 17–24.
3. Донгаузер Е.В. Педагогическое взаимодействие / Высшее профессиональное и дополнительное образование : сборник программ. Екатеринбург: ЮНИКА, 2018. С. 173–181.
4. Ермаков В. П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. М. : ВЛАДОС, 2000. 240 с.
5. Куропятникова А.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с нарушениями зрения в массовой школе / Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве / под ред. Н. А. Палиевой, Н.М. Борозинец. Ставрополь, 2020. С. 221–225.
6. МАОУ СОШ № 106. URL: https://школа106.екатеринбург.рф/sveden/common
7. МАОУ СОШ № 23. URL: https://школа23.екатеринбург.рф/sveden/common
8. МАОУ СОШ № 44. URL: https://44rezh.uralschool.ru/contacts
9. Меджидова С.Г., Ихлазов Г.И., Рамазанова Р.М. Психолого-педагогическое сопровождение слабовидящих и незрячих детей в общеобразовательной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65. С. 316–318.
10. Очкалова А.А., Донгаузер Е.В. Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы / Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза / под. ред. И.А. Филатова, О.Г. Нугаева. 2014. № 2. С. 122–125.
11. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей / отв. ред. Л.В. Байбородова. М. : ЮРАЙТ, 2019. 363 с.
12. Родин М.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в массовой школе : автореф. дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2014. 31 с.
References:
1. Gracheva P.A., Dongauzer E.V. Podxody` k gendernomu vospitaniyu detej mladshego shkol`nogo vozrasta s narusheniem zreniya v sovremennoj shkole / Aktual`ny`e problemy` sociogumanitarnogo obrazovaniya. Sbornik statej / nauch. red. E.V. Dongauzer, T.S. Doroxovoj. Ekaterinburg : Izd-vo Ural. gos. ped. un-t, 2022. P. 31–35.
2. Dongauzer E. V. Metody` razvitiya obshheuchebny`x umenij u mladshix shkol`nikov v issledovatel`skoj deyatel`nosti // Vestnik psixologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. No 1. P. 17–24.
3. Dongauzer E.V. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie / Vy`sshee professional`noe i dopolnitel`noe obrazovanie : sbornik programm. Ekaterinburg: YuNIKA, 2018. P. 173–181.
4. Ermakov V. P., Yakunin G.A. Osnovy` tiflopedagogiki. M. : VLADOS, 2000. 240 p.
5. Kuropyatnikova A.A. Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obucheniya detej s narusheniyami zreniya v massovoj shkole / Inklyuzivny`e processy` v mezhdunarodnom obrazovatel`nom prostranstve / pod red. N. A. Palievoj, N.M. Borozinecz. Stavropol`, 2020. P. 221–225.
6. MAOU SOSh No 106. URL: https://shkola106.ekaterinburg.rf/sveden/common
7. MAOU SOSh No 23. URL: https://shkola23.ekaterinburg.rf/sveden/common
8. MAOU SOSh No 44. URL: https://44rezh.uralschool.ru/contacts
9. Medzhidova S.G., Ixlazov G.I., Ramazanova R.M. Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie slabovidyashhix i nezryachix detej v obshheobrazovatel`noj shkole // Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. No 65. P. 316–318.
10. Ochkalova A.A., Dongauzer E.V. Inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii: real`nost` i perspektivy` / Izuchenie i obrazovanie detej s razlichny`mi formami dizontogeneza / pod. red. I.A. Filatova, O.G. Nugaeva. 2014. No 2. P. 122–125.
11. Pedagogika dopolnitel`nogo obrazovaniya. Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej / otv. red. L.V. Bajborodova. M. : YuRAJT, 2019. 363 p.
12. Rodin M.V. Osobennosti psixologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya detej mladshego shkol`nogo vozrasta s narusheniyami zreniya v massovoj shkole : avtoref. dis. … kand. psixol. nauk. Nizhnij Novgorod, 2014. 31 p.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи