http://bppasu.ru/issue/feed Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета 2022-09-24T23:34:42+07:00 Кайгородова Надежда Захаровна kaigarodova@email.asu.ru Open Journal Systems <p><strong>ISSN 2500-3135.(Online)</strong></p> <h4>Электронный журнал «Вестник психологии и педагогики АлтГУ»</h4> <p>Учрежден в целях:</p> <p>1) оперативного опубликования новых научных и практических результатов в области психологии и педагогики;</p> <p>2) опубликования научно-образовательных и методических материалов в области психологии и педагогики, которые невозможно представить в традиционном бумажном виде;</p> <p>3) обеспечения условий Интернет–публикаций широкому кругу научных&nbsp; работников, преподавателей, практиков, а также студентов, магистрантов, аспирантов, проявивших себя в исследовательской&nbsp; деятельности;</p> <p>4) информационной поддержки и сопровождения научно-образовательных проектов и оперативного обмена информацией.</p> <p><span style="text-decoration: underline;">Разделы журнала</span>: психология и педагогика.</p> <p>В журнале «<span style="text-decoration: underline;">Вестник психологии и педагогогики АлтГУ</span>» публикуются оригинальные научные статьи и обзоры, рецензии, краткие сообщения и письма в редакцию на русском или английском языках, посвященные теоретическим и методическим проблемам и достижениям в области психологии и педагогики.</p> <p>В журнале также возможно размещение информации об издании монографий, учебников, учебных пособий и др. информации, которая может вызвать интерес у читателей. Стоимость размещения рекламной информации договорная.</p> <p>&nbsp;</p> http://bppasu.ru/article/view/11890 ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 2022-09-19T22:51:23+07:00 Елена Викторовна Донгаузер dong-elena@yandex.ru Елена Олеговна Гаспарович geo1605@yandex.ru <p>В статье рассматриваются различные дефиниции понятия «профилактика» и анализируется воспитательный потенциал волонтерской деятельности несовершеннолетних, которая может быть использована как в процессе внеклассной работы современных школ, так и в ходе различных направлений профилактической работы с данной категорией воспитуемых. Цель данной статьи - акцентировать возможности волонтерской деятельности как средства профилактики правонарушений подростков. Методами исследования являлись сравнительный анализ и синтез, обобщение, конкретизация. Сделаны выводы о том, что систематическая волонтерская деятельность позволяет создать эффективные условия для профилактики правонарушений несовершеннолетних в современной общеобразовательной организации.</p> 2022-09-19T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета http://bppasu.ru/article/view/11893 ВЛИЯНИЕ ГЕГЕМОННОЙ МАСКУЛИННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТЦОВСТВА 2022-09-19T22:52:21+07:00 Екатерина Олеговна Ермолова shamka05@mail.ru Дарья Олеговна Радионова darainbow@mail.ru <p>В данной статье рассматривается модель ответственного отцовства и возможность влияния на его становление принципов гегемонной маскулинности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью участия отцов в воспитании детей – с одной стороны и результатами исследований, демонстрирующими цикличность отказов отцов брать на себя ответственность за ребенка – с другой. Авторы статьи предполагают возможную причину отказа отцов от ответственности за детей в сформированных ранее принципах маскулинности. Целью работы является рассмотрение феномена «ответственное отцовство», выделение качеств, необходимых для его реализации у современных мужчин, и исследование его становления через призму влияния гегемонной маскулинности. В работе используются теоретические методы анализа, синтеза и систематизации информации, проведен обзор отечественных и зарубежных исследований по теме. Анализируются такие понятия, как: отцовство, ответственное отцовство, гегемонная маскулинность. Представлена модель ответственного отцовства. В заключение делается вывод о несоответствии ранее сформированных принципов гегемонной маскулинности в воспитании мальчиков современным требованиям общества, а также необходимости включения в гендерное воспитание мальчиков новых принципов ролевого поведения, актуальных для современных представлениий о родительстве.</p> 2022-09-20T00:00:00+07:00 Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/11894 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРИРОДО – КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЯ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ 2022-09-19T22:53:04+07:00 Надежда Захаровна Кайгородова kaigorodova56@gmail.com <p>В статье исследуются потенциальные возможности принципов природо-и культуросообразности для валеологического обновления образовательного процесса. Показаны пути построения практики современного образования на основе принципов природо-и-культуросообразности, позволяющие по-новому решать проблему здоровья в образовании. Акцентируется внимание на необходимости подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, в том числе и на базе классического университета.</p> 2022-09-20T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 http://bppasu.ru/article/view/11899 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ МЕТОДИК В ИНКЛЮЗИВНОМ И СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 2022-09-20T22:55:15+07:00 Светлана Анатольевна Корнеева korneeva@bsu.edu.ru Светлана Валерьевна Москаленко Moskalenko_sv@bsu.edu.ru Анна Алексеевна Корнеева 1474329@bsu.edu.ru <p>В статье представлен методический материал, направленный на решение проблемы сложностей обучения в школе детей с несформированностью высших психических функций. Предлагаются формы и методы оптимальной реализации нейропсихологического подхода к организации коррекционной и коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста. Показана эффективность использования цифровых и аппаратных методов диагностики и коррекции (на примере МОХО и Fast ForWord (Foundations I)).</p> 2022-09-20T00:00:00+07:00 Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/11900 НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПАЦИЕНТОВ С НЕГЛЕКТОМ ПОСЛЕ ОСТРОГО НАРУШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 2022-09-20T23:18:22+07:00 Виктория Павловна Мартынова vika1996.18@mail.ru Алёна Владимировна Ларина ski-91@mail.ru Светлана Сергеевна Харченко kss@mcr-alt.ru <p>В данной статье рассматривается описание клинического случая синдрома неглекта у пациента, перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения, а также особенности организации нейропсихологического сопровождения в круглосуточном стационаре в отделении медицинской реабилитации на втором этапе. Подробно приведены основные нейропсихологические методы в работе по преодолению синдрома неглекта.</p> 2022-09-20T00:00:00+07:00 Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/11902 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С МАТЕРЬЮ 2022-09-21T23:52:27+07:00 Диана Юрьевна Перова di.perova@yandex.ru <p>В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи и зависимости компонентов эмоционального интеллекта сельских подростков 13–14 лет от отдельных характеристик детско-родительских отношений с матерью. Показано, что некоторые значимые характеристики детско-родительских отношений с матерью (такие, как: мониторинг, особенности наказаний, доброжелательные или враждебные отношения с собственным супругом) оказывают влияние на межличностный эмоциональный интеллект подростка и понимание им эмоций. Управление подростком своими эмоциями зависит от таких параметров детско-родительских отношений, как: непоследовательность и неуверенность матери в воспитательных воздействиях, враждебные отношения матери со своим супругом. Приведено также выявленное в исследовании гендерное различие в параметре детско-родительских отношений «особенности поощрений и наказаний / особенности наказаний».</p> 2022-09-20T00:00:00+07:00 Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/11903 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ У ЖЕНЩИН С ПАТЕРНАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ 2022-09-21T23:51:48+07:00 Ирина Александровна Ральникова irinaralnikova@yandex.ru Анна Андреевна Трунова trunova.th@mail.ru <p>Цель исследования – изучить представления о себе у женщин, воспитанных в условиях патернальной депривации. Были опрошены 62 женщины от 20 до 40 лет, воспитанные в условиях полной семьи и в семье без отца. Патернальная депривация способна задать вектор формирования особого личностного уклада женщин. Его ядром являются личностные характеристики: подчиняемость,&nbsp; альтруистичность,&nbsp; зависимость. С одной стороны, женщины, воспитанные в семьях без отца, бескорыстные, ответственные, деликатные, &nbsp;отзывчивые, заботливые. С другой стороны, в их личностной структуре сформирован полюс&nbsp; подчиняемости и зависимости, что создает риски воспроизводства созависимых отношений.</p> 2022-09-20T00:00:00+07:00 Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/11904 СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ 2022-09-22T00:08:33+07:00 Наталья Сидоровна Селукова madam.selukova@yadex.ru <p>В статье рассматривается важность психологического здоровья педагога. Предложены пути сохранения и развития здоровья, которое непосредственно влияет на процесс и результат качества педагогической деятельности. Автором проведен аналитический обзор психолого-педагогической литературы по данной проблеме, проведена диагностика психологического здоровья и сформированности коммуникативно-личностных качеств, отмечается рост числа педагогов, испытывающих эмоциональное выгорание, показаны конкретные приемы работы с воспитателями и будущими педагогами, дана оценка эффективности программы формирования профессионального общения и здоровьесбережения. Полученные результаты выявили факт, что адаптированная система работы не только оказывает благоприятное влияние на психологическое состояние участников воспитательно-образовательного процесса, но и гарантирует эффективность их профессиональной деятельности, тем самым определяя успешность системы образования в целом. Данный опыт может быть полезен для педагогов всех ступеней образования.</p> 2022-09-20T00:00:00+07:00 Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/11907 РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ У СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 2022-09-23T23:53:06+07:00 Алексей Олегович Шарапов sharapov@bsu.edu.ru Дарья Алексеевна Воротынцева darink1@yandex.ru Ольга Ивановна Гринёва grineva@bsu.edu.ru <p>В статье представлены результаты оценки коррекционной программы, целью которой является развитие жизненной концепции у учащихся, склонных к девиантному поведению. Изучение и описание концептов «Жизненного пути» представлено в пространстве личностной ценностно-смысловой сферы и в пространстве личного опыта «временных» аспектов своей жизни. Выявлены деструктивные качества во «временных» и «ценностно-смысловых» аспектах жизненных концепций студентов (таких как жизнь «сегодня» или «вчера», отсутствие целей и перспектив для «будущей жизни», отсутствие жизненных сил и способности контроля жизни, отсутствие инвариантов выбора в улучшении собственной жизни). Установлено, что коррекционно-развивающая работа по программе, направленная на развитие представлений о личном жизненном пути, способствует снижению склонности учащихся к девиантному поведению.</p> 2022-09-23T23:48:00+07:00 Copyright (c) 2022 Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета http://bppasu.ru/article/view/11909 НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРИЕМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ В ВУЗЕ 2022-09-24T00:05:20+07:00 Мария Игоревна Шарко ivanova.mi@mail.ru <p>В статье рассматривается использование нестандартных приемов текущего контроля. На основе содержания понятия «формирующий контроль» и необходимости формировать личностные результаты обучения обосновывается возможность применения подобных приемов. Определяются преимущества, ограничения и педагогические условия использования «Колеса метафор», учебного синквейна и «Айсберга» как нестандартных приемов контроля. Указанные приемы объединены на основе метафоричности, сочетания устной и письменной форм.</p> 2022-09-20T00:00:00+07:00 Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/11910 ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ 2022-09-24T00:16:30+07:00 Елена Вячеславовна Шитикова shitikova@bsu.edu.ru <p>В ранней юности происходит интенсивное развитие самосознания. Раскрытие собственной индивидуальности не может произойти без переживания чувства одиночества. Цель эмпирического исследования состояла в изучении особенностей переживания чувства одиночества личности юношей и девушек в возрасте 16–18 лет. В статье проанализированы положительные и негативные последствия чувства одиночества в развитии самосознания личности в ранней юности. Выборка старшеклассников разделена на три группы согласно уровню выраженности чувства одиночества. В статье анализируются характеристики, доминирующие виды одиночества и особенности тревожности у юношей и девушек с высоким, средним и низким уровнями переживания чувства одиночества. Выявлено, что для большинства старшеклассников характерно оптимальное переживание чувства одиночества, способствующее протеканию процесса индивидуализации через самопознание и построение «образа Я», в отличие от юношей и девушек с высоким показателем чувства одиночества, для которых характерны замкнутость, трудности межличностных отношений, повышенная тревожность. Выявлены значимые связи между общим уровнем переживания чувства одиночества и личностной тревожностью, а также между видами одиночества и ситуативной тревожностью личности в ранней юности.</p> 2022-09-20T00:00:00+07:00 Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/11912 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ: СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ 2022-09-24T23:34:42+07:00 Наталья Геннадьевна Янова yanova.ng@yandex.ru Яна Константиновна Смирнова yana.smirnova@mail.ru Никита Сергеевич Батуев n.s.batuev@mail.ru <p>Работа посвящена проблеме социокультурных компетенций в современном образовании. Представлен теоретический и экспериментальный анализ возрастных рисков социокультурной транзитивности в подростковой субкультуре. Анализ выполнен в парадигме психологии транзитивности как современной методологии культурной психологии и психологии развития. Обсуждаются вопросы связи ценностно-смыслового и социокультурного развития школьников. Исследуется гипотеза&nbsp;&nbsp; культурной, а не возрастной природы транзитивных отношений в системе ценностей. Исследование выполнено на материале лонгитюдного мониторинга в муниципальной системе общего образования.&nbsp; Результаты показывают рассогласование социальных и культурных средств освоения опыта.</p> 2022-09-20T00:00:00+07:00 Copyright (c)