http://bppasu.ru/issue/feedВестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета2023-09-26T09:22:12+07:00Кайгородова Надежда Захаровнаkaigarodova@email.asu.ruOpen Journal Systems<p><strong>ISSN 2500-3135.(Online)</strong></p> <p><strong>ЭЛ № ФС 77 - 83863</strong></p> <h4>Электронный журнал «Вестник психологии и педагогики АлтГУ»</h4> <p>Учрежден в целях:</p> <p>1) оперативного опубликования новых научных и практических результатов в области психологии и педагогики;</p> <p>2) опубликования научно-образовательных и методических материалов в области психологии и педагогики, которые невозможно представить в традиционном бумажном виде;</p> <p>3) обеспечения условий Интернет–публикаций широкому кругу научных работников, преподавателей, практиков, а также студентов, магистрантов, аспирантов, проявивших себя в исследовательской деятельности;</p> <p>4) информационной поддержки и сопровождения научно-образовательных проектов и оперативного обмена информацией.</p> <p><span style="text-decoration: underline;">Разделы журнала</span>: психология и педагогика.</p> <p>В журнале «<span style="text-decoration: underline;">Вестник психологии и педагогогики АлтГУ</span>» публикуются оригинальные научные статьи и обзоры, рецензии, краткие сообщения и письма в редакцию на русском или английском языках, посвященные теоретическим и методическим проблемам и достижениям в области психологии и педагогики.</p> <p>В журнале также возможно размещение информации об издании монографий, учебников, учебных пособий и др. информации, которая может вызвать интерес у читателей. Стоимость размещения рекламной информации договорная.</p> <p> </p>http://bppasu.ru/article/view/13583СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 2023-09-26T09:22:11+07:00Лариса Николаевна Антилогова antilogova@yandex.ru<p>Статья содержит описание особенностей коммуникации и коммуникативной компетентности девиантных подростков. Рассматриваются факторы успешного формирования коммуникативной компетентности подростков. Приводятся данные эмпирического исследования, на основе которого было установлено, что у девиантных подростков доминирует агрессивный и зависимый способы поведения в коммуникативных ситуациях, а у подростков с нормативным поведением – компетентный. Общение девиантных подростков отличается более низким самоконтролем, сопровождается затруднениями; у подростков с нормативным поведением коммуникативные затруднения отличались меньшей степенью выраженности. В целом было установлено, что подростки с девиантным поведением имеют менее компетентный (уверенный) способ общения по сравнению с подростками с нормативным поведением.</p>2023-09-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 http://bppasu.ru/article/view/13584ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИАГНОЗОМ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ2023-09-24T19:46:55+07:00Елизавета Владимировна Багроваelicaveta24@mail.ruТатьяна Ивановна Рычко ivanovna.1997@bk.ru<p>Авторами статьи сделан анализ существующих теоретических основ психолого-педагогических подходов к развитию внимания у детей дошкольного возраста с диагнозом сахарный диабет исходя из выделенных возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Проведенное исследование показало, что развитие внимания возможно только при условии системной работы, при помощи специально подобранных дидактических игр и упражнений. Дошкольники, страдающие инсулинозависимым сахарным диабетом, демонстрировали на начало опытно-экспериментальной работы низкие показатели развития внимания, а после внедрения в режимные моменты и в план занятий дидактических игр показали качественные изменения свойств внимания.</p>2023-09-27T00:00:00+07:00Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/13596ПОЭЗИЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ2023-09-25T13:39:13+07:00Кристина Ильинична Большевыхkristina.bolshevyx@mail.ruТатьяна Сергеевна Дорохова70571@mail.ru<p>Патриотизм – это одно из наиболее значимых качеств личности − современного человека, а потому патриотическое воспитание является одной из важнейших функций образования. Проблематика статьи определяется высоким потенциалом поэзии, в том числе военной лирики, как средства патриотического воспитания подростков и возможностями использования ее в образовательном процессе. При этом в школьной программе отсутствует военная лирика современных авторов, в том числе посвященная специальной военной операции. Так, возникает противоречие между высоким потенциалом военной лирики как средства патриотического воспитания и недостаточным использованием стихов, посвященных СВО, в образовательном процессе. Из противоречия вытекает проблема исследования: как использовать лирику, посвященную СВО, в патриотическом воспитании современных школьников. Таким образом, цель исследования – на основе анализа содержания программы по литературе выявить возможности использования военной лирики, посвященной СВО, в патриотическом воспитании школьников.</p> <p>В статье анализируются нормативно-правовые документы, регулирующие сферу российского образования и собственно образовательный процесс в школе, в частности, содержание программы по литературе, акцент делается на анализ лирики, изучаемой начиная с младших классов. Полученные данные позволяют сделать вывод о возможности и необходимости использования поэзии в качестве средства патриотического воспитания учащихся как в учебной, так и во внеучебной деятельности.</p>2023-09-27T00:00:00+07:00Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/13601ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА2023-09-25T21:27:58+07:00Кристина Ивановна Декатоваdekatovaki@mail.ruЕкатерина Викторовна Кауноваkatekw23@gmail.com<p>В статье рассматривается актуальная проблема формирования читательской грамотности в условиях современного образовательного процесса. Целью исследования стало развитие читательских умений школьников. В статье описаны подходы к изучению такого читательского умения, как понимание текста, а также проанализированы факторы, влияющие на способность обучающихся декодировать текстовые единицы разного уровня сложности.</p>2023-09-27T00:00:00+07:00Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/13597ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ2023-09-26T09:22:12+07:00Елена Викторовна Донгаузерdong-elena@yandex.ruКсения Михайловна Савва kseniya-savva@yandex.ruЛуси Баоliuxue2020@mail.ru<p>В данной статье представлен анализ систем высшего образования Китая и России, на основании которого выявлены некоторые особенности представленных систем и обозначены возможные направления сотрудничества двух стран в сфере высшего образования.</p>2023-09-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 http://bppasu.ru/article/view/13585МЕТОДИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА2023-09-26T09:22:12+07:00Елена Ивановна Заречневаwerowarya@mail.ru<p>В статье исследуется методика стимулирования активности специалиста творческого коллектива в инновационном проекте при помощи распределения (дифференциации) направлений его целеполагания и построения маршрута достижения цели научно-инновационной деятельности. Автором рассматривается алгоритм, основанный на поэтапной работе специалиста творческого коллектива инновационного проекта с личной и профессиональной мотивацией как способом стимулирования его творческой активности в инновационном проекте.</p>2023-09-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 http://bppasu.ru/article/view/13586КОГНИТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА2023-09-26T09:22:12+07:00Инесса Викторовна Кашкароваinna6404@mail.ruОльга Геннадьевна Холодковаholodkova.fnk@mail.ru<p>В статье рассматривается концепция когнитивной регуляции эмоций Н. Гарнефски и В. Крайг, влияние способов когнитивной регуляции эмоций на адаптацию (дезадаптацию) личности. Поднимается актуальный вопрос исследования факторов, влияющих на выбор той или иной стратегии когнитивной регуляции эмоций. В качестве одного из таких факторов рассматриваются ценностные ориентации личности. В работе приведены результаты исследования взаимосвязи стратегий когнитивной регуляции эмоций и типов ценностей у студентов педагогического университета.</p>2023-09-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 http://bppasu.ru/article/view/13587ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ2023-09-26T09:22:12+07:00Людмила Александровна ПовстянPovstyan1946@mail.ruТатьяна Михайловна Юдинаdiipik@yandex.ru<p>В статье используется психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера. Цель настоящего исследования ‑ выявление особенностей развития эстетического восприятия у детей, лишенных родительского попечения, воспитанников детского дома, переживших влияние депривационной среды развития. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наличии у детей природных, общих, независимых от социокультурных факторов (внешних) предпосылок для развития художественного вкуса как составляющих эстетического восприятия окружающей действительности. Данное предположение определяет практическую значимость выделенных предпосылок в плане реализации задач эстетического воспитания, направленных на решение проблем личностного развития детей.</p>2023-09-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 http://bppasu.ru/article/view/13602ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ2023-09-25T22:16:20+07:00Иван Борисович Рязановivanryazanov@inbox.ruНадежда Захаровна Кайгородоваkaigorodova56@gmail.com<p>Современная молодежь использует музыку как наиболее предпочтительный вид организации досуга, как способ регулирования своего эмоционального состояния. Реакции разных слушателей на музыку одного стиля могут значительно различаться. Цель настоящего исследования: изучить особенности динамики психоэмоционального состояния в юношеском возрасте при прослушивании музыки разных стилей в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей.</p> <p>Для оценки индивидуальных особенностей слушателей использовались методики Г. Айзенка «Самооценка психических состояний» и «Личностный опросник». Психоэмоциональное состояние испытуемых до и после прослушивания музыки оценивалось с помощью опросников: «Методика Дембо-Рубинштейна», «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» Н.П. Фетискина и «Шкала состояний» в адаптация А.Б. Леоновой. Использовалась музыка следующих стилей: блэк-метал, блюз, инди-поп, рок, рэп-рок, рэпкор, танцевальная/электронная музыка. </p> <p>В целом полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что прослушивание музыки разных стилей может оказывать разнонаправленное и значимое влияние на психоэмоциональное состояние человека. Некоторые стили (рэп-рок, рэпкор и блэк-метал) могут вызывать отрицательные эмоции и снижать уровень комфорта, в то время как другие (блюз и инди-поп) могут повышать настроение и уровень комфорта.</p> <p>Особенности динамики психоэмоционального состояния при прослушивании музыки определяются не только ее стилем и исходным состоянием, но и личностными особенностями слушателей. Было обнаружено, что чем выше уровень тревожности, нейротизма и ниже уровень экстраверсии, тем сильнее ухудшение самочувствия и снижение самооценки эмоциональных состояний под воздействием музыки в стиле рэп-рок и рэпкор.</p>2023-09-27T00:00:00+07:00Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/13603ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛЮДЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ2023-09-25T22:30:46+07:00Елена Дмитриевна Сидельниковаsavchenkoed@mail.ru<p>Алкогольная зависимость приводит к изменениям в мотивационной сфере личности. В работе с зависимыми людьми важно учитывать эти особенности трансформации и использовать их для достижения ремиссии. Был проведен сравнительный анализ данных у двух групп испытуемых (1 группа – люди с алкогольной зависимостью, находящиеся на начальном этапе ресоциализации; 2 группа – на заключительном этапе ресоциализации) с целью выявления особенностей изменения мотивационной сферы и использования полученных данных при разработке программ работы с людьми с алкогольной зависимостью. Исследование проводилось при помощи методик: диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан), диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, тест СЖО Д.А. Леонтьева; шкала психологического благополучия Рифф в модификации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко.</p>2023-09-27T00:00:00+07:00Copyright (c) http://bppasu.ru/article/view/13588ВОЗМОЖНОСТИ MICROSOFT POWERPOINT ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНТЕРАКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ2023-09-26T09:22:12+07:00Татьяна Геннадьевна Ширинаtatjana.shirina@mail.ruЕкатерина Евгеньевна ДонинаEkaterina.Donina@novsu.ruВалерия Андреевна Осиповаs248252@std.novsu.ru<p>Данная статья посвящена рассмотрению возможностей использования Microsoft PowerPoint в подготовке будущих педагогов к интерактивному взаимодействию участников образовательных отношений. Кроме того, исследуются функции программы подготовки мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint как комплексного средства обеспечения наглядности, активного диалогового взаимодействия в образовательном процессе, как составных частей интерактивного взаимодействия участников образовательных отношений.</p>2023-09-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023