ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ

УДК 371.263

  • Екатерина Михайловна Бородина Уральский государственный педагогический университет Email: kate1302112008@ya.ru
  • Елена Викторовна Донгаузер Уральский государственный педагогический университет Email: dong-elena@yandex.ru
Ключевые слова: качество образования, низкие результаты качества образования, высокие результаты качества образования, образовательные возможности, школы, обучающиеся

Аннотация

В данной статье представлено исследование проблем качества образовательных результатов в системе общего образования Российской Федерации. Исследуются факторы, которые влияют на достижение школьниками высоких и низких образовательных результатов. Эти результаты являются важным показателем деятельности современных образовательных организаций, и понимание причин их проявления значимо для разработки эффективных стратегий обучения и повышения качества образования. Авторами также анализируется ситуация в системе образования Свердловской области в обозначенном контексте.

Методами исследования являлись анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация; анализ документов, количественный и качественный анализ данных. Сделаны выводы о необходимости создания многоуровневой системы поддержки школ, стабильно демонстрирующих низкие образовательные результаты.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Екатерина Михайловна Бородина, Уральский государственный педагогический университет

Аспирант кафедры педагогики и педагогической компаративистики

Елена Викторовна Донгаузер, Уральский государственный педагогический университет

Доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики

Литература

Аналитический обзор международной практики поддержки школ с низкими результатами обучения / С. Ю. Новоселова, Т.В. Потемкина [и др.] // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 5. С. 55–60.

Блонский П.П. Трудные школьники. М. : Работник просвещения, 1929. 105 с.

Боброва Е.А. Контекстные характеристики выявления школ с низкими результатами обучения и их кластеризация для организации адресной помощи общеобразовательным организациям // Вестник Белгородского института развития образования. 2022. Т. 9, № 2 (24). С. 6–16.

Бородина Е.М. Нормативно-правовой аспект развития системы образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: Сборник статей / Научная редакция Е.В. Донгаузер, Т.С. Дороховой. Екатеринбург : [б.и.], 2022. С. 196–200.

Бородина Е.М. Правовой аспект трансформации системы оценки качества образования в общеобразовательных организациях Российской Федерации // Современный учитель - взгляд в будущее: Сборник научных статей Международного научно-образовательного форума. В 3-х частях, Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 года. Том Часть 3. Екатеринбург : [б.и.], 2022. С. 201–204.

Бородина Е.М., Донгаузер Е.В. Трансформация понятия «качество образования» в системе общего образования Российской Федерации // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов VII Международной конференции. Екатеринбург : [б.и.], 2023. С. 87–98.

Бутовская З.С. Образовательная бедность в РФ: проблемы измерения и оценки // Образовательная политика. 2022. № 2 (90). С. 52–69.

Верхотурова О.В. Муниципальная практика по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения в Александрово-Заводском районе // Педагогическое обозрение. 2020. № 1 (41). С. 52–55.

Вечканова Н.В. Переход в эффективный режим функционирования школ с низкими результатами обучения и школ, работающих в неблагоприятных условиях // Сахалинское образование XXI век. 2019. № 2. С. 24–29.

Ермакова Г.А. Оценка качества образования как инструмент развития учителя и школы // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы XXII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2021 года. Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. С. 406–411.

Зборовский Г.Е. Образовательно неуспешные учащиеся в неуспешных школах: надежда на лучшее // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 5 (74). С. 9–17.

Ильясов Д.Ф. Педагогические факторы повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности обучающихся в школах с низкими результатами обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 208–211.

Клюкин Д.А. О шкалах измерения факторов риска низких образовательных результатов школ // Актуальные вопросы отечественной теории и практики социального воспитания подрастающего поколения: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Глазов, 24–25 ноября 2022 года. Глазов : Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, 2022. С. 110–114.

Кравцов С.С. Основные подходы к анализу результатов национальных исследований качества образования // Педагогические измерения. 2018. № 1. С. 9–15.

Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования // Федеральный институт оценки качества образования. М., 2020. 8 с. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D1%8B%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A8%D0%BD%D0%BE%D1%80_.pdf

Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся // Федеральный институт оценки качества образования. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ШНOР/Методрекомендации%20по%20ШНOР.pdf

Петерсон Л.Г. Обобщенная модель повышения качества образования на основе методологических механизмов рефлексивной самоорганизации в школах с низкими результатами обучения // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: Сборник материалов VI Всероссийской научно-методической интернет-конференции, Москва, 07–08 декабря 2017 года / Под общей редакцией С.Ю. Новоселовой. М. : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2018. С. 606–624.

Порш Л.А. К проблеме повышения качества общего образования // Актуальные вопросы современного образования: региональный аспект: Материалы региональной научно-практической конференции, Иркутск, 03 декабря 2021 года / Отв. редактор В.И. Метелица. Иркутск : Аспринт, 2021. С. 31–36.

Супротивина М.В. Критерии качественного образования // Актуальные проблемы естественных, математических, технических наук и их преподавания: Сборник научных трудов. Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. С. 194–198.

Тимерханов Д.Г. Система оценки образовательных результатов на основе комплексного и критериально-уровневого подходов // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2022. № 1(15). С. 34–39.

References:

Analiticheskij obzor mezhdunarodnoj praktiki podderzhki shkol s nizkimi rezul'tatami obuchenija / S. Ju. Novoselova, T.V. Potemkina [i dr.]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2016. No 5. P. 55–60.

Blonskij P.P. Trudnye shkol'niki. M.: Rabotnik prosveshhenija, 1929. 105 p.

Bobrova E.A. Kontekstnye harakteristiki vyjavlenija shkol s nizkimi rezul'tatami obuchenija i ih klasterizacija dlja organizacii adresnoj pomoshhi obshheobrazovatel'nym organizacijam. Vestnik Belgorodskogo instituta razvitija obrazovanija. 2022. Vol. 9, No 2 (24). P. 6–16.

Borodina E.M. Normativno-pravovoj aspekt razvitija sistemy obrazovanija v Rossijskoj Federacii. Aktual'nye problemy sociogumanitarnogo obrazovanija: Sbornik statej. Nauchnaja redakcija E.V. Dongauzer, T.S. Dorohovoj. Ekaterinburg: [b. i.], 2022. P. 196–200.

Borodina E.M. Pravovoj aspekt transformacii sistemy ocenki kachestva obrazovanija v obshheobrazovatel'nyh organizacijah Rossijskoj Federacii. Sovremennyj uchitel' - vzgljad v budushhee: Sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma. V 3-h chastjah, Ekaterinburg, 17–18 nojabrja 2022 goda. Tom Chast' 3. Ekaterinburg: [b. i.], 2022. P. 201–204.

Borodina E.M., Dongauzer E.V. Transformacija ponjatija «kachestvo obrazovanija» v sisteme obshhego obrazovanija Rossijskoj Federacii. Tradicii i innovacii v pedagogicheskom obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov VII Mezhdunarodnoj konferencii. Ekaterinburg: [b. i.], 2023. P. 87–98.

Butovskaja Z.S. Obrazovatel'naja bednost' v RF: problemy izmerenija i ocenki. Obrazovatel'naja politika. 2022. No 2 (90). P. 52–69.

Verhoturova O.V. Municipal'naja praktika po povysheniju kachestva obrazovanija v shkolah s nizkimi rezul'tatami obuchenija v Aleksandrovo-Zavodskom rajone. Pedagogicheskoe obozrenie. 2020. No 1 (41). P. 52–55.

Vechkanova N.V. Perehod v jeffektivnyj rezhim funkcionirovanija shkol s nizkimi rezul'tatami obuchenija i shkol, rabotajushhih v neblagoprijatnyh uslovijah. Sahalinskoe obrazovanie XXI vek. 2019. No 2. P. 24–29.

Ermakova G.A. Ocenka kachestva obrazovanija kak instrument razvitija uchitelja i shkoly. Integracija metodicheskoj (nauchno-metodicheskoj) raboty i sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov: Materialy XXII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cheljabinsk, 20 aprelja 2021 goda. Cheljabinsk: Cheljabinskij institut perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija, 2021. P. 406–411.

Zborovskij G.E. Obrazovatel'no neuspeshnye uchashhiesja v neuspeshnyh shkolah: nadezhda na luchshee. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021. No 5 (74). P. 9–17.

Il'jasov D.F. Pedagogicheskie faktory povyshenija uchebnoj motivacii i produktivnosti uchebnoj dejatel'nosti obuchajushhihsja v shkolah s nizkimi rezul'tatami obuchenija. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2020. No 6(85). P. 208–211.

Kljukin D.A. O shkalah izmerenija faktorov riska nizkih obrazovatel'nyh rezul'tatov shkol. Aktual'nye voprosy otechestvennoj teorii i praktiki social'nogo vospitanija podrastajushhego pokolenija: Sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Glazov, 24–25 nojabrja 2022 goda. Glazov: Glazovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut imeni V.G. Korolenko, 2022. P. 110–114.

Kravcov S.S. Osnovnye podhody k analizu rezul'tatov nacional'nyh issledovanij kachestva obrazovanija. Pedagogicheskie izmerenija. 2018. No 1. P. 9–15.

Metodika vyjavlenija obshheobrazovatel'nyh organizacij, imejushhih nizkie obrazovatel'nye rezul'taty obuchajushhihsja, na osnove kompleksnogo analiza dannyh ob obrazovatel'nyh organizacijah, v tom chisle dannyh o kachestve obrazovanija. Federal'nyj institut ocenki kachestva obrazovanija. M., 2020. 8 p. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D1%8B%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A8%D0%BD%D0%BE%D1%80_.pdf

Metodika okazanija adresnoj metodicheskoj pomoshhi obshheobrazovatel'nym organizacijam, imejushhim nizkie obrazovatel'nye rezul'taty obuchajushhihsja. Federal'nyj institut ocenki kachestva obrazovanija. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ShNOR/Metodrekomendacii%20po%20ShNOR.pdf

Peterson L.G. Obobshhennaja model' povyshenija kachestva obrazovanija na osnove metodologicheskih mehanizmov refleksivnoj samoorganizacii v shkolah s nizkimi rezul'tatami obuchenija. Povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v izmenjajushhemsja obrazovanii: Sbornik materialov VI Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj internet-konferencii, Moskva, 07–08 dekabrja 2017 goda. Pod obshhej redakciej S.Ju. Novoselovoj. M.: Federal'noe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija Akademija povyshenija kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki rabotnikov obrazovanija, 2018. P. 606–624.

Porsh L.A. K probleme povyshenija kachestva obshhego obrazovanija. Aktual'nye voprosy sovremennogo obrazovanija: regional'nyj aspekt: Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Irkutsk, 03 dekabrja 2021 goda / Otv. redaktor V.I. Metelica. Irkutsk: Asprint, 2021. P. 31–36.

Suprotivina M.V. Kriterii kachestvennogo obrazovanija. Aktual'nye problemy estestvennyh, matematicheskih, tehnicheskih nauk i ih prepodavanija: Sbornik nauchnyh trudov. Lipeck: Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni P.P. Semenova-Tjan-Shanskogo, 2022. P. 194–198.

Timerhanov D.G. Sistema ocenki obrazovatel'nyh rezul'tatov na osnove kompleksnogo i kriterial'no-urovnevogo podhodov. Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija. 2022. No 1(15). P. 34–39.

Опубликован
2024-09-23
Как цитировать
1. Бородина Е. М., Донгаузер Е. В. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 3. С. 15-33. URL: http://bppasu.ru/article/view/15855.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)