ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ
УДК 371.263
Аннотация
В данной статье представлено исследование проблем качества образовательных результатов в системе общего образования Российской Федерации. Исследуются факторы, которые влияют на достижение школьниками высоких и низких образовательных результатов. Эти результаты являются важным показателем деятельности современных образовательных организаций, и понимание причин их проявления значимо для разработки эффективных стратегий обучения и повышения качества образования. Авторами также анализируется ситуация в системе образования Свердловской области в обозначенном контексте.
Методами исследования являлись анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация; анализ документов, количественный и качественный анализ данных. Сделаны выводы о необходимости создания многоуровневой системы поддержки школ, стабильно демонстрирующих низкие образовательные результаты.
Скачивания
Литература
Аналитический обзор международной практики поддержки школ с низкими результатами обучения / С. Ю. Новоселова, Т.В. Потемкина [и др.] // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 5. С. 55–60.
Блонский П.П. Трудные школьники. М. : Работник просвещения, 1929. 105 с.
Боброва Е.А. Контекстные характеристики выявления школ с низкими результатами обучения и их кластеризация для организации адресной помощи общеобразовательным организациям // Вестник Белгородского института развития образования. 2022. Т. 9, № 2 (24). С. 6–16.
Бородина Е.М. Нормативно-правовой аспект развития системы образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: Сборник статей / Научная редакция Е.В. Донгаузер, Т.С. Дороховой. Екатеринбург : [б.и.], 2022. С. 196–200.
Бородина Е.М. Правовой аспект трансформации системы оценки качества образования в общеобразовательных организациях Российской Федерации // Современный учитель - взгляд в будущее: Сборник научных статей Международного научно-образовательного форума. В 3-х частях, Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 года. Том Часть 3. Екатеринбург : [б.и.], 2022. С. 201–204.
Бородина Е.М., Донгаузер Е.В. Трансформация понятия «качество образования» в системе общего образования Российской Федерации // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов VII Международной конференции. Екатеринбург : [б.и.], 2023. С. 87–98.
Бутовская З.С. Образовательная бедность в РФ: проблемы измерения и оценки // Образовательная политика. 2022. № 2 (90). С. 52–69.
Верхотурова О.В. Муниципальная практика по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения в Александрово-Заводском районе // Педагогическое обозрение. 2020. № 1 (41). С. 52–55.
Вечканова Н.В. Переход в эффективный режим функционирования школ с низкими результатами обучения и школ, работающих в неблагоприятных условиях // Сахалинское образование XXI век. 2019. № 2. С. 24–29.
Ермакова Г.А. Оценка качества образования как инструмент развития учителя и школы // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы XXII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2021 года. Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. С. 406–411.
Зборовский Г.Е. Образовательно неуспешные учащиеся в неуспешных школах: надежда на лучшее // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 5 (74). С. 9–17.
Ильясов Д.Ф. Педагогические факторы повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности обучающихся в школах с низкими результатами обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 208–211.
Клюкин Д.А. О шкалах измерения факторов риска низких образовательных результатов школ // Актуальные вопросы отечественной теории и практики социального воспитания подрастающего поколения: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Глазов, 24–25 ноября 2022 года. Глазов : Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, 2022. С. 110–114.
Кравцов С.С. Основные подходы к анализу результатов национальных исследований качества образования // Педагогические измерения. 2018. № 1. С. 9–15.
Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования // Федеральный институт оценки качества образования. М., 2020. 8 с. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D1%8B%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A8%D0%BD%D0%BE%D1%80_.pdf
Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся // Федеральный институт оценки качества образования. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ШНOР/Методрекомендации%20по%20ШНOР.pdf
Петерсон Л.Г. Обобщенная модель повышения качества образования на основе методологических механизмов рефлексивной самоорганизации в школах с низкими результатами обучения // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: Сборник материалов VI Всероссийской научно-методической интернет-конференции, Москва, 07–08 декабря 2017 года / Под общей редакцией С.Ю. Новоселовой. М. : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2018. С. 606–624.
Порш Л.А. К проблеме повышения качества общего образования // Актуальные вопросы современного образования: региональный аспект: Материалы региональной научно-практической конференции, Иркутск, 03 декабря 2021 года / Отв. редактор В.И. Метелица. Иркутск : Аспринт, 2021. С. 31–36.
Супротивина М.В. Критерии качественного образования // Актуальные проблемы естественных, математических, технических наук и их преподавания: Сборник научных трудов. Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. С. 194–198.
Тимерханов Д.Г. Система оценки образовательных результатов на основе комплексного и критериально-уровневого подходов // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2022. № 1(15). С. 34–39.
References:
Analiticheskij obzor mezhdunarodnoj praktiki podderzhki shkol s nizkimi rezul'tatami obuchenija / S. Ju. Novoselova, T.V. Potemkina [i dr.]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2016. No 5. P. 55–60.
Blonskij P.P. Trudnye shkol'niki. M.: Rabotnik prosveshhenija, 1929. 105 p.
Bobrova E.A. Kontekstnye harakteristiki vyjavlenija shkol s nizkimi rezul'tatami obuchenija i ih klasterizacija dlja organizacii adresnoj pomoshhi obshheobrazovatel'nym organizacijam. Vestnik Belgorodskogo instituta razvitija obrazovanija. 2022. Vol. 9, No 2 (24). P. 6–16.
Borodina E.M. Normativno-pravovoj aspekt razvitija sistemy obrazovanija v Rossijskoj Federacii. Aktual'nye problemy sociogumanitarnogo obrazovanija: Sbornik statej. Nauchnaja redakcija E.V. Dongauzer, T.S. Dorohovoj. Ekaterinburg: [b. i.], 2022. P. 196–200.
Borodina E.M. Pravovoj aspekt transformacii sistemy ocenki kachestva obrazovanija v obshheobrazovatel'nyh organizacijah Rossijskoj Federacii. Sovremennyj uchitel' - vzgljad v budushhee: Sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma. V 3-h chastjah, Ekaterinburg, 17–18 nojabrja 2022 goda. Tom Chast' 3. Ekaterinburg: [b. i.], 2022. P. 201–204.
Borodina E.M., Dongauzer E.V. Transformacija ponjatija «kachestvo obrazovanija» v sisteme obshhego obrazovanija Rossijskoj Federacii. Tradicii i innovacii v pedagogicheskom obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov VII Mezhdunarodnoj konferencii. Ekaterinburg: [b. i.], 2023. P. 87–98.
Butovskaja Z.S. Obrazovatel'naja bednost' v RF: problemy izmerenija i ocenki. Obrazovatel'naja politika. 2022. No 2 (90). P. 52–69.
Verhoturova O.V. Municipal'naja praktika po povysheniju kachestva obrazovanija v shkolah s nizkimi rezul'tatami obuchenija v Aleksandrovo-Zavodskom rajone. Pedagogicheskoe obozrenie. 2020. No 1 (41). P. 52–55.
Vechkanova N.V. Perehod v jeffektivnyj rezhim funkcionirovanija shkol s nizkimi rezul'tatami obuchenija i shkol, rabotajushhih v neblagoprijatnyh uslovijah. Sahalinskoe obrazovanie XXI vek. 2019. No 2. P. 24–29.
Ermakova G.A. Ocenka kachestva obrazovanija kak instrument razvitija uchitelja i shkoly. Integracija metodicheskoj (nauchno-metodicheskoj) raboty i sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov: Materialy XXII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cheljabinsk, 20 aprelja 2021 goda. Cheljabinsk: Cheljabinskij institut perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija, 2021. P. 406–411.
Zborovskij G.E. Obrazovatel'no neuspeshnye uchashhiesja v neuspeshnyh shkolah: nadezhda na luchshee. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021. No 5 (74). P. 9–17.
Il'jasov D.F. Pedagogicheskie faktory povyshenija uchebnoj motivacii i produktivnosti uchebnoj dejatel'nosti obuchajushhihsja v shkolah s nizkimi rezul'tatami obuchenija. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2020. No 6(85). P. 208–211.
Kljukin D.A. O shkalah izmerenija faktorov riska nizkih obrazovatel'nyh rezul'tatov shkol. Aktual'nye voprosy otechestvennoj teorii i praktiki social'nogo vospitanija podrastajushhego pokolenija: Sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Glazov, 24–25 nojabrja 2022 goda. Glazov: Glazovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut imeni V.G. Korolenko, 2022. P. 110–114.
Kravcov S.S. Osnovnye podhody k analizu rezul'tatov nacional'nyh issledovanij kachestva obrazovanija. Pedagogicheskie izmerenija. 2018. No 1. P. 9–15.
Metodika vyjavlenija obshheobrazovatel'nyh organizacij, imejushhih nizkie obrazovatel'nye rezul'taty obuchajushhihsja, na osnove kompleksnogo analiza dannyh ob obrazovatel'nyh organizacijah, v tom chisle dannyh o kachestve obrazovanija. Federal'nyj institut ocenki kachestva obrazovanija. M., 2020. 8 p. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D1%8B%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A8%D0%BD%D0%BE%D1%80_.pdf
Metodika okazanija adresnoj metodicheskoj pomoshhi obshheobrazovatel'nym organizacijam, imejushhim nizkie obrazovatel'nye rezul'taty obuchajushhihsja. Federal'nyj institut ocenki kachestva obrazovanija. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ShNOR/Metodrekomendacii%20po%20ShNOR.pdf
Peterson L.G. Obobshhennaja model' povyshenija kachestva obrazovanija na osnove metodologicheskih mehanizmov refleksivnoj samoorganizacii v shkolah s nizkimi rezul'tatami obuchenija. Povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v izmenjajushhemsja obrazovanii: Sbornik materialov VI Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj internet-konferencii, Moskva, 07–08 dekabrja 2017 goda. Pod obshhej redakciej S.Ju. Novoselovoj. M.: Federal'noe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija Akademija povyshenija kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki rabotnikov obrazovanija, 2018. P. 606–624.
Porsh L.A. K probleme povyshenija kachestva obshhego obrazovanija. Aktual'nye voprosy sovremennogo obrazovanija: regional'nyj aspekt: Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Irkutsk, 03 dekabrja 2021 goda / Otv. redaktor V.I. Metelica. Irkutsk: Asprint, 2021. P. 31–36.
Suprotivina M.V. Kriterii kachestvennogo obrazovanija. Aktual'nye problemy estestvennyh, matematicheskih, tehnicheskih nauk i ih prepodavanija: Sbornik nauchnyh trudov. Lipeck: Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni P.P. Semenova-Tjan-Shanskogo, 2022. P. 194–198.
Timerhanov D.G. Sistema ocenki obrazovatel'nyh rezul'tatov na osnove kompleksnogo i kriterial'no-urovnevogo podhodov. Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija. 2022. No 1(15). P. 34–39.
Copyright (c) 2024 Екатерина Михайловна Бородина, Елена Викторовна Донгаузер
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи