QUALITY OF EDUCATION IN MODERN RUSSIAN SCHOOLS
УДК 371.263
Abstract
This article explores the quality of educational outcomes, highlighting it as a significant and urgent issue within the general education system of the Russian Federation. The study examines various factors that contribute to both high and low educational results among schoolchildren. These outcomes serve as vital indicators of the performance of contemporary educational institutions, making it essential to understand their underlying causes in order to develop effective learning strategies and enhance the overall quality of education. Additionally, the authors analyze the current state of the education system in the Sverdlovsk region within this framework. The research employs a range of methods, including analysis and synthesis, comparison, generalization, specification, document analysis, and both quantitative and qualitative data analysis.
The findings underscore the necessity for establishing a multi-level support system for schools that consistently report low educational results. This support system aims to address the challenges faced by these institutions and promote improved educational outcomes.
Downloads
References
Аналитический обзор международной практики поддержки школ с низкими результатами обучения / С. Ю. Новоселова, Т.В. Потемкина [и др.] // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 5. С. 55–60.
Блонский П.П. Трудные школьники. М. : Работник просвещения, 1929. 105 с.
Боброва Е.А. Контекстные характеристики выявления школ с низкими результатами обучения и их кластеризация для организации адресной помощи общеобразовательным организациям // Вестник Белгородского института развития образования. 2022. Т. 9, № 2 (24). С. 6–16.
Бородина Е.М. Нормативно-правовой аспект развития системы образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: Сборник статей / Научная редакция Е.В. Донгаузер, Т.С. Дороховой. Екатеринбург : [б.и.], 2022. С. 196–200.
Бородина Е.М. Правовой аспект трансформации системы оценки качества образования в общеобразовательных организациях Российской Федерации // Современный учитель - взгляд в будущее: Сборник научных статей Международного научно-образовательного форума. В 3-х частях, Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 года. Том Часть 3. Екатеринбург : [б.и.], 2022. С. 201–204.
Бородина Е.М., Донгаузер Е.В. Трансформация понятия «качество образования» в системе общего образования Российской Федерации // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов VII Международной конференции. Екатеринбург : [б.и.], 2023. С. 87–98.
Бутовская З.С. Образовательная бедность в РФ: проблемы измерения и оценки // Образовательная политика. 2022. № 2 (90). С. 52–69.
Верхотурова О.В. Муниципальная практика по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения в Александрово-Заводском районе // Педагогическое обозрение. 2020. № 1 (41). С. 52–55.
Вечканова Н.В. Переход в эффективный режим функционирования школ с низкими результатами обучения и школ, работающих в неблагоприятных условиях // Сахалинское образование XXI век. 2019. № 2. С. 24–29.
Ермакова Г.А. Оценка качества образования как инструмент развития учителя и школы // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы XXII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2021 года. Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. С. 406–411.
Зборовский Г.Е. Образовательно неуспешные учащиеся в неуспешных школах: надежда на лучшее // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 5 (74). С. 9–17.
Ильясов Д.Ф. Педагогические факторы повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности обучающихся в школах с низкими результатами обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 208–211.
Клюкин Д.А. О шкалах измерения факторов риска низких образовательных результатов школ // Актуальные вопросы отечественной теории и практики социального воспитания подрастающего поколения: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Глазов, 24–25 ноября 2022 года. Глазов : Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, 2022. С. 110–114.
Кравцов С.С. Основные подходы к анализу результатов национальных исследований качества образования // Педагогические измерения. 2018. № 1. С. 9–15.
Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования // Федеральный институт оценки качества образования. М., 2020. 8 с. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D1%8B%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A8%D0%BD%D0%BE%D1%80_.pdf
Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся // Федеральный институт оценки качества образования. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ШНOР/Методрекомендации%20по%20ШНOР.pdf
Петерсон Л.Г. Обобщенная модель повышения качества образования на основе методологических механизмов рефлексивной самоорганизации в школах с низкими результатами обучения // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: Сборник материалов VI Всероссийской научно-методической интернет-конференции, Москва, 07–08 декабря 2017 года / Под общей редакцией С.Ю. Новоселовой. М. : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2018. С. 606–624.
Порш Л.А. К проблеме повышения качества общего образования // Актуальные вопросы современного образования: региональный аспект: Материалы региональной научно-практической конференции, Иркутск, 03 декабря 2021 года / Отв. редактор В.И. Метелица. Иркутск : Аспринт, 2021. С. 31–36.
Супротивина М.В. Критерии качественного образования // Актуальные проблемы естественных, математических, технических наук и их преподавания: Сборник научных трудов. Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. С. 194–198.
Тимерханов Д.Г. Система оценки образовательных результатов на основе комплексного и критериально-уровневого подходов // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2022. № 1(15). С. 34–39.
References:
Analiticheskij obzor mezhdunarodnoj praktiki podderzhki shkol s nizkimi rezul'tatami obuchenija / S. Ju. Novoselova, T.V. Potemkina [i dr.]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2016. No 5. P. 55–60.
Blonskij P.P. Trudnye shkol'niki. M.: Rabotnik prosveshhenija, 1929. 105 p.
Bobrova E.A. Kontekstnye harakteristiki vyjavlenija shkol s nizkimi rezul'tatami obuchenija i ih klasterizacija dlja organizacii adresnoj pomoshhi obshheobrazovatel'nym organizacijam. Vestnik Belgorodskogo instituta razvitija obrazovanija. 2022. Vol. 9, No 2 (24). P. 6–16.
Borodina E.M. Normativno-pravovoj aspekt razvitija sistemy obrazovanija v Rossijskoj Federacii. Aktual'nye problemy sociogumanitarnogo obrazovanija: Sbornik statej. Nauchnaja redakcija E.V. Dongauzer, T.S. Dorohovoj. Ekaterinburg: [b. i.], 2022. P. 196–200.
Borodina E.M. Pravovoj aspekt transformacii sistemy ocenki kachestva obrazovanija v obshheobrazovatel'nyh organizacijah Rossijskoj Federacii. Sovremennyj uchitel' - vzgljad v budushhee: Sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma. V 3-h chastjah, Ekaterinburg, 17–18 nojabrja 2022 goda. Tom Chast' 3. Ekaterinburg: [b. i.], 2022. P. 201–204.
Borodina E.M., Dongauzer E.V. Transformacija ponjatija «kachestvo obrazovanija» v sisteme obshhego obrazovanija Rossijskoj Federacii. Tradicii i innovacii v pedagogicheskom obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov VII Mezhdunarodnoj konferencii. Ekaterinburg: [b. i.], 2023. P. 87–98.
Butovskaja Z.S. Obrazovatel'naja bednost' v RF: problemy izmerenija i ocenki. Obrazovatel'naja politika. 2022. No 2 (90). P. 52–69.
Verhoturova O.V. Municipal'naja praktika po povysheniju kachestva obrazovanija v shkolah s nizkimi rezul'tatami obuchenija v Aleksandrovo-Zavodskom rajone. Pedagogicheskoe obozrenie. 2020. No 1 (41). P. 52–55.
Vechkanova N.V. Perehod v jeffektivnyj rezhim funkcionirovanija shkol s nizkimi rezul'tatami obuchenija i shkol, rabotajushhih v neblagoprijatnyh uslovijah. Sahalinskoe obrazovanie XXI vek. 2019. No 2. P. 24–29.
Ermakova G.A. Ocenka kachestva obrazovanija kak instrument razvitija uchitelja i shkoly. Integracija metodicheskoj (nauchno-metodicheskoj) raboty i sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov: Materialy XXII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cheljabinsk, 20 aprelja 2021 goda. Cheljabinsk: Cheljabinskij institut perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija, 2021. P. 406–411.
Zborovskij G.E. Obrazovatel'no neuspeshnye uchashhiesja v neuspeshnyh shkolah: nadezhda na luchshee. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021. No 5 (74). P. 9–17.
Il'jasov D.F. Pedagogicheskie faktory povyshenija uchebnoj motivacii i produktivnosti uchebnoj dejatel'nosti obuchajushhihsja v shkolah s nizkimi rezul'tatami obuchenija. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2020. No 6(85). P. 208–211.
Kljukin D.A. O shkalah izmerenija faktorov riska nizkih obrazovatel'nyh rezul'tatov shkol. Aktual'nye voprosy otechestvennoj teorii i praktiki social'nogo vospitanija podrastajushhego pokolenija: Sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Glazov, 24–25 nojabrja 2022 goda. Glazov: Glazovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut imeni V.G. Korolenko, 2022. P. 110–114.
Kravcov S.S. Osnovnye podhody k analizu rezul'tatov nacional'nyh issledovanij kachestva obrazovanija. Pedagogicheskie izmerenija. 2018. No 1. P. 9–15.
Metodika vyjavlenija obshheobrazovatel'nyh organizacij, imejushhih nizkie obrazovatel'nye rezul'taty obuchajushhihsja, na osnove kompleksnogo analiza dannyh ob obrazovatel'nyh organizacijah, v tom chisle dannyh o kachestve obrazovanija. Federal'nyj institut ocenki kachestva obrazovanija. M., 2020. 8 p. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D1%8B%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A8%D0%BD%D0%BE%D1%80_.pdf
Metodika okazanija adresnoj metodicheskoj pomoshhi obshheobrazovatel'nym organizacijam, imejushhim nizkie obrazovatel'nye rezul'taty obuchajushhihsja. Federal'nyj institut ocenki kachestva obrazovanija. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ShNOR/Metodrekomendacii%20po%20ShNOR.pdf
Peterson L.G. Obobshhennaja model' povyshenija kachestva obrazovanija na osnove metodologicheskih mehanizmov refleksivnoj samoorganizacii v shkolah s nizkimi rezul'tatami obuchenija. Povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v izmenjajushhemsja obrazovanii: Sbornik materialov VI Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj internet-konferencii, Moskva, 07–08 dekabrja 2017 goda. Pod obshhej redakciej S.Ju. Novoselovoj. M.: Federal'noe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija Akademija povyshenija kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki rabotnikov obrazovanija, 2018. P. 606–624.
Porsh L.A. K probleme povyshenija kachestva obshhego obrazovanija. Aktual'nye voprosy sovremennogo obrazovanija: regional'nyj aspekt: Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Irkutsk, 03 dekabrja 2021 goda / Otv. redaktor V.I. Metelica. Irkutsk: Asprint, 2021. P. 31–36.
Suprotivina M.V. Kriterii kachestvennogo obrazovanija. Aktual'nye problemy estestvennyh, matematicheskih, tehnicheskih nauk i ih prepodavanija: Sbornik nauchnyh trudov. Lipeck: Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni P.P. Semenova-Tjan-Shanskogo, 2022. P. 194–198.
Timerhanov D.G. Sistema ocenki obrazovatel'nyh rezul'tatov na osnove kompleksnogo i kriterial'no-urovnevogo podhodov. Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija. 2022. No 1(15). P. 34–39.
Copyright (c) 2024 Екатерина Михайловна Бородина, Елена Викторовна Донгаузер

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University is a golden publisher, as we allow self-archiving, but most importantly we are fully transparent about your rights.
Authors may present and discuss their findings ahead of publication: at scientific conferences, on preprint servers, in public databases, and in blogs, wikis, tweets, and other informal communication channels.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University allows authors to deposit manuscripts (currently under review or those for intended submission) in non-commercial, pre-print servers such as ArXiv.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).