МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

УДК 374

  • Дмитрий Валентинович Смышляев ГУДО «Кузбасский центр физического воспитания детей» Email: cd-80@mail.ru
  • Владимир Владимирович Кириченко МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» Email: kirichenkov68@gmail.com
  • Эдуард Михайлович Казин Кемеровский государственный университет Email: kazin_valeol@mail.ru
  • Татьяна Семеновна Панина ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Email: panina1510@mail.ru
  • Надежда Павловна Абаскалова Новосибирский государственный педагогический университет Email: abaskalova2005@mail.ru
Ключевые слова: система повышения квалификации педагога, дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности, адаптационные возможности обучающихся, профессиональные компетенции педагогов организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Аннотация

Дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности характеризуется разнообразными формами организованной двигательной активности обучающихся, широким выбором различных профилей спортивной деятельности, предлагает решение важнейших задач, связанных с поддержанием высокого уровня физической подготовленности, адаптивных возможностей и стрессоустойчивости организма обучающихся. Современная система повышения квалификации педагогических работников должна учитывать особенности развития личностного потенциала подростков в системе физкультурно-спортивного дополнительного образования, быть направленной на активизацию психофизических и когнитивных функций индивида, учитывать технологии использования индивидуальных и дифференцированных средств в тренировочном и образовательном процессе.

Целью исследования является изучение методологических предпосылок и методических условий профессионального развития педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Мы пришли к выводу, что проектирование маршрута профессионального развития педагога дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности должно ориентироваться на следующие уровни методического обеспечения: 1) повышение квалификации в системе непрерывного профессионального развития 2) методические стажировки 3) деятельность педагога в профессиональном сообществе.

Для повышения уровня профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и тренеров-преподавателей по виду спорта нами предлагается создание современной трехкомпонентной системы повышения квалификации педагогических работников, сформированной в соответствии с современными требованиями и вызовами сегодняшнего дня, которая включает в себя базовый, развивающий и здоровьесберегающий компоненты.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Дмитрий Валентинович Смышляев , ГУДО «Кузбасский центр физического воспитания детей»

Директор

Владимир Владимирович Кириченко , МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»

Кандидат педагогических наук, руководитель структурного подразделения «Бассейн»

Эдуард Михайлович Казин , Кемеровский государственный университет

Доктор биологических наук, профессор,

ведущий научный сотрудник научно-инновационного управления

Татьяна Семеновна Панина , ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»

Доктор педагогических наук,  профессор,

кафедра педагогики, психологии и профессионального образования

Надежда Павловна Абаскалова , Новосибирский государственный педагогический университет

Доктор педагогических наук, профессор

Литература

Андросова Г.А., Михайлова Е.Я., Закревская Н.Г. Система дополнительного профессионального образования как фактор кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2023. № 4. С. 2–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-kak-faktor-kadrovogo-obespecheniya-sfery-fizicheskoy-kultury-i-sporta/viewer

Голодок Д.А. Значение повышения квалификации педагогов дополнительного образования / Академия подготовки главных специалистов. Модуль 6. Управление системой дополнительного образования. URL: https://specialitet.ru/lekcyi/pedagog/pdo/lekcyy_modul_6_vopros_4.PDF?ysclid=lvyox3kqz7964037840

Игнатьева Г.А. Институциональный вектор развития опережающего дополнительного профессионального образования // Непрерывное образование. 2018. № 4(26). С. 4–9.

Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Инновационный технологический формат дополнительного образования педагогов // Педагогика и просвещение. 2015. № 4(20). С. 350–371.

Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Дочкин С.А. и др. Развитие личностного потенциала субъектов образования в процессе здоровьесберегающего сопровождения: монография / Под науч. ред. Э.М. Казина. М. : «Русское слово – учебник», 2023. 304 с.

Козак М. В. Совершенствование педагогического мастерства педагога // Учитель Кузбасса. 2023. № 1. С. 9–11.

Копыстынский А.С. Совершенствование профессиональных компетенций тренера / История, современность и инновации в спортивной науке: сб. мат-лов Всероссийской международным участием (02-03 ноября 2023 года) / ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры». СПб : ФГБУ СПбНИИФК, 2023. С. 427–430.

Нерадовская О.Р. Использование образовательного потенциала неформального профессионального сообщества для развития профессионализма педагогов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2018а. 23 с.

Нерадовская О.Р. Непрерывное развитие профессионализма педагогов через использование акме-направленных форм взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4(32). С. 5–11.

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»). URL: https://www.xn--d1auey.xn--p1ai/public/users/31/PDF/300120172225.pdf

Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2006. URL: http://www.omsk.edu/volume/.

Смышляев Д.В., Казин Э.М., Кириченко В.В., Панина Т.С., Кошко Н.Н. Развитие познавательной мотивации и адаптационного потенциала подростков в зависимости от условий проведения учебно-тренировочных занятий физической культурой и спортом в системе дополнительного образования / // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 2. С. 122–136. URL: http://sp-journal.ru/article/12765

Смышляев Д.В., Казин Э.М., Кириченко В.В., Панина Т.С., Кошко Н.Н. Организация учебно-тренировочного процесса в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности с учетом особенностей спортивной профилизации и личностного потенциала индивида / // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 3. С. 46–58. URL: http://sp-journal.ru/article/13502

Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. 224 с.

Трещёв А.М., Исамуллаева Д.Р. Внутрифирменное повышение квалификации педагога в учреждениях дополнительного образования (в сфере физкультуры и спорта) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 101–103.

References:

Androsova G.A., Mihajlova E.Ja., Zakrevskaja N.G. Sistema dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija kak faktor kadrovogo obespechenija sfery fizicheskoj kul'tury i sporta. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2023. No 4. P. 2–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-kak-faktor-kadrovogo-obespecheniya-sfery-fizicheskoy-kultury-i-sporta/viewer

Golodok D.A. Znachenie povyshenija kvalifikacii pedagogov dopolnitel'nogo obrazovanija. Akademija podgotovki glavnyh specialistov. Modul' 6. Upravlenie sistemoj dopolnitel'nogo obrazovanija. URL: https://specialitet.ru/lekcyi/pedagog/pdo/lekcyy_modul_6_vopros_4.PDF?ysclid=lvyox3kqz7964037840

Ignat'eva G.A. Institucional'nyj vektor razvitija operezhajushhego dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija. Nepreryvnoe obrazovanie. 2018. No 4(26). P. 4–9.

Ignat'eva G.A., Tulupova O.V. Innovacionnyj tehnologicheskij format dopolnitel'nogo obrazovanija pedagogov. Pedagogika i prosveshhenie. 2015. No 4(20). P. 350–371.

Kazin Je.M., Abaskalova N.P., Dochkin S.A. i dr. Razvitie lichnostnogo potenciala sub#ektov obrazovanija v processe zdorov'esberegajushhego soprovozhdenija: monografija. Pod nauch. red. Je.M. Kazina. M. : «Russkoe slovo – uchebnik», 2023. 304 p.

Kozak M. V. Sovershenstvovanie pedagogicheskogo masterstva pedagoga // Uchitel' Kuzbassa. 2023. No 1. P. 9–11.

Kopystynskij A.S. Sovershenstvovanie professional'nyh kompetencij trenera / Istorija, sovremennost' i innovacii v sportivnoj nauke: sb. mat-lov Vserossijskoj mezhdunarodnym uchastiem (02-03 nojabrja 2023 goda) / FGBU «Sankt-Peterburgskij nauchno-issledovatel'skij institut fizicheskoj kul'tury». SPb : FGBU SPbNIIFK, 2023. P. 427–430.

Neradovskaja O.R. Ispol'zovanie obrazovatel'nogo potenciala neformal'nogo professional'nogo soobshhestva dlja razvitija professionalizma pedagogov: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Tomsk, 2018a. 23 p.

Neradovskaja O.R. Nepreryvnoe razvitie professionalizma pedagogov cherez ispol'zovanie akme-napravlennyh form vzaimodejstvija // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018. No 4(32). P. 5–11.

Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 18.11.2015 № 09-3242 «O napravlenii informacii» (Vmeste s «Metodicheskimi rekomendacijami po proektirovaniju dopolnitel'nyh obshherazvivajushhih programm (vkljuchaja raznourovnevye programmy»). URL: https://www.xn--d1auey.xn--p1ai/public/users/31/PDF/300120172225.pdf

Radionova N.F., Trjapicyna A.P. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2006. URL: http://www.omsk.edu/volume/.

Smyshljaev D.V., Kazin Je.M., Kirichenko V.V., Panina T.S., Koshko N.N. Razvitie poznavatel'noj motivacii i adaptacionnogo potenciala podrostkov v zavisimosti ot uslovij provedenija uchebno-trenirovochnyh zanjatij fizicheskoj kul'turoj i sportom v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija / // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2023. No 2. P. 122–136. URL: http://sp-journal.ru/article/12765

Smyshljaev D.V., Kazin Je.M., Kirichenko V.V., Panina T.S., Koshko N.N. Organizacija uchebno-trenirovochnogo processa v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija fizkul'turno-sportivnoj napravlennosti s uchetom osobennostej sportivnoj profilizacii i lichnostnogo potenciala individa / // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2023. No 3. P. 46–58. URL: http://sp-journal.ru/article/13502

Sokolova N.A. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovanija detej: ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov. Cheljabinsk : Izd-vo Cheljab. gos. ped. un-ta, 2010. 224 p.

Treshhjov A.M., Isamullaeva D.R. Vnutrifirmennoe povyshenie kvalifikacii pedagoga v uchrezhdenijah dopolnitel'nogo obrazovanija (v sfere fizkul'tury i sporta) // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. 2012. No 3. P. 101–103.

Опубликован
2024-09-24
Как цитировать
1. Смышляев Д. В., Кириченко В. В., Казин Э. М., Панина Т. С., Абаскалова Н. П. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 3. С. 136-159. URL: http://bppasu.ru/article/view/15868.