МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
УДК 374
Аннотация
Дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности характеризуется разнообразными формами организованной двигательной активности обучающихся, широким выбором различных профилей спортивной деятельности, предлагает решение важнейших задач, связанных с поддержанием высокого уровня физической подготовленности, адаптивных возможностей и стрессоустойчивости организма обучающихся. Современная система повышения квалификации педагогических работников должна учитывать особенности развития личностного потенциала подростков в системе физкультурно-спортивного дополнительного образования, быть направленной на активизацию психофизических и когнитивных функций индивида, учитывать технологии использования индивидуальных и дифференцированных средств в тренировочном и образовательном процессе.
Целью исследования является изучение методологических предпосылок и методических условий профессионального развития педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Мы пришли к выводу, что проектирование маршрута профессионального развития педагога дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности должно ориентироваться на следующие уровни методического обеспечения: 1) повышение квалификации в системе непрерывного профессионального развития 2) методические стажировки 3) деятельность педагога в профессиональном сообществе.
Для повышения уровня профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и тренеров-преподавателей по виду спорта нами предлагается создание современной трехкомпонентной системы повышения квалификации педагогических работников, сформированной в соответствии с современными требованиями и вызовами сегодняшнего дня, которая включает в себя базовый, развивающий и здоровьесберегающий компоненты.
Скачивания
Литература
Андросова Г.А., Михайлова Е.Я., Закревская Н.Г. Система дополнительного профессионального образования как фактор кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2023. № 4. С. 2–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-kak-faktor-kadrovogo-obespecheniya-sfery-fizicheskoy-kultury-i-sporta/viewer
Голодок Д.А. Значение повышения квалификации педагогов дополнительного образования / Академия подготовки главных специалистов. Модуль 6. Управление системой дополнительного образования. URL: https://specialitet.ru/lekcyi/pedagog/pdo/lekcyy_modul_6_vopros_4.PDF?ysclid=lvyox3kqz7964037840
Игнатьева Г.А. Институциональный вектор развития опережающего дополнительного профессионального образования // Непрерывное образование. 2018. № 4(26). С. 4–9.
Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Инновационный технологический формат дополнительного образования педагогов // Педагогика и просвещение. 2015. № 4(20). С. 350–371.
Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Дочкин С.А. и др. Развитие личностного потенциала субъектов образования в процессе здоровьесберегающего сопровождения: монография / Под науч. ред. Э.М. Казина. М. : «Русское слово – учебник», 2023. 304 с.
Козак М. В. Совершенствование педагогического мастерства педагога // Учитель Кузбасса. 2023. № 1. С. 9–11.
Копыстынский А.С. Совершенствование профессиональных компетенций тренера / История, современность и инновации в спортивной науке: сб. мат-лов Всероссийской международным участием (02-03 ноября 2023 года) / ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры». СПб : ФГБУ СПбНИИФК, 2023. С. 427–430.
Нерадовская О.Р. Использование образовательного потенциала неформального профессионального сообщества для развития профессионализма педагогов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2018а. 23 с.
Нерадовская О.Р. Непрерывное развитие профессионализма педагогов через использование акме-направленных форм взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4(32). С. 5–11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»). URL: https://www.xn--d1auey.xn--p1ai/public/users/31/PDF/300120172225.pdf
Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2006. URL: http://www.omsk.edu/volume/.
Смышляев Д.В., Казин Э.М., Кириченко В.В., Панина Т.С., Кошко Н.Н. Развитие познавательной мотивации и адаптационного потенциала подростков в зависимости от условий проведения учебно-тренировочных занятий физической культурой и спортом в системе дополнительного образования / // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 2. С. 122–136. URL: http://sp-journal.ru/article/12765
Смышляев Д.В., Казин Э.М., Кириченко В.В., Панина Т.С., Кошко Н.Н. Организация учебно-тренировочного процесса в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности с учетом особенностей спортивной профилизации и личностного потенциала индивида / // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 3. С. 46–58. URL: http://sp-journal.ru/article/13502
Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. 224 с.
Трещёв А.М., Исамуллаева Д.Р. Внутрифирменное повышение квалификации педагога в учреждениях дополнительного образования (в сфере физкультуры и спорта) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 101–103.
References:
Androsova G.A., Mihajlova E.Ja., Zakrevskaja N.G. Sistema dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija kak faktor kadrovogo obespechenija sfery fizicheskoj kul'tury i sporta. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2023. No 4. P. 2–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-kak-faktor-kadrovogo-obespecheniya-sfery-fizicheskoy-kultury-i-sporta/viewer
Golodok D.A. Znachenie povyshenija kvalifikacii pedagogov dopolnitel'nogo obrazovanija. Akademija podgotovki glavnyh specialistov. Modul' 6. Upravlenie sistemoj dopolnitel'nogo obrazovanija. URL: https://specialitet.ru/lekcyi/pedagog/pdo/lekcyy_modul_6_vopros_4.PDF?ysclid=lvyox3kqz7964037840
Ignat'eva G.A. Institucional'nyj vektor razvitija operezhajushhego dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija. Nepreryvnoe obrazovanie. 2018. No 4(26). P. 4–9.
Ignat'eva G.A., Tulupova O.V. Innovacionnyj tehnologicheskij format dopolnitel'nogo obrazovanija pedagogov. Pedagogika i prosveshhenie. 2015. No 4(20). P. 350–371.
Kazin Je.M., Abaskalova N.P., Dochkin S.A. i dr. Razvitie lichnostnogo potenciala sub#ektov obrazovanija v processe zdorov'esberegajushhego soprovozhdenija: monografija. Pod nauch. red. Je.M. Kazina. M. : «Russkoe slovo – uchebnik», 2023. 304 p.
Kozak M. V. Sovershenstvovanie pedagogicheskogo masterstva pedagoga // Uchitel' Kuzbassa. 2023. No 1. P. 9–11.
Kopystynskij A.S. Sovershenstvovanie professional'nyh kompetencij trenera / Istorija, sovremennost' i innovacii v sportivnoj nauke: sb. mat-lov Vserossijskoj mezhdunarodnym uchastiem (02-03 nojabrja 2023 goda) / FGBU «Sankt-Peterburgskij nauchno-issledovatel'skij institut fizicheskoj kul'tury». SPb : FGBU SPbNIIFK, 2023. P. 427–430.
Neradovskaja O.R. Ispol'zovanie obrazovatel'nogo potenciala neformal'nogo professional'nogo soobshhestva dlja razvitija professionalizma pedagogov: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Tomsk, 2018a. 23 p.
Neradovskaja O.R. Nepreryvnoe razvitie professionalizma pedagogov cherez ispol'zovanie akme-napravlennyh form vzaimodejstvija // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018. No 4(32). P. 5–11.
Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 18.11.2015 № 09-3242 «O napravlenii informacii» (Vmeste s «Metodicheskimi rekomendacijami po proektirovaniju dopolnitel'nyh obshherazvivajushhih programm (vkljuchaja raznourovnevye programmy»). URL: https://www.xn--d1auey.xn--p1ai/public/users/31/PDF/300120172225.pdf
Radionova N.F., Trjapicyna A.P. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2006. URL: http://www.omsk.edu/volume/.
Smyshljaev D.V., Kazin Je.M., Kirichenko V.V., Panina T.S., Koshko N.N. Razvitie poznavatel'noj motivacii i adaptacionnogo potenciala podrostkov v zavisimosti ot uslovij provedenija uchebno-trenirovochnyh zanjatij fizicheskoj kul'turoj i sportom v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija / // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2023. No 2. P. 122–136. URL: http://sp-journal.ru/article/12765
Smyshljaev D.V., Kazin Je.M., Kirichenko V.V., Panina T.S., Koshko N.N. Organizacija uchebno-trenirovochnogo processa v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija fizkul'turno-sportivnoj napravlennosti s uchetom osobennostej sportivnoj profilizacii i lichnostnogo potenciala individa / // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2023. No 3. P. 46–58. URL: http://sp-journal.ru/article/13502
Sokolova N.A. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovanija detej: ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov. Cheljabinsk : Izd-vo Cheljab. gos. ped. un-ta, 2010. 224 p.
Treshhjov A.M., Isamullaeva D.R. Vnutrifirmennoe povyshenie kvalifikacii pedagoga v uchrezhdenijah dopolnitel'nogo obrazovanija (v sfere fizkul'tury i sporta) // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. 2012. No 3. P. 101–103.
Copyright (c) 2024 Дмитрий Валентинович Смышляев , Владимир Владимирович Кириченко , Эдуард Михайлович Казин , Татьяна Семеновна Панина , Татьяна Семеновна Панина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи