ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

УДК 374

  • Дмитрий Валентинович Смышляев ГУДО «Кузбасский центр физического воспитания детей» Email: cd-80@mail.ru
  • Эдуард Михайлович Казин Кемеровский государственный университет Email: kazin_valeol@mail.ru
  • Владимир Владимирович Кириченко МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» Email: kirichenkov68@gmail.com
Ключевые слова: социально-адаптивная компетенция, педагог, дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности, модель, повышение квалификации

Аннотация

На современном этапе развития системы дополнительного образования требуется расширение знаний в психологии и педагогике, а не только постоянное совершенствование педагога в конкретной предметной области.  Поэтому непременным условием эффективности деятельности педагогов системы дополнительного образования является сочетание специально организованного постдипломного образования с самообразованием.

Одной из важнейших компетенций педагога, на наш взгляд, является социально-адаптивная компетентность как основа формирования социализации обучающихся и наращивания их личностного потенциала. 

В статье предлагается педагогическая модель развития социально-адаптивной компетенции педагога дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Модель содержит трехкомпонентную систему повышения квалификации и учитывает специфику организации двигательной  активности, а также профиль спортивной деятельности. 

Данная система включает технологии поддержания высокого уровня физической подготовленности, адаптивных возможностей и стрессоустойчивости  организма обучающихся  на основе  совершенствования дидактической, информационно-технологической  и психолого-педагогической компетенции педагога.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Дмитрий Валентинович Смышляев, ГУДО «Кузбасский центр физического воспитания детей»

Директор

Эдуард Михайлович Казин, Кемеровский государственный университет

Доктор биологических наук, профессор,

ведущий научный сотрудник научно-инновационного управления

Владимир Владимирович Кириченко , МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»

Кандидат педагогических наук, руководитель структурного подразделения «Бассейн»

Литература

Арлашева Л.В., Казин Э.М, Абаскалова Н.П., Семенкова Т.Н. Педагогические условия адаптивно-развивающего взаимодействия субъектов образования // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. 2024. № 2. С. 1–16.

Бермус А.Г., Сериков В.В., Алтыникова Н.В. Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 4. С. 667–691.

Захарьев Я.О., Захарьева Н.Н. Новый методический подход в преподавании материала с учетом типов вегетативной регуляции нервной системы учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 5. С. 73–76.

Игнатьева Г.А. Институциональный вектор развития опережающего дополнительного профессионального образования // Непрерывное образование. 2018. № 4(26). С. 4–9.

Кириченко В.В. Социально-адаптивная компетентность учителя физической культуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2024. № 2(54). С. 126–133.

Козак М.В. Совершенствование педагогического мастерства педагога // Учитель Кузбасса. 2023. № 1. С. 9–11.

Нерадовская О.Р. Непрерывное развитие профессионализма педагогов через использование акме-направленных форм взаимодействия//Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4(32). С. 5–11.

Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Кн. II. Психолого-физиологические и социально-педагогические подходы к формированию здоровьесберегающей среды в основной и средней школе : учебно-методическое пособие / Под ред. Э.М. Казина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 695 с.

Працун, Э.В. Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона: дисс… к. пед. н.: 13.00.01. Кемерово, 2013. 213 с.

Развитие личностного потенциала субъектов образования в процессе здоровьесберегающего сопровождения: монография / Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, С.А. Дочкин [и др.]; под науч. ред. Э. М. Казина. М.: «Русское слово – учебник», 2023. 304 с.

Смышляев Д.В., Казин Э.М., Кириченко В.В., Панина Т. С., Кошко Н.Н. Развитие познавательной мотивации и адаптационного потенциала подростков в зависимости от условий проведения учебно-тренировочных занятий физической культурой и спортом в системе дополнительного образования // Сибирский педагогический журнал. 2023а. № 2. С. 122-136.

Смышляев Д.В., Казин Э.М., Кириченко В.В., Панина Т.С., Кошко Н.Н. Организация учебно-тренировочного процесса в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности с учетом особенностей спортивной профилизации и личностного потенциала индивида / // Сибирский педагогический журнал. 2023б. № 3. С. 46–58.

Смышляев Д.В., Кириченко В.В., Казин Э.М., Панина Т.С. Методологические предпосылки и методические условия профессионального развития педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. 2024. № 3. С. 136–159.

Щенникова М. Ю., Клецов К. Г., Щенников А. Н. Организационно-методические условия реализации обучения специалистов физической культуры и спорта в рамках Федерального проекта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 8 (222). С. 393.

References:

Arlasheva L.V., Kazin E.M, Abaskalova N.P., Semenkova T.N. Pedagogicheskie uslovija adaptivno-razvivajushhego vzaimodejstvija sub#ektov obrazovanija. Vestnik psihologii i pedagogiki AltGU. 2024. No 2. P. 1–16.

Bermus A.G., Serikov V.V., Altynikova N.V. Soderzhanie pedagogicheskogo obrazovanija v sovremennom mire: smysly, problemy, praktiki i perspektivy razvitija. Vestnik RUDN. Serija: Psihologija i pedagogika. 2021. Vol. 18. No 4. P. 667–691.

Zahar'ev Ja.O., Zahar'eva N.N. Novyj metodicheskij podhod v prepodavanii materiala s uchetom tipov vegetativnoj reguljacii nervnoj sistemy uchashhihsja. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2012. No 5. P. 73–76.

Ignat'eva G.A. Institucional'nyj vektor razvitija operezhajushhego dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija. Nepreryvnoe obrazovanie. 2018. No 4(26). P. 4–9.

Kirichenko V.V. Social'no-adaptivnaja kompetentnost' uchitelja fizicheskoj kul'tury. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2024. No 2(54). P. 126–133.

Kozak M.V. Sovershenstvovanie pedagogicheskogo masterstva pedagoga. Uchitel' Kuzbassa. 2023. No 1. P. 9–11.

Neradovskaja O.R. Nepreryvnoe razvitie professionalizma pedagogov cherez ispol'zovanie akme-napravlennyh form vzaimodejstvija. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018. No 4(32). P. 5–11.

Ontogenez. Adaptacija. Zdorov'e. Obrazovanie: uchebno-metodicheskij kompleks. Kn. II. Psihologo-fiziologicheskie i social'no-pedagogicheskie podhody k formirovaniju zdorov'esberegajushhej sredy v osnovnoj i srednej shkole : uchebno-metodicheskoe posobie. E.M. Kazina (Ed.). Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2011. 695 p.

Pracun, Je.V. Razvitie zdorov'esberegajushhej kompetentnosti pedagogov v obrazovatel'noj infrastrukture regiona: diss… k. ped. n.: 13.00.01. Kemerovo, 2013. 213 p.

Razvitie lichnostnogo potenciala sub#ektov obrazovanija v processe zdorov'esberegajushhego soprovozhdenija: monografija. E.M. Kazin, N.P. Abaskalova, S.A. Dochkin [Eds.).]. Moscow: ‘Russkoe slovo – uchebnik’, 2023. 304 p.

Smyshljaev D.V., Kazin E.M., Kirichenko V.V., Panina T. S., Koshko N.N. Razvitie poznavatel'noj motivacii i adaptacionnogo potenciala podrostkov v zavisimosti ot uslovij provedenija uchebno-trenirovochnyh zanjatij fizicheskoj kul'turoj i sportom v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2023a. No 2. P. 122–136.

Smyshljaev D.V., Kazin E.M., Kirichenko V.V., Panina T.S., Koshko N.N. Organizacija uchebno-trenirovochnogo processa v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija fizkul'turno-sportivnoj napravlennosti s uchetom osobennostej sportivnoj profilizacii i lichnostnogo potenciala individa. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2023b. No 3. P. 46–58.

Smyshljaev D.V., Kirichenko V.V., Kazin E.M., Panina T.S. Metodologicheskie predposylki i metodicheskie uslovija professional'nogo razvitija pedagogov dopolnitel'nogo obrazovanija fizkul'turno-sportivnoj napravlennosti. Vestnik psihologii i pedagogiki AltGU. 2024. No 3. P. 136–159.

Shhennikova M. Ju., Klecov K. G., Shhennikov A. N. Organizacionno-metodicheskie uslovija realizacii obuchenija specialistov fizicheskoj kul'tury i sporta v ramkah Federal'nogo proekta. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2023. No 8 (222). P. 393.

Опубликован
2024-12-24
Как цитировать
1. Смышляев Д. В., Казин Э. М., Кириченко В. В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 4. С. 91-106. URL: http://bppasu.ru/article/view/16672.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)