ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
УДК 374
Аннотация
На современном этапе развития системы дополнительного образования требуется расширение знаний в психологии и педагогике, а не только постоянное совершенствование педагога в конкретной предметной области. Поэтому непременным условием эффективности деятельности педагогов системы дополнительного образования является сочетание специально организованного постдипломного образования с самообразованием.
Одной из важнейших компетенций педагога, на наш взгляд, является социально-адаптивная компетентность как основа формирования социализации обучающихся и наращивания их личностного потенциала.
В статье предлагается педагогическая модель развития социально-адаптивной компетенции педагога дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Модель содержит трехкомпонентную систему повышения квалификации и учитывает специфику организации двигательной активности, а также профиль спортивной деятельности.
Данная система включает технологии поддержания высокого уровня физической подготовленности, адаптивных возможностей и стрессоустойчивости организма обучающихся на основе совершенствования дидактической, информационно-технологической и психолого-педагогической компетенции педагога.
Скачивания
Литература
Арлашева Л.В., Казин Э.М, Абаскалова Н.П., Семенкова Т.Н. Педагогические условия адаптивно-развивающего взаимодействия субъектов образования // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. 2024. № 2. С. 1–16.
Бермус А.Г., Сериков В.В., Алтыникова Н.В. Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 4. С. 667–691.
Захарьев Я.О., Захарьева Н.Н. Новый методический подход в преподавании материала с учетом типов вегетативной регуляции нервной системы учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 5. С. 73–76.
Игнатьева Г.А. Институциональный вектор развития опережающего дополнительного профессионального образования // Непрерывное образование. 2018. № 4(26). С. 4–9.
Кириченко В.В. Социально-адаптивная компетентность учителя физической культуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2024. № 2(54). С. 126–133.
Козак М.В. Совершенствование педагогического мастерства педагога // Учитель Кузбасса. 2023. № 1. С. 9–11.
Нерадовская О.Р. Непрерывное развитие профессионализма педагогов через использование акме-направленных форм взаимодействия//Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4(32). С. 5–11.
Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Кн. II. Психолого-физиологические и социально-педагогические подходы к формированию здоровьесберегающей среды в основной и средней школе : учебно-методическое пособие / Под ред. Э.М. Казина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 695 с.
Працун, Э.В. Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона: дисс… к. пед. н.: 13.00.01. Кемерово, 2013. 213 с.
Развитие личностного потенциала субъектов образования в процессе здоровьесберегающего сопровождения: монография / Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, С.А. Дочкин [и др.]; под науч. ред. Э. М. Казина. М.: «Русское слово – учебник», 2023. 304 с.
Смышляев Д.В., Казин Э.М., Кириченко В.В., Панина Т. С., Кошко Н.Н. Развитие познавательной мотивации и адаптационного потенциала подростков в зависимости от условий проведения учебно-тренировочных занятий физической культурой и спортом в системе дополнительного образования // Сибирский педагогический журнал. 2023а. № 2. С. 122-136.
Смышляев Д.В., Казин Э.М., Кириченко В.В., Панина Т.С., Кошко Н.Н. Организация учебно-тренировочного процесса в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности с учетом особенностей спортивной профилизации и личностного потенциала индивида / // Сибирский педагогический журнал. 2023б. № 3. С. 46–58.
Смышляев Д.В., Кириченко В.В., Казин Э.М., Панина Т.С. Методологические предпосылки и методические условия профессионального развития педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. 2024. № 3. С. 136–159.
Щенникова М. Ю., Клецов К. Г., Щенников А. Н. Организационно-методические условия реализации обучения специалистов физической культуры и спорта в рамках Федерального проекта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 8 (222). С. 393.
References:
Arlasheva L.V., Kazin E.M, Abaskalova N.P., Semenkova T.N. Pedagogicheskie uslovija adaptivno-razvivajushhego vzaimodejstvija sub#ektov obrazovanija. Vestnik psihologii i pedagogiki AltGU. 2024. No 2. P. 1–16.
Bermus A.G., Serikov V.V., Altynikova N.V. Soderzhanie pedagogicheskogo obrazovanija v sovremennom mire: smysly, problemy, praktiki i perspektivy razvitija. Vestnik RUDN. Serija: Psihologija i pedagogika. 2021. Vol. 18. No 4. P. 667–691.
Zahar'ev Ja.O., Zahar'eva N.N. Novyj metodicheskij podhod v prepodavanii materiala s uchetom tipov vegetativnoj reguljacii nervnoj sistemy uchashhihsja. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2012. No 5. P. 73–76.
Ignat'eva G.A. Institucional'nyj vektor razvitija operezhajushhego dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija. Nepreryvnoe obrazovanie. 2018. No 4(26). P. 4–9.
Kirichenko V.V. Social'no-adaptivnaja kompetentnost' uchitelja fizicheskoj kul'tury. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2024. No 2(54). P. 126–133.
Kozak M.V. Sovershenstvovanie pedagogicheskogo masterstva pedagoga. Uchitel' Kuzbassa. 2023. No 1. P. 9–11.
Neradovskaja O.R. Nepreryvnoe razvitie professionalizma pedagogov cherez ispol'zovanie akme-napravlennyh form vzaimodejstvija. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018. No 4(32). P. 5–11.
Ontogenez. Adaptacija. Zdorov'e. Obrazovanie: uchebno-metodicheskij kompleks. Kn. II. Psihologo-fiziologicheskie i social'no-pedagogicheskie podhody k formirovaniju zdorov'esberegajushhej sredy v osnovnoj i srednej shkole : uchebno-metodicheskoe posobie. E.M. Kazina (Ed.). Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2011. 695 p.
Pracun, Je.V. Razvitie zdorov'esberegajushhej kompetentnosti pedagogov v obrazovatel'noj infrastrukture regiona: diss… k. ped. n.: 13.00.01. Kemerovo, 2013. 213 p.
Razvitie lichnostnogo potenciala sub#ektov obrazovanija v processe zdorov'esberegajushhego soprovozhdenija: monografija. E.M. Kazin, N.P. Abaskalova, S.A. Dochkin [Eds.).]. Moscow: ‘Russkoe slovo – uchebnik’, 2023. 304 p.
Smyshljaev D.V., Kazin E.M., Kirichenko V.V., Panina T. S., Koshko N.N. Razvitie poznavatel'noj motivacii i adaptacionnogo potenciala podrostkov v zavisimosti ot uslovij provedenija uchebno-trenirovochnyh zanjatij fizicheskoj kul'turoj i sportom v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2023a. No 2. P. 122–136.
Smyshljaev D.V., Kazin E.M., Kirichenko V.V., Panina T.S., Koshko N.N. Organizacija uchebno-trenirovochnogo processa v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija fizkul'turno-sportivnoj napravlennosti s uchetom osobennostej sportivnoj profilizacii i lichnostnogo potenciala individa. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2023b. No 3. P. 46–58.
Smyshljaev D.V., Kirichenko V.V., Kazin E.M., Panina T.S. Metodologicheskie predposylki i metodicheskie uslovija professional'nogo razvitija pedagogov dopolnitel'nogo obrazovanija fizkul'turno-sportivnoj napravlennosti. Vestnik psihologii i pedagogiki AltGU. 2024. No 3. P. 136–159.
Shhennikova M. Ju., Klecov K. G., Shhennikov A. N. Organizacionno-metodicheskie uslovija realizacii obuchenija specialistov fizicheskoj kul'tury i sporta v ramkah Federal'nogo proekta. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2023. No 8 (222). P. 393.
Copyright (c) 2024 Дмитрий Валентинович Смышляев, Эдуард Михайлович Казин, Владимир Владимирович Кириченко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи