ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ У ЖЕНЩИН

УДК 159.923

  • Ирина Александровна Ральникова Алтайский государственный университет Email: irinaralnikova@yandex.ru
Ключевые слова: кризис середины жизни, стресс, тревога, депрессия, одиночество, ригидность, удовлетворенность жизнью, смысложизненные ориентации

Аннотация

Цель – изучение маркеров переживания кризиса середины жизни у женщин. В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 35 до 45 лет. Психодиагностические методики: «Шкала депрессии, тревоги и стресса» (С. Ловибонд,  П. Ловибонд); методика диагностики субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон); методика измерения ригидности (Г. Айзенк); «Индекс жизненной удовлетворенности» (Б. Ньюгартен в адаптации Н.В. Панина); «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев). Математико-статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась посредством корреляционного анализа по Спирмену. Выявлено, что  большинство женщин в период возрастного кризиса середины жизни не удовлетворены своей жизнью, часты случаи  острого переживания стресса, тревоги, депрессии, одиночества, у них отсутствует смысл жизни, они не довольны своим настоящим, прошлым, не ставят цели на будущее. Другая часть женщин чувствуют себя психологически комфортно. Показано, что высокие показатели  депрессии, тревоги, стресса, субъективного ощущения одиночества, ригидности и низкие показатели удовлетворенности жизнью, осмысленности жизни выступают в качестве взаимосвязанных личностно-психологических маркеров переживания кризиса середины жизни у женщин.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ирина Александровна Ральникова, Алтайский государственный университет

Доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии

Литература

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр. и доп. М. : Смысл, 2008. 267 с.

Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей Красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. СПб. : Речь, 2006. 77 с.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении педагога // Мир психологии. 2002. № 4 (32). С. 194–203. URL: https://pedlib.ru/Books/4/0097/4_0097-1.shtml

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб. : Питер, 2019. 940 с.

Манукян В.Р. К вопросу о кризисе середины жизни // Вестник Санкт-петербургского университета. Сер. 12. 2008. Вып. 4. С. 94–102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-krizise-serediny-zhizni/viewer

Олеш П.К. Эмпирическая модель кризиса середины жизни у мужчин // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник науч. тр. Минск, 2000. Вып. 2. С. 95–100.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. 400 с.

Франкл В. Психотерапия на практике. СПб : Ювента, 1999. 256 с.

Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М. : Академия, 2002. 208 с.

Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М. : Фирма «Интерпракс», 1995. 286 с.

Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М. : Класс, 2001. 208 с.

Шмагина Ю.Д. Проблема кризиса среднего возраста в отечественной и зарубежной науке // Вестник Костромского гос. университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 2. С. 97–99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-krizisa-srednego-vozrasta-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-nauke

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ.; общ. ред. и предисл. АВ. Толстых. 2-е изд. М. : Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.

Юнг К.Г. Человек и его символы / Пер. Сиренко И.Н. М. : Медков С.Б., 2016. 352 с.

References:

Golovaha E.I., Kronik A.A. Psihologicheskoe vremya lichnosti. Moscow: Smysl, 2008. 267 p.

Efimkina R.P. Probuzhdenie Spyashchej Krasavicy. Psihologicheskaya iniciaciya zhenshchiny v volshebnyh skazkah. Saint Petersburg: Rech', 2006. 77 p.

Zeer E.F., Symanyuk E.E. Emocional'nyj komponent v professional'nom stanovlenii pedagoga. Mir psihologii. 2002. No 4 (32). P. 194–203. URL: https://pedlib.ru/Books/4/0097/4_0097-1.shtml

Krajg G., Bokum D. Psihologiya razvitiya. Saint Petersburg: Piter, 2019. 940 p.

Manukyan V.R. K voprosu o krizise serediny zhizni. Vestnik Sankt-peterburgskogo universiteta. Ser. 12. 2008. Vol. 4. P. 94–102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-krizise-serediny-zhizni/viewer

Olesh P.K. Empiricheskaya model' krizisa serediny zhizni u muzhchin. Vozrastnaya, pedagogicheskaya i korrekcionnaya psihologiya: Sbornik nauch. tr. Minsk, 2000. Vol. 2. P. 95–100.

Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub"ektivnoj real'nosti v ontogeneze. Moscow: Pravoslavnyj Svyato-Tihonovskij gumanitarnyj universitet, 2014. 400 p.

Frankl V. Psihoterapiya na praktike. Saint Petersburg: Yuventa, 1999. 256 p.

Huhlaeva O.V. Psihologiya razvitiya: molodost', zrelost', starost'. Moscow: Akademiya, 2002. 208 p.

Cukerman G.A., Masterov B.M. Psihologiya samorazvitiya. Moscow: Interpraks, 1995. 286 p.

Chernikov A.V. Sistemnaya semejnaya terapiya: Integrativnaya model' diagnostiki. Moscow: Klass, 2001. 208 p.

Shmagina Yu.D. Problema krizisa srednego vozrasta v otechestvennoj i zarubezhnoj nauke. Vestnik Kostromskogo gos. universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2017. No 2. P. 97–99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-krizisa-srednego-vozrasta-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-nauke (data obrashcheniya: 15.12.2023).

Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis. Translated from English. A.V. Tolstyh (Ed.). Moscow: Flinta: MPSI: Progress, 2006. 352 p.

Yung K.G. Chelovek i ego simvoly. Moscow: Medkov S.B., 2016. 352 p.

Опубликован
2024-03-28
Как цитировать
1. Ральникова И. А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ У ЖЕНЩИН // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 1. С. 103-112. URL: http://bppasu.ru/article/view/14915.