ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ

УДК 159.923

  • Ирина Александровна Ральникова Алтайский государственный университет Email: irinaralnikova@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональные перспективы, педагогическая направленность, старшеклассники, жизненные перспективы, психологическая система

Аннотация

Цель – изучить профессиональные перспективы старшеклассников с педагогической направленностью с позиций системного подхода. Выявлено, что в основе построения профессиональных перспектив старшеклассников лежат ценности сфер профессиональной деятельности, карьеры, материальной обеспеченности,  здоровья, саморазвития;  старшеклассники ориентированы на планирование событий среднеудаленного будущего, периода от года до пяти лет;  они представляют свое  профессиональное будущее в позитивном ключе; в процессе активного становления находится самоорганизация деятельности,  навыки тактического планирования и стратегического целеполагания.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ирина Александровна Ральникова, Алтайский государственный университет

Доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии и педагогического образования

Литература

Антонова Н.В. Особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития // Психологические исследования. 2017. № 10 (53). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/370

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.

Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 31–38. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2016_n2/82367

Выготский Л.С. Психология развития человека. М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодкжи. Киев : Наукова думка, 2011. 370 с.

Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского университета. 2018. № 3. С. 37–59. URL: https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7537

Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Академия, 1999. 655 с.

Педагогическая психология: хрестоматия / сост. В.Н. Карандышев. СПб.: Питер, 2006. С. 62–66. URL: https://bookap.info/edu/avtorov_pedagogicheskaya_psihologiya_hrestomatiya/gl7.shtm

Ральникова И.А. Перестройка системы жизненных перспектив человека на этапе переломных событий. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012. 194 с.

Ральникова И.А., Ипполитова Е.А. Трансформация представлений у студентов о профессиональных перспективах как фактор самоорганизации в кризисные периоды обучения в вузе // Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 18–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-predstavleniy-studentov-o-professionalnyh-perspektivah-kak-faktor-samoorganizatsii-v-krizisnye-periody-obucheniya-v

References:

Antonova N.V. Osobennosti samoopredeleniya na razlichnyh etapah professional'nogo razvitiya // Psihologicheskie issledovaniya. 2017. No. 10 (53). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/370

Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. SPb. : Piter, 2008. 398 р.

Bochaver A.A., ZHilinskaya A.V., Hlomov K.D. Perspektivy sovremennyh podrostkov v kontekste zhiznennoj traektorii // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2016. Vol. 5. No. 2. Р. 31–38. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2016_n2/82367

Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. M. : Izd-vo Smysl, Izd-vo Eksmo, 2005. 1136 р.

Golovaha E.I. ZHiznennaya perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodyozhi. Kiev : Naukova dumka, 2011. 370 р.

Kon'shina T.M., Pryazhnikov N.S., Sadovnikova T.YU. Lichnaya professional'naya perspektiva sovremennyh rossijskih starshih podrostkov: cennostno-smyslovoj aspekt // Vestnik Moskovskogo universiteta. 2018. No. 3. Р. 37–59. URL: https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7537

Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya. M. : Akademiya, 1999. 655 р.

Pedagogicheskaya psihologiya: hrestomatiya / Sost. V.N. Karandyshev. SPb. : Piter, 2006. Р. 62–66. URL: https://bookap.info/edu/avtorov_pedagogicheskaya_psihologiya_hrestomatiya/gl7.shtm

Ral'nikova I.A. Perestrojka sistemy zhiznennyh perspektiv cheloveka na etape perelomnyh sobytij. Barnaul : Izd-vo Alt. Un-ta, 2012. 194 р.

Ral'nikova I.A., Ippolitova E.A. Transformaciya predstavlenij u studentov o professional'nyh perspektivah kak faktor samoorganizacii v krizisnye periody obucheniya v Vuze // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2009. No. 32. Р. 18–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-predstavleniy-studentov-o-professionalnyh-perspektivah-kak-faktor-samoorganizatsii-v-krizisnye-periody-obucheniya-v

Опубликован
2023-03-27
Как цитировать
1. Ральникова И. А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2023. Т. 5. № 1. С. 77-86. URL: http://bppasu.ru/article/view/12712.