СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НАХОДЯЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)

УДК 159.923

  • Ирина Александровна Ральникова Алтайский государственный университет Email: irinaralnikova@yandex.ru
  • Марина Валерьевна Шамардина Алтайский государственный университет Email: marav_sh@mail.ru
  • Наталья Викторовна Киреева Алтайский государственный университет Email: natashakireeva50@gmail.com
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, система жизненных смыслов, смысложизненный кризис, осмысленность жизни, жизненный смысл, юношеский возраст

Аннотация

Проблема становления смысложизненных ориентаций молодежи, социализирующейся в условиях угрозы жизни и здоровью, актуальна в контексте современных реалий трансформации российского общества. Цель – выявление смысложизненных детерминант старшеклассников, длительное время находящихся на территории ведения боевых действий в Луганской народной республике. Методики исследования: тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев),  методика на определение системы жизненных смыслов (В.Ю. Котляков), опросник смысложизненного кризиса (К.В. Карпинский), анкета о смысле жизни (В.Э. Чудновский), проективная графическая методика «Дерево» (К. Кох). Методы математической статистики – факторный анализ, множественный регрессионный анализ. Выявлены риски смысложизненного кризиса у старшеклассников: отсутствие смысла жизни, недостаточная осмысленность прошлого, настоящего, будущего, наличие травматического опыта, социально-психологическая дезадаптация, неуверенность в своих взглядах и др.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ирина Александровна Ральникова, Алтайский государственный университет

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и педагогического образования

Марина Валерьевна Шамардина , Алтайский государственный университет

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной психологии

Наталья Викторовна Киреева, Алтайский государственный университет

Психолог психологического центра «PSY-контакт»

Литература

Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У. и Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 35–45.

Дарвиш О.Б., Холодкова О.Г. Смысложизненные ориентации и мотивация учебной деятельности студентов // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023. № 57. С. 60–65. DOI: https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-60-65.

Карпинский К.В. Смысложизненный кризис личности: феноменология, механизмы, закономерности: дис. … д-ра психол. наук. М., 2017. 563 с.

Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте. Барнаул : АлтГПУ, 2023. 192 с.

Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г., Ральникова И.А., Шамардина М.В. Смысловые образования личности старшеклассников, проживающих в различных условиях новой российской действительности // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 259–277. doi: 10.32744/pse.2023.6.15.

Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета, 2013. № 2. С. 148–153.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Нобель Пресс, 2020. 130 с.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2019. 584 с.

Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.

Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М. : Изд-во Моск. соц.-пед. ин-та, 2006. 768 с.

References:

Asmolov A.G., Bratus' B.S., Zejgarnik B.V., Petrovskij V.A., Subbotskij E.V., Harash A.U. i Cvetkova L.S. O nekotoryh perspektivah issledovanij smyslovyh obrazovanij lichnosti. Voprosy psihologii. 1979. No 3. P. 35-45.

Darvish O.B., Holodkova O.G. Smyslozhiznennye orientacii i motivacija uchebnoj dejatel'nosti studentov. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023. No 57. P. 60-65. DOI: https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-60-65.

Karpinskij K.V. Smyslozhiznennyj krizis lichnosti: fenomenologija, mehanizmy, zakonomernosti. Thesis of Doctoral Dissertation. Moscow, 2017. 563 p.

Kolmogorova L.S., Holodkova O.G. Stanovlenie cennostno-smyslovoj sfery lichnosti v junosheskom vozraste. Barnaul: Altai State Pedagogical University, 2023. 192 p.

Kolmogorova L.S., Holodkova O.G., Ral'nikova I.A., Shamardina M.V. Smyslovye obrazovanija lichnosti starsheklassnikov, prozhivajushhih v razlichnyh uslovijah novoj rossijskoj dejstvitel'nosti. Perspektivy nauki i obrazovanija. 2023. No 6 (66). P. 259-277. doi: 10.32744/pse.2023.6.15.

Kotljakov V.Ju. Metodika “Sistema zhiznennyh smyslov”. Vestnik Kemerovskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 2013. No 2. P. 148-153.

Leont'ev A.N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moscow: Nobel' Press, 2020. 130 p.

Leont'ev D.A. Psihologija smysla: Priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. Moscow: Smysl, 2019. 584 p.

Fesenko P.P. Osmyslennost' zhizni i psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti. Thesis of Doctoral Dissertation. Moscow, 2005. 206 p.

Chudnovskij V.Je. Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni. Moscow: Moscow Social Pedagogical Institute Press, 2006. 768 p.

Опубликован
2024-06-17
Как цитировать
1. Ральникова И. А., Шамардина М. В., Киреева Н. В. СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НАХОДЯЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ) // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 2. С. 79-88. URL: http://bppasu.ru/article/view/15323.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>