РОЛЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

УДК 159.94:37.091.212

  • Елена Сергеевна Снегова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия» https://orcid.org/0000-0003-3609-1226 Email: 1979alenas@bk.ru
  • Светлана Васильевна Ефимова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» https://orcid.org/0000-0003-0146-4192 Email: efa-64@mail.ru
  • Светлана Вячеславовна Богданова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» https://orcid.org/0000-0003-4642-4215 Email: svebogd@mail.ru
Ключевые слова: прокрастинация, учебная мотивация, самооценка, уровень тревожности, мотив

Аннотация

Введение: в статье представлены результаты исследования прокрастинации среди студенческой молодежи. Согласно имеющимся научным данным, прокрастинация является фактором, порождающим трудности в процессе обучения, что приводит к снижению успеваемости, повышению уровня тревожности, а в дальнейшем и к полному отказу от обучения. Прокрастинация относится к одной из ловушек ментального характера, которые, в свою очередь, затрудняют реализацию жизненного цикла во всей его полноте, а следовательно, не получается наслаждаться каждым жизненным моментом. И именно поэтому данный феномен вызывает растущий интерес как со стороны сообщества психологов, так и со стороны людей, далеких от психологической науки. Как правило, прокрастинатор не отказывается от выполнения дел, но осуществляет их оттягивание, откладывание и невыполнение их в срок. Материалы и методы: в ходе исследовательской работы сделана оценка выраженности  учебных мотивов (внутренних и внешних) у студентов и определен уровень общей и академической прокрастинации у обучающихся. С целью диагностики  иерархии учебных мотивов студентов использовалась методика А.А. Реана и В.А. Якунина; для диагностики уровня прокрастинации у обучающихся применен опросник академической прокрастинации П. Стилла; для исследования общей прокрастинации у обучающихся использован опросник К. Лэйя. Результаты: выявлена устойчивая тенденция среди обучающейся молодежи к откладыванию выполнения заданий учебного характера. Сама же прокрастинация является серьезным препятствием на пути успешного освоения учебного материала студентами. Осознание проблемы и принятие мер по ее преодолению способствуют улучшению результатов обучения и повышению удовлетворенности процессом образования. Выводы: проведенный анализ результатов позволил выделить основные индикаторы учебной мотивации и подтвердить присутствие разных уровней общей и академической прокрастинации среди студентов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Елена Сергеевна Снегова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия»

Кандидат педагогических наук, доцент

Светлана Васильевна Ефимова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта»

Кандидат педагогических наук, профессор

Светлана Вячеславовна Богданова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта»

Кандидат педагогических наук, доцент

Литература

Барабанщикова В. В., Марусанова Г. И. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. 2015. № 4. С. 130–140. https://doi.org/10.11621/npj.2015.0413

Горелова Г. Г., Жаркова С. В., Мануйлов Г. В. Актуальные направления в исследовании прокрастинации в современных социальных условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 4(194). С. 479–485. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.4

Гринева О. М. Психологические особенности прокрастинации личности ранней и поздней юности // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. 2024. № 2. С. 17–29.

Зарипова Т. В., Данилова Н. А. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента // Омский научный вестник. 2015. № 4 (141). С. 122–126.

Кормачева И. Н., Клипикова Н. М. Прокрастинация: феномен и научная проблема // Системная психология и социология. 2019. № 4(32). С. 18–29. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.32.4.02

Кочеткова Т. Н. Феномен прокрастинации // Вестник университета. 2024. № 6. С. 212–219. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-212-219

Мадышева М. О. Прокрастинация как преграда в профессиональном и личностном развитии студента // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Горно-Алтайского государственного университета (15 февраля 2024 г.). Горно-Алтайск : ГАГУ, 2024. С. 137–140.

Маковецкая Е. Н. Феномен академической прокрастинации в студенческой среде // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 4(45). С. 7–15. https://doi.org/10.21777/2500-2023-4-7-15

Никольский В. А. Прокрастинация – привычка откладывать всё на потом // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сб. науч. тр. II Ежегодной междунар. науч.-практ. конф. Москва : МПСУ, 2024. С. 248–256. https://doi.org/10.51944/9785977010252

Маринова Т. Ю., Феоктистова С. В., Григорьева И. В., Шаталова И. И., Козинцева П. А. Факторы, влияющие на проявление академической прокрастинации студентов в условиях цифровизации образовательной среды // Вестник практической психологии образования. 2025. № 22(2). С. 148–164. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220211

Чепурнова О. К., Бирюкова А. С. Прокрастинация в студенческой среде // Современные вопросы естествознания и экономики: сб. тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. Прокопьевск : КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева, 2024. С. 339–343.

Шафеев Д. И. Стратегии совладания с прокрастинацией у студенческой молодежи // Вестник Омского университета. Сер. «Психология». 2022. № 2. С. 34–40. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2022.2.34-40

Lay C. H. At last, my research article on procrastination // Journal of Research in Personality. 1986. Vol. 20(4). P. 474–495.

Pavlyutin D. E. Procrastination phenomenon: theoretical aspect and history of its studying // LinguaNet: сб. материалов Всерос. молодежной. науч.-практ. конф. с междунар. участием «LinguaNet» (Севастополь, 17 мая 2019 года). Севастополь : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет". 2019. С. 138–140.

Steel P. The nature of procrastination // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133(1). P. 65–94.

Tarasova M. V., Boytsova E. V. The phenomenon of procrastination: current state of the problem and solutions // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2023. № 1. С. 412–414.

References

Barabanshhikova V.V., Marusanova G.I. Perspektivy` issledovaniya fenomena prokrastinacii v professional`noj deyatel`nosti [Prospects for researching the phenomenon of procrastination in professional activities]. Nacional`ny`j psixologicheskij zhurnal [National Journal of Psychology]. 2015, no. 4, pp. 130–140. (In Russ). https://doi.org/10.11621/npj.2015.0413

Gorelova G.G., ZHarkova S.V., Manujlov G.V. Aktual`ny`e napravleniya v issledovanii prokrastinacii v sovremenny`x social`ny`x usloviyax [Current trends in the study of procrastination in modern social conditions]. Ucheny`e zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of P.F. Lesgaft University]. 2021, no. 4(194), pp. 479–485. (In Russ). https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.4

Grineva O.M. Psixologicheskie osobennosti prokrastinacii lichnosti rannej i pozdnej yunosti [Psychological characteristics of procrastination in individuals of early and late adolescence]. Vestnik psixologii i pedagogiki Alt GU [Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University]. 2024, no. 2, pp. 17–29. (In Russ).

Zaripova T. V., Danilova N.A. Vzaimosvyaz` akademicheskoj prokrastinacii i uchebnoj motivacii studenta [The relationship between academic procrastination and student learning motivation]. Omskij nauchny`j vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2015, no. 4(141), pp. 122–126. (In Russ).

Kormacheva I.N., Klipikova N.M. Prokrastinaciya: fenomen i nauchnaya problema [Procrastination: phenomenon and scientific problem]. Sistemnaya psixologiya i sociologiya [Systemic psychology and sociology]. 2019, no. 4(32), pp. 18–29. (In Russ). https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.32.4.02

Kochetkova T.N. Fenomen prokrastinacii [The phenomenon of procrastination]. Vestnik universiteta [Bulletin of the University]. 2024, no. 6, pp. 212–219. (In Russ). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-212-219

Mady`sheva M.O. Prokrastinaciya kak pregrada v professional`nom i lichnostnom razvitii studenta [Procrastination as an obstacle to the professional and personal development of a student]. Cennostny`e orientacii molodezhi v usloviyax modernizacii sovremennogo obshhestva: materialy` Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch.-prakt. konf., posvyashh. 75-letiyu Gorno-Altajskogo gosudarstvennogo universiteta (15 fevralya 2024 g.) [Value orientations of young people in the context of modernization of modern society: Proc. of the All-Russian with international participation scientific and practical conference, dedicated to the 75th anniversary of the Gorno-Altai State University (February 15, 2024)]. Gorno-Altaysk: Izdatel`stvo Gorno-Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, 2024, pp. 137–140. (In Russ).

Makoveckaya E.N. Fenomen akademicheskoj prokrastinacii v studencheskoj srede [The Phenomenon of Academic Procrastination among Students]. Obrazovatel`ny`e resursy` i texnologii [Educational Resources and Technologies]. 2023, no. 4(45), pp. 7–15. (In Russ). https://doi.org/10.21777/2500-2023-4-7-15

Nikol`skij V.A. Prokrastinaciya – privy`chka otklady`vat` vsyo na potom [Procrastination is the habit of putting everything off until later]. Aktual`ny`e problemy` sovremennoj Rossii: psixologiya, pedagogika, e`konomika, upravlenie i pravo: sb. nauch. tr. II Ezhegodnoj mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Actual problems of modern Russia: psychology, pedagogy, economics, management and law: collection of scientific papers of the II Annual international scientific and practical conference]. Moscow: Izdatel`stvo Moskovskogo psixologo-social`nogo universiteta, 2024, pp. 248–256. (In Russ). https://doi.org/10.51944/9785977010252

Marinova T. Yu., Feoktistova S. V., Grigor'eva I. V., Shatalova I. I., Kozinceva P. A. Faktory, vliyayushchie na proyavlenie akademicheskoj prokrastinacii studentov v usloviyah cifrovizacii obrazovatel'noj sredy [Factors influencing the manifestation of academic procrastination among students in the context of digitalization of the educational environment]. Vestnik Baltijskogo federal`nogo universiteta imeni Immanuila Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psixologiya [Bulletin of the Immanuel Kant Baltic Federal University. Series: Philology, Pedagogy, Psychology]. 2025, no. 2, pp.148–164. (In Russ). https://doi.org/10.17759/bppe.2025220211

CHepurnova O.K., Biryukova A.S. Prokrastinaciya v studencheskoj srede [Procrastination among students]. Sovremenny`e voprosy` estestvoznaniya i e`konomiki: sb. tr. VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf [Modern issues of natural science and economics: collection of works of the VI International scientific and practical conference]. Prokopyevsk: Izdatel`stvo Kuzbasskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta im. T.F. Gorbacheva, 2024, pp. 339–343. (In Russ).

SHafeev D.I. Strategii sovladaniya s prokrastinaciej u studencheskoj molodezhi [Strategies for Coping with Procrastination in Student Youth]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser. «Psixologiya» [Bulletin of Omsk University. Series "Psychology"]. 2022, no. 2, pp. 34–40. (In Russ). https://doi.org/10.24147/2410-6364.2022.2.34-40

Lay C.H. At last, my research article on procrastination. Journal of Research in Personality. 1986, vol. 20(4), pp. 474–495.

Pavlyutin D.E. Procrastination phenomenon: theoretical aspect and history of its studying. LinguaNet : sb. materialov Vseros. molodezhnoj nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem «LinguaNet» (Sevastopol`, 17 maya 2019 goda) [LinguaNet: сollection of materials from the All-Russian Youth Scientific and Practical Conference with international participation "LinguaNet" (Sevastopol, May 17, 2019)]. Sevastopol: Federal`noe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel`noe uchrezhdenie vy`sshego obrazovaniya "Sevastopol`skij gosudarstvenny`j universitet", 2019. pp. 138–140.

Steel P. The nature of procrastination. Psychological Bulletin. 2007, vol. 133(1), pp. 65–94.

Tarasova M.V., Boytsova E.V. The phenomenon of procrastination: current state of the problem and solutions. Vestnik Tul`skogo filiala Finuniversiteta [Bulletin of the Tula branch of the Financial University]. 2023, no. 1, pp. 412–414.

Опубликован
2025-12-19
Как цитировать
1. Снегова Е. С., Ефимова С. В., Богданова С. В. РОЛЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 4. С. 122-137. URL: https://bppasu.ru/article/view/18450.