ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБОВ СОВЛАДАНИЯ С ФРУСТРАЦИОННОЙ СИТУАЦИЕЙ У ПОДРОСТКОВ

УДК 159.99

  • Елена Викторовна Самохвалова Ассоциация семейных сообществ и специалистов по работе с детьми «Карпушкино» https://orcid.org/0009-0005-6132-3975 Email: yelena.samokhvalova.86@mail.ru
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, межличностный эмоциональный интеллект, направление фрустрационной реакции, тип фрустрационной реакции

Аннотация

Введение: статья посвящена изучению особенностей развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, а также его взаимосвязи с типом и направлением фрустрационной реакции. Способность справляться с «невозможностью удовлетворения потребности», согласно исследованиям С. Розенцвейга, зависит от таких факторов, как «внешняя или внутренняя обвинительная позиция», сила или слабость внутреннего «Я» и тип «эго-защитной» реакции. Цель нашей работы заключалась в определении способов и стратегий совладания с фрустрационной ситуацией и их взаимосвязи с уровнем развития эмоционального интеллекта у подростков. Материалы и методы: в исследовании приняли участие 274 школьника 12–16 лет, обучающихся в МБОУ СОШ № 13, МБОУ СОШ № 3 г. Норильска. Для определения особенностей развития эмоционального интеллекта использован тест «Эмоциональный интеллект. ЭмИн» Д.В. Люсина, для изучения фрустрационных реакций – «Методика рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. Результаты: результаты проведенного исследования показали наличие умеренной и заметной корреляционной взаимосвязи между типом и направлением фрустрационной реакции и значениями межличностного, внутриличностного эмоционального интеллекта. Развитость эмоционального интеллекта на межличностном и внутриличностном уровнях, наличие способностей к пониманию и управлению эмоциями имеют взаимосвязь с определением источника фрустрационной ситуации, со склонностью индивида уходить от ответственности или полностью принимать ее на себя, а также с адаптивностью индивидуума в социальной среде. Выводы: развитие эмоционального интеллекта у подростков может положительно влиять на формирование внутреннего «Я», на использование «эго-защитной» реакции, на склонность к самообвинению или, наоборот, перекладыванию ответственности, на предпочтения решать фрустрационные ситуации самостоятельно или с помощью – иными словами, на выбор наиболее успешной стратегии совладания с фрустрационной ситуацией.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Викторовна Самохвалова, Ассоциация семейных сообществ и специалистов по работе с детьми «Карпушкино»

Аспирант

Литература

Баимова Р. Р. Сравнение фрустрационных реакций у подростков с девиантным и нормативным типами поведения (факторный анализ) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 3-1. С. 194–210.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23–35.

Волгуснова Е. А., Личман Д. С. Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Вестник ШГПУ. 2017. № 4 (36). С. 100–106.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. 536 с.

Дементий Л. И. Фрустрация: Понятие и диагностика. Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. 68 с.

Жулина Г. Н., Жолудева С. В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и фрустрационных реакций подростков // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. 2017. № 2. С. 65–70.

Игнатов К. А. Эмоциональная сфера современных подростков // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12. № 11А. С. 40–51.

Кочетова Ю. А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография. Москва : Изд-во МГППУ, 2021. 104 с.

Клементинская Е. А., Назарова У. А. Влияние эмоционального интеллекта на уровень жизнестойкости // ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9). С. 9–27.

Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 118–130.

Люсин Д. В., Панкратова А. А., Корниенко Д. С. Апробация краткой версии опросника ЭмИн // Психология. Журнал ВШЭ. 2022. № 4. С. 822–834.

Прихожан А. М. Подросток в учебнике и в жизни. Москва : Изд-во Знание, 1990. 79 с.

Савенков А. И. О воспитании и социализации подрастающего поколения в современном магаполисе// Химия в школе. 2023. № 3. С. 15–21.

Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселёва Т. С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 1. С. 46–53.

Эделева Е. М. Эмоциональный интеллект и его роль в межличностных отношениях // Вестник науки. 2024. № 11 (80). Т 3. С. 834–839.

Referenses

Baimova R.R. Sravnenie frustracionny`x reakcij u podrostkov s deviantny`m i normativny`m tipami povedeniya (faktorny`j analiz) [Comparison of frustration reactions in adolescents with deviant and normative behaviors (factor analysis)]. Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya. [Psychology. Historical and critical reviews and modern research]. 2021, vol. 10, no. 3-1, pp. 194–210. (In Russ.).

Bozhovich L.I. Etapy formirovaniia lichnosti v ontogeneze [Stages of personality formation in ontogenesis]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1979, no. 4, pp. 23–35. (In Russ.)

Volgusnova E.A., Lichman D.S. Obshhie i specificheskie osobennosti pokazatelej e`mocional`nogo intellekta v yunosheskom vozraste [General and specific features of indicators of emotional intelligence in adolescence]. Vestnik ShGPU [Bulletin of SHSPU]. 2017, no. 4(36), pp. 100–106. (In Russ.).

Goulman D. Emotsional'nyi intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ [Emotional intelligence. Why it can mean more than IQ]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2020, 536 p. (In Russ.).

Dementii L.I. Frustratsiia: Poniatie i diagnostika [Frustration: Concept and diagnosis]. Omsk: Izd-vo OmGU, 2004, 68 p. (In Russ.).

Zhulina G.N., Zholudeva S.V. Vzaimosvyaz` e`mocional`nogo intellekta i frustracionny`x reakcij podrostkov [The relationship between emotional intelligence and frustration reactions of adolescents]. Izvestiya Yuzhnogo Federal`nogo Universiteta. Pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Southern Federal University. Pedagogical sciences]. 2017, no. 2, pp. 65–70. (In Russ.).

Ignatov K.A. E`mocional`naya sfera sovremenny`x podrostkov [The emotional sphere of modern teenagers ]. Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya [Psychology. Historical and critical reviews and modern research]. 2023, vol. 12, no. 11A, pp. 40–51. (In Russ.).

Kochetova I.A. Emotsional'nyi intellekt starshikh podrostkov: monografiia [Emotional intelligence of older adolescents: a monograph]. Moscow: MGPPU, 2021, 104 p. (In Russ.).

Klementinskaia E.A. Nazarova U.A. Vliianie emotsional'nogo intellekta na uroven' zhiznestoikosti [The influence of emotional intelligence on the level of resilience ]. INSAIT [INSIGHT]. 2022, no. 1(9), pp. 9–27. (In Russ.).

Levitov N.D. Frustratsiia kak odin iz vidov psikhicheskikh sostoianii [Frustration as one of the types of mental states]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1967, no. 6, pp. 118–130. (In Russ.).

Liusin D.V., Pankratova A.A., Kornienko D.S. Aprobatsiia kratkoi versii oprosnika EmIn [Approbation of the short version of the EmIn questionnaire]. Psikhologiia. ZHurnal VSHE [Psychology. HSE Journal]. 2022, no. 4, pp. 822–834. (In Russ.).

Prikhozhan A.M. Podrostok v uchebnike i v zhizni [A teenager in a textbook and in life]. Moscow: Znanie, 1990, 79 p. (In Russ.).

Savenkov A.I. O vospitanii i socializacii podrastayushhego pokoleniya v sovremennom magapolise [About the upbringing and socialization of the younger generation in modern magapolis]. Ximiya v shkole [Chemistry at school]. 2023, no. 3, pp. 15–21. (In Russ.).

Sergienko E.A., KHlevnaia E.A., Kiseleva T.S. Rol' emotsional'nogo intellekta v effektivnosti deiatel'nosti i psikhologicheskom blagopoluchii cheloveka [The role of emotional intelligence in human performance and psychological well-being]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. 2020, no. 1, pp. 46–53. (In Russ.).

Edeleva E.M. Emotsional'nyi intellekt i ego rol' v mezhlichnostnyh otnosheniyah [Emotional intelligence and its role in interpersonal communication]. Vestnik nauki [Bulletin of Science]. 2024, vol. 3, no. 11(80), pp. 834–839. (In Russ.).

Опубликован
2025-12-19
Как цитировать
1. Самохвалова Е. В. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБОВ СОВЛАДАНИЯ С ФРУСТРАЦИОННОЙ СИТУАЦИЕЙ У ПОДРОСТКОВ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 4. С. 108-121. URL: https://bppasu.ru/article/view/18447.