ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРАХИ У МАСТУРБИРУЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ
УДК 159.9
Аннотация
Введение: в статье рассматриваются результаты исследования тревожности и страхов у детей дошкольного возраста, практикующих мастурбацию. Мастурбация может быть естественным проявлением любопытства, возрастной нормой, но может быть следствием высокой тревожности и страхов и направлена на самоуспокоение. Увеличение частоты мастурбации может привести к нарушению гармоничного психосексуального развития. Причинами увеличения частоты прибегания к мастурбации могут быть тревога и страхи, возникающие вследствие дисгармоничных воспитательных стратегий родителей. Материалы и методы: по результатам анкетирования, беседы с родителями и наблюдения за детьми была сформирована выборка, в которую вошли родители и дошкольники. Для диагностики использовались следующие методики: тест А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, адаптация Р.С. Немова; «Интервью с ребенком» А.И. Захарова; методика С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной «Стратегии семейного воспитания». Применены методы математико-статистической обработки данных: анализ средних значений, корреляционный анализ Спирмена. Результаты: в ходе исследования рассмотрена взаимосвязь тревожности и страхов у дошкольников, практикующих мастурбацию, и стиля родительского воспитания. Выявлен высокий уровень тревожности и страхов у дошкольников. Показано, что ведущими являются индифферентный и авторитетный стили родительского воспитания дошкольников. Противоречивость поведения родителей может способствовать повышению тревожности и страхов у дошкольников. На основе результатов исследования разработана и апробирована коррекционная программа «Включаем солнце», направленная на снижение тревожности и страхов у мастурбирующих дошкольников, разработаны рекомендации для родителей. Выводы: в статье показана важность снижения тревожности и страхов у дошкольников, формирования доверительных отношений в семье для создания безопасного пространства, что будет способствовать снижению случаев мастурбации, направленных на самоуспокоение.
Скачивания
Литература
Боулби Дж. Привязанность. Москва : Изд-во Гардарики, 2003. 477 с.
Волковская Е. А. Кто такие тревожные дети? // Проблемы педагогики. 2021. № 2 (53). С. 49–50.
Галич Т. В. Проблема влияния детско-родительских отношений на тревожность ребенка // Скиф. 2022. № 7 (71). С. 93–96.
Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. Москва : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
Зотова Д. И. Проблемы классификации стилей родительского воспитания // Вестник магистратуры. 2023. № 4–3(139). C. 60–61.
Изард К. Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 2006. 464 с.
Казначеева В. А. Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. № 5. С. 38–43.
Левочкина А. С. Особенности страхов дошкольников с разным уровнем тревожности // Вестник науки. 2023. № 6(63). C. 735–744.
Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. Москва : Изд-во МПА, 1994. 250 с.
Онищенко И. В., Чемет Е. В. Влияние психосексуального развития на будущие отношения подростков // Вестник науки. 2025. № 6 (87). C. 1238–1244.
Сущевская Е. К., Коновалова О. В. Сопровождение детско-родительских отношений старших дошкольников // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета. 2025. № 3. URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/322.
Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 2007. 192 с.
Тен С. В. Мастурбация у детей // Клиническая медицина Казахстана. 2011. № 3, 4 (22, 23). C. 368–369.
Фрейд З. Психоанализ детских страхов. Санкт-Петербург : Азбука, 2022. 288 с.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. Москва : Изд-во Айрис-пресс, 2004. 464 с.
Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Санкт-Перебург : Изд-во Речь, 2006. 352 с.
Patricia M. Crittenden A. Sexual signals and behavior in children: Building hypotheses about the function of sexuality in childhood // Human Systems: Therapy, Culture and Attachments. 2023. Vol. 0 (0). P. 1–29.
References
Boulbi Dzh. Privyazannost' [Attachment]. Moscow: Izd-vo Gardariki, 2003, 477 p. (In Russ.).
Volkovskaya E.A. Kto takie trevozhnye deti? [Who are anxious children?]. Problemy pedagogiki [Problems of pedagogy]. 2021, no. 2(53), pр. 49–50. (In Russ.).
Galich T.V. Problema vliyaniya detsko-roditel'skih otnoshenij na trevozhnost' rebenka [The problem of the influence of parent-child relationships on a child’s anxiety]. Skif [Skif]. 2022, no. 7(71), pp. 93–96. (In Russ.).
Zaharov A.I. Proiskhozhdenie detskih nevrozov i psihoterapiya [The origin of childhood neuroses and psychotherapy]. Moscow: Izd-vo EKSMO-Press, 2000, 448 p. (In Russ.).
Zotova D.I. Problemy klassifikacii stilej roditel'skogo vospitaniya [Problems of classification of parenting styles]. Vestnik magistratury [Bulletin of the Master's degree program]. 2023, no. 4-3(139), рр. 60–61. (In Russ.).
Izard K.E. Psihologiya emocij [Psychology of emotions]. Saint-Petersburg: Izd-vo Piter, 2006, 464 p. (In Russ.).
Kaznacheeva V.A. Svyaz' stilej semejnogo vospitaniya s samoocenkoj i urovnem trevozhnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta [The relationship between family parenting styles and self-esteem and anxiety levels in older preschool children]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Scientific works of the Moscow Humanitarian University]. 2021, no. 5, рр. 38–43. (In Russ.).
Levochkina A.S. Osobennosti strahov doshkol'nikov s raznym urovnem trevozhnosti [Features of fears of preschoolers with different levels of anxiety. Vestnik nauki [Bulletin of science]. 2023, no. 6(63), рр. 735-744. (In Russ.).
Lendret G.L. Igrovaya terapiya: Iskusstvo otnoshenij [Play Therapy: The Art of Relationships.]. Moscow: Izd-vo MPA, 1994, 250 p. (In Russ.).
Onishchenko I.V., CHemet E.V. Vliyanie psihoseksual'nogo razvitiya na budushchie otnosheniya podrostkov [The Impact of Psychosexual Development on Future Relationships of Adolescents]. Vestnik nauki [Science Bulletin]. 2025, no. 6(87), pp. 1238–1244. (In Russ.).
Sushchevskaya E.K., Konovalova O.V. Soprovozhdenie detsko-roditel'skih otnoshenij starshih doshkol'nikov [Support of parent-child relationships of older preschoolers]. Uchenye zapiski SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Scientific notes of Shadrinsk State Pedagogical University.]. 2025, no. 3. (In Russ.). URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/322
Prihozhan A.M. Psihologiya trevozhnosti: doshkol'nyj i shkol'nyj vozrast [Psychology of anxiety: preschool and school age]. Saint-Petersburg: Izd-vo Piter, 2007, 192 p. (In Russ.).
Ten S.V. Masturbaciya u detej [Masturbation in children]. Klinicheskaya medicina Kazahstana [Clinical medicine in Kazakhstan]. 2011, no. 3, 4(22, 23). pp. 368–369. (In Russ.).
Frejd Z. Psihoanaliz detskih strahov [Psychoanalysis of childhood fears]. Saint-Petersburg: Azbuka, 2022, 288 p. (In Russ.).
Horni K. Nevroticheskaya lichnost' nashego vremeni. Samoanaliz [The Neurotic Personality of Our Time. Self-Analysis]. Moscow: Izd-vo Ajris-press, 2004, 464 p. (In Russ.).
Ejdemiller E.G., Dobryakov I.V., Nikol'skaya I.M. Semejnyj diagnoz i semejnaya psihoterapiya [Family diagnosis and family psychotherapy]. Saint-Petersburg: Izd-vo Rech', 2006, 352 p. (In Russ.).
Patricia M. Crittenden A. Sexual signals and behavior in children: Building hypotheses about the function of sexuality in childhood. Human Systems: Therapy, Culture and Attachments. 2023, vol. 0(0), pp. 1–29.
Copyright (c) 2025 Анастасия Михайловна Земляк, Светлана Сергеевна Даренских

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи



