КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ
УДК 159.9.07
Аннотация
Глобальная трансформация социальных норм, нравственных критериев, всеобщая цифровизация не могли не отразиться на половой идентичности подростков, чем обосновывается актуальность данного исследования. Цель статьи: изучить структуру когнитивного компонента половой идентичности девочек в разные периоды подросткового возраста. В исследовании приняли участие 198 девочек-подростков 13–16 лет. Психодиагностические методики: методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация» (от 12 лет и старше), опросник «Я – женщина (мужчина)» Л.Н. Ожиговой, опросник «Пословицы» И.С. Клецина. Математико-статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась посредством анализа средних значений и корреляционного анализа по Спирмену. Так, девочки в возрастном периоде 13 лет имеют более высокий уровень соответствия полоролевым стереотипам. Резкое падение показателей происходит у девочек в 15 лет. Показано, что у девочек-подростков в 13 лет наиболее выражены традиционные полоролевые установки, а в 14 лет у них наблюдается преобладание эгалитарных установок. Большая часть девочек-подростков обладают сформированной полоролевой идентификацией. Тем не менее 15–27% имеют низкий уровень развития идентификации себя по полу и возрасту. При этом девочки подросткового возраста, имеющие высокий уровень соответствия полоролевым стереотипам, ориентированы на будущий половозрастной статус, они выражают интерес к своему более старшему возрасту, объясняя это тем, что будущий возраст более привлекательный, в нем больше возможностей и меньше ограничений.
Скачивания
Литература
Василькова Ю.В. Проблема развития половой идентификации у детей в период школьного обучения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 46. С. 3–16.
Василькова Ю.В. Методы исследования половой идентификации обучающихся в психологии и педагогике // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2024. № 214. С. 193–204.
Гарунова П.М., Абдурахманова М.А. Проблема формирования ополовой идентичности в подростковом возрасте // Современные проблемы психолого-педагогического образования. 2018. № 2. С. 170–176.
Дьяченко А.В., Солдаткин В.А., Бухановская О.А., Перехов А.Я. Расстройства половой идентификации у детей и подростков в психиатрической практике // Социальная и клиническая психиатрия. 2021. Т. 31. № 2. С 69–78.
Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. 1991. № 4. С. 25–33.
Коваленко Т.А. Особенности гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях // Амурский научный вестник. 2022. № 3. С. 28–36.
Кон И.С. Психосексуальное развитие и половая социализация // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. 2002. № 2. С. 113–122.
Клецина И.С., Векилова С.А. Гендерные отношения в российской семье: тенденции трансформаций // Женщина в российском обществе. 2020. № 3. С. 78–91.
Пискарева Т.К., Ениколопов С.Н. Нарушения половой идентичности и проблемы психического здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2019. № 3. С. 28–35.
Флотская Н.Ю., Пономарева М.А. Специфика гендерной идентичности девиантных подростков / Психология и современный мир: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Архангельск : САФУ, 2018. С. 366–371.
Hammack P.L., Hughes S.D., Atwood J.M., Cohen E.M., Clark R.C. (2022). Gender and sexual identity in adolescence: A mixed-methods study of labeling in diverse community settings / Journal of adolescent research. 2022. Т. 37. №. 2. С. 167-220.
Zhang Y., Qin P. Comprehensive review: Understanding adolescent identity // Studies in Psychological Science. 2023. Т. 1. №. 2. С. 17-31.
References
Vasil'kova YU.V. Problema razvitiya polovoi identifikatsii u detei v period shkol'nogo obucheniya. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Psikhologiya. 2023. T. 46. P. 3–16.
Vasil'kova YU.V. Metody issledovaniya polovoi identifikatsii obuchayushchikhsya v psikhologii i pedagogike. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2024. No 214. P. 193–204.
Garunova P.M., Abdurakhmanova M.A. Problema formirovaniya polovoi identichnosti v podrostkovom vozraste. Sovremennye problemy psikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. No 2. P. 170–176.
D'yachenko A.V., Soldatkin V.A., Bukhanovskaya O.A., Perekhov A.YA. Rasstroistva polovoi identifikatsii u detei i podrostkov v psikhiatricheskoi praktike. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya. 2021. T. 31. No 2. P 69–78.
Kagan V.E. Polovaya identichnost' i razvitie lichnosti. Obozrenie psikhiatrii i med. psikhologii im. Bekhtereva. 1991. No 4. P. 25–33.
Kovalenko T.A. Osobennosti gendernoi identichnosti podrostkov, vospityvayushchikhsya v raznykh sotsial'nykh usloviyakh. Amurskii nauchnyi vestnik. 2022. No 3. P. 28–36.
Kon I.S. Psikhoseksual'noe razvitie i polovaya sotsializatsiya. Semeinaya psikhoterapiya pri nervnykh i psikhicheskikh zabolevaniyakh. 2002. No 2. P. 113–122.
Kletsina I.S., Vekilova S.A. Gendernye otnosheniya v rossiiskoi sem'e: tendentsii transformatsii. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2020. No 3. P. 78–91.
Piskareva T.K., Enikolopov S.N. Narusheniya polovoi identichnosti i problemy psikhicheskogo zdorov'ya. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii imeni V.M. Bekhtereva. 2019. No 3. P. 28–35.
Flotskaya N.YU., Ponomareva M.A. Spetsifika gendernoi identichnosti deviantnykh podrostkov. Psikhologiya i sovremennyi mir: Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. Arkhangel'sk : SAFU, 2018. P. 366–371.
Hammack P.L., Hughes S.D., Atwood J.M., Cohen E.M., Clark R.C. Gender and sexual identity in adolescence: A mixed-methods study of labeling in diverse community settings. Journal of adolescent research. 2022. T. 37. No 2. P. 167-220.
Zhang Y., Qin P. Comprehensive review: Understanding adolescent identity. Studies in Psychological Science. 2023. T. 1. No 2. P. 17-31.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи



