НАСТАВНИЧЕСТВО МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОГРАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИХ В ПРОФЕССИИ

УДК 373.211.24

  • Лариса Николаевна Антилогова Омский государственный педагогический университет Email: antilogova@yandex.ru
  • Наталья Павловна Мурзина Омский государственный педагогический университет Email: npmurzina@mail.ru
Ключевые слова: наставничество, сопровождение, наставник, молодой специалист, дошкольная образовательная организация, управленческие практики

Аннотация

Статья посвящена изучению роли наставничества в успешной адаптации, становлении и повышении профессиональной компетентности молодого воспитателя детского сада. Актуальность статьи заключается в том, что в настоящее время наблюдается текучесть молодых кадров во всех сферах образования, в том числе дошкольного. Поэтому важным является определение путей закрепления молодых педагогов в профессии, одним из которых является создание института наставничества. Цель исследования – выявление основных проблем функционирования и перспективных направлений развития наставничества в  дошкольных образовательных организациях. На основе проведенного опроса молодых педагогов раскрыты основные личностные качества, которыми должен обладать наставник, а также выделены виды профессиональной деятельности, в которых нужна помощь наставника. Приведены примеры эффективных управленческих практик дошкольных образовательных учреждений, направленных на сокращение оттока молодых кадров из профессии на основе организации системы наставничества. Представлены основные направления сопровождения профессионально-личностного развития молодых педагогов в дошкольных образовательных организациях. В качестве методов исследования применялись опрос, наблюдение, контент-анализ, обобщение опыта. Настоящее исследование уточняет и расширяет представления о системе наставничества в дошкольных образовательных организациях, специфике его организации, вносит вклад в педагогическую науку и психологию труда воспитателя. Полученные эмпирические данные будут полезны как специалистам, так и руководителям, координирующим процессы профессионального становления молодых кадров и реализации системы наставничества в дошкольных образовательных организациях.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Лариса Николаевна Антилогова, Омский государственный педагогический университет

Доктор психологических наук, профессор

Наталья Павловна Мурзина, Омский государственный педагогический университет

Кандидат педагогических наук, доцент

Литература

Алдошина М.И., Фетисов А.С. Феномен наставничества: история становления и современные вызовы // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 106–113.

Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18.

Волкова В.Н., Терехова А.Н. Система наставничества в дошкольном учреждении как одна из ключевых задач национального проекта РФ «Образование» // Организация системы наставничества в ДОО / ред. Т.П. Курбасова. Электронный сборник. Новосибирск, 2023. 45 с.

Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ–УПИ, 2006. 135 с.

Зорина И.А. Наставничество как социальный институт и его виды в современных реалиях // Управленческое консультирование. 2023. № 10. С. 179–187.

Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Проблемы и зарубежный опыт технологизации наставничества в профессиональном развитии педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53. С.17–23.

Ичетовкина Н.М. Историко-педагогический анализ развития системы воспитательной деятельности: от классного наставника к классному руководителю // Учен. зап. Крымского федерального ун-та им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Т. 6 (72). № 1. С. 25–36.

Касьянов В.В., Манучарян А.К., Попов М.Ю. Развитие института наставничества в контексте реализации государственной молодежной политики в современной России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 11. С. 1–9.

Ладилова Н.А., Мишина И.А. Наставничество в России: от истоков к современности : монография. М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2023. 223 с.

Макаренко А.С. Книга для родителей. Выступление А. С. Макаренко на Московском станкостроительном заводе им. С. Орджоникидзе 9 мая 1938 г. // Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. М.: Правда, 1987.URL:http://az.lib.ru/m/makarenko_a_s/text_1938_o_knige_dlya_roditeley.shtml (дата обращения : 04.07.25).

Осипова Т.Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. 2015. № 03. С. 1–9.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.

Сибиркина Е.Н. Наставничество как условие профессионального становления молодого воспитателя в дошкольной образовательной организации // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2023. № 3. С. 15–23.

Тихонова Н.В., Ратнер Ф.Л., Вергасова И.Я. Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России // Образование и наука. 2024. Т. 26. № 5. С. 124–151.

Шаронин Ю.В., Ряхимова Е.Г., Гречникова И.П. Психология наставничества // Инновационные проекты и программы в образовании. 2023. № 3 (87). С. 71–74.

Якушкина М.С. Неформальные образовательные практики в пространстве непрерывного образования педагогов // Человек и образование. 2020. № 1 (62). С. 9–15.

Referenses

Aldoshina M.I., Fetisov A.S. Fenomen nastavnichestva: istoriya stanovleniya i sovremennye vyzovy. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023. No 5. P. 106–113.

Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Nastavnichestvo v obrazovanii: nuzhen horosho zatochennyj instrument. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2019. No 3. P. 4–18.

Volkova V.N., Terekhova A.N. Sistema nastavnichestva v doshkol'nom uchrezhdenii kak odna iz klyuchevyh zadach nacional'nogo proekta RF «Obrazovanie». Organizaciya sistemy nastavnichestva v DOO. red. T. P. Kurbasova. Elektronnyj sbornik. Novosibirsk, 2023. 45 p.

Voronin A.S. Slovar' terminov po obshchej i social'noj pedagogike. Ekaterinburg: GOU VPO UGTU–UPI, 2006. 135 p.

Zorina I.A. Nastavnichestvo kak social'nyj institut i ego vidy v sovremennyh realiyah. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2023. No 10. P. 179–187.

Ilaltdinova E.Yu, Frolova S.V. Problemy i zarubezhnyj opyt tekhnologizacii nastavnichestva v professional'nom razvitii pedagoga. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. No 53. P. 17–23.

Ichetovkina N.M. Istoriko-pedagogicheskij analiz razvitiya sistemy vospitatel'noj deyatel'nosti: ot klassnogo nastavnika k klassnomu rukovoditelyu. Uchen. zap. Krymskogo federal'nogo un-ta im. V.I. Vernadskogo. Sociologiya. Pedagogika. Psihologiya. 2020. T. 6(72). No 1. P. 25–36.

Kas'yanov V.V., Manucharyan A.K., Popov M.Yu. Razvitie instituta nastavnichestva v kontekste realizacii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v sovremennoj Rossii. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2024. No 11. P. 1–9.

Ladilova N.A., Mishina I.A. Nastavnichestvo v Rossii: ot istokov k sovremennosti: monografiya. Moskva.: FGAOU DPO «Akademiya Minprosveshcheniya Rossii», 2023. 223 p.

Makarenko A.S. Kniga dlya roditelej. Vystuplenie A. S. Makarenko na Moskovskom stankostroitel'nom zavode im. S. Ordzhonikidze 9 maya 1938 g. Sobranie sochinenij v chetyrekh tomah. Tom 4. M.: Pravda, 1987. URL: http://az.lib.ru/m/makarenko_a_s/text_1938_o_knige_dlya_roditeley.shtml

Osipova T.Yu. Funkcional'nye vektory pedagogicheskogo nastavnichestva. Koncept. 2015. No 03. P. 1–9.

Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar'. Gl. red. B. M. Bim-Bad. Moskva : Bol'shaya ros. encikl., 2002. 527 p.

Sibirkina E.N. Nastavnichestvo kak uslovie professional'nogo stanovleniya molodogo vospitatelya v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii. Obrazovanie i vospitanie doshkol'nikov, shkol'nikov, molodezhi: teoriya i praktika. 2023. No 3. P. 15–23.

Tihonova N.V., Ratner F.L., Vergasova I.Ya. Nastavnichestvo v obrazovanii: analiz zarubezhnyh praktik i ih primenimost' v usloviyah Rossii. Obrazovanie i nauka. 2024. T. 26. No 5. P. 124–151.

Sharonin Yu.V., Ryahimova E.G., Grechnikova I.P. Psihologiya nastavnichestva. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2023. No 3(87). P. 71–74.

Yakushkina M.S. Neformal'nye obrazovatel'nye praktiki v prostranstve nepreryvnogo obrazovaniya pedagogov. Chelovek i obrazovanie. 2020. No 1(62). P. 9–15.

Опубликован
2025-09-22
Как цитировать
1. Антилогова Л. Н., Мурзина Н. П. НАСТАВНИЧЕСТВО МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОГРАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИХ В ПРОФЕССИИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 3. С. 1-15. URL: https://bppasu.ru/article/view/17900.