ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АВТОНОМИИ

УДК 159.92

  • Татьяна Геннадьевна Волкова ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Email: v.t.g@mail.ru
  • Александра Сергеевна Милина Алтайский государственный университет Email: milina406@mail.ru
  • Маргарита Валерьевна Старчикова ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Email: margarita104@yandex.ru
Ключевые слова: психологическая автономия, психологическая самостоятельность, подросток, самооценка, индивидуальные особенности

Аннотация

В данной статье представлены результаты изучения феномена «самостоятельность» в старшем подростковом возрасте. Цель исследования: выявление психологических личностных качеств подростков с высоким и низким уровнями развития самостоятельности. Выборка: 30 юношей и 30 девушек от 14 до 16 лет. Эмпирические данные собраны психодиагностическими методиками «Опросник автономии» О.А. Карабановой и Н.Н. Поскребышевой, «Тест определения самооценки» С.А. Будасси, «Индивидуально–типологический опросник» Л.Н. Собчик. Математико-статистический анализ (U Манн–Уитни, критерия r-Спирмена) показал достоверные различия испытуемых с высоким и низким уровнями развития самостоятельности по шкале «тревожность», достоверные взаимосвязи компонентов автономии (общая автономия, поведенческая, эмоциональная, ценностная и когнитивная автономия) с самооценкой подростков, с индивидуально-типологическими особенностями личности подростков. Полученные результаты исследования могут быть использованы для формирования индивидуальных образовательных маршрутов подростков, для работы психолога в сфере диагностики, развития и коррекции личностного самоопределения обучающихся в старшем подростковом возрасте.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Татьяна Геннадьевна Волкова, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет»

Кандидат психологических наук, доцент,

заведующая кафедрой общей и прикладной психологии

Александра Сергеевна Милина, Алтайский государственный университет

Магистр психологии,

старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии

Маргарита Валерьевна Старчикова, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет»

Кандидат социологических наук, магистр психологии,

доцент кафедры общей и прикладной психологии

Литература

Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. Москва:Смысл, 2007.

Гутова Т.С., Попова Ю.И., Марухно В.М. Основные методологические подходы к изучению образа я в отечественной и зарубежной психологии // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. №11. С. 40–43. 10.37882/2500-3682.2020.11.06

Гущина Т.Н.Развитие социальной компетентности личности в процессе социально-педагогического сопровождения = DevelopmentofSocialCompetenceoftheIndividualintheProcessofSocialandPedagogicalSupport // Инновации в образовании. 2020. № 3. С. 96–106.10.37882/2500-3682.2020.11.06

Волкова Т.Г., Милина А.С. Самостоятельность подростков с разным уровнем психологической автономии // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2025. № 1. С. 16–31.

Доронцова О.А. Психолого–педагогические детерминанты развития автономии подростков в образовательном процессе: диссертация канд. психол. наук. Саратов, 2019. 258 с.

Дроздикова-Зарипова А. Р., Латыпов Н. Р., Соколова Н. Л., Хусаинова Р. Р. Позитивная Я-концепция подростков, воспитывающихся в приемных семьях: условия формирования // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 506–520. 10.32744/pse.2023.3.30

Ларина Г. Н. Роль семьи в формировании свободы личности подростков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2025. №1 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-formirovanii-svobody-lichnosti-podrostkov

Магомедова М. Феномен автономии личности в возрастной психологии // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-avtonomii-lichnosti-v-vozrastnoy-psihologii

Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Касицина Н.В. Педагогика поддержки: третье пространство образования: в 2 кн. Книга 1. Приближения к теме. Четыре тактики / под ред. А.С. Русакова. Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2023. 208 с. URL:https://asmolovpsy.ru/wp-content/uploads/2023/03/pedagogika-podderzhki.pdf

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. Т. 44, № 1. С. 4–37. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osoznannaya-samoregulyatsiya-kak-metaresurs-dostizheniya-tseley-i-razresheniya-problem-zhiznedeyatelnosti

Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Филиппова Е.В. Осознанная саморегуляция, школьная вовлеченность, качество преподавания как ресурсы субъективного благополучия и успеваемости обучающихся // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2025. Т. 48, №1. С. 55–77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osoznannaya-samoregulyatsiya-shkolnaya-vovlechennost-kachestvo-prepodavaniya-kak-resursy-subektivnogo-blagopoluchiya-i-uspevaemosti

Нартова–Бочавер С.К. Психология суверенности: десять лет спустя. Москва : Смысл, 2017. 199 с.

Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. 408 с.

Психология самосознания : учебное пособие для вузов. 2 изд / сост. Т. Г. Волкова. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. 342 с.

Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2010. 816 с.

Слабкая Д.Н. Динамика идентичности личности, на примере социализации подростков // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2024. Т. 13. № 9А. С. 202–207.

Estévez I., Rodríguez-Llorente C., Piñeiro I., González-Suárez R., Valle A. School engagement, academic achievement, and self-regulated learning // Sustainability. 2021. Vol. 13. № 6. P. 3011.10.3390/su13063011

Guay F. Applying self-determination theory to education: Regulations types, psychological needs, and autonomy supporting behaviors //Canadian Journal of School Psychology. 2022.Vol. 37(1).P. 75–92. URL: https://doi.org/10.1177/08295735211055355

Rodríguez S., González-Suárez R., Vieites T., Piñeiro I., Díaz-Freire F.M. Self-regulation and student well-being: A systematic review 2010–2020 // Sustainability. 2022. Vol. 14. № 4. P. 2346. 10.3390/su14042346

References:

Asmolov A.G. Psihologija lichnosti. Kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitija cheloveka. Moskva : Smysl, 2007.

Gutova T.S., Popova Ju.I., Maruhno V.M. Osnovnye metodologicheskie podhody k izucheniju obraza ja v otechestvennoj i zarubezhnoj psihologii. Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Poznanie. 2020. No 11. P. 40–43. 10.37882/2500-3682.2020.11.06

Gushhina T.N. Razvitie social'noj kompetentnosti lichnosti v processe social'no-pedagogicheskogo soprovozhdenija = Development of Social Competence of the Individual in the Process of Social and Pedagogical Support. Innovacii v obrazovanii. 2020. No 3. P. 96–106. 10.37882/2500-3682.2020.11.06

Volkova T.G., Milina A.S. Samostojatel'nost' podrostkov s raznym urovnem psihologicheskoj avtonomii. Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2025. No 1. P. 16–31.

Doroncova O.A. Psihologo–pedagogicheskie determinanty razvitija avtonomii podrostkov v obrazovatel'nom processe: dissertacija kand. psihol. Nauk. Saratov, 2019. 258 p.

Drozdikova-Zaripova A.R., Latypov N.R., Sokolova N.L., Husainova R.R. Pozitivnaja Ja-koncepcija podrostkov, vospityvajushhihsja v priemnyh sem'jah: uslovija formirovanija. Perspektivy nauki i obrazovanija. 2023. No 3 (63). P. 506–520. 10.32744/pse.2023.3.30

Larina G.N. Rol' sem'i v formirovanii svobody lichnosti podrostkov. Uchenye zapiski. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2025. No 1(73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-formirovanii-svobody-lichnosti-podrostkov

Magomedova M. Fenomen avtonomii lichnosti v vozrastnoj psihologii. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2022. No 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-avtonomii-lichnosti-v-vozrastnoy-psihologii

Mihajlova N.N., Jusfin S.M., Kasicina N.V. Pedagogika podderzhki: tret'e prostranstvo obrazovanija: v 2 kn. Kniga 1. Priblizhenija k teme. Chetyre taktiki. Pod red. A.S. Rusakova. Sankt-Peterburg : Obrazovatel'nye proekty, 2023. 208 p. URL: https://asmolovpsy.ru/wp-content/uploads/2023/03/pedagogika-podderzhki.pdf

Morosanova V.I. Osoznannaja samoreguljacija kak metaresurs dostizhenija celej i razreshenija problem zhiznedejatel'nosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija. 2021. Vol. 44, No 1. P. 4–37. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osoznannaya-samoregulyatsiya-kak-metaresurs-dostizheniya-tseley-i-razresheniya-problem-zhiznedeyatelnosti

Morosanova V.I., Fomina T.G., Filippova E.V. Osoznannaja samoreguljacija, shkol'naja vovlechennost', kachestvo prepodavanija kak resursy sub#ektivnogo blagopoluchija i uspevaemosti obuchajushhihsja. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija. 2025. Vol. 48, No 1. P. 55–77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osoznannaya-samoregulyatsiya-shkolnaya-vovlechennost-kachestvo-prepodavaniya-kak-resursy-subektivnogo-blagopoluchiya-i-uspevaemosti

Nartova–Bochaver S.K. Psihologija suverennosti: desjat' let spustja. Moskva : Smysl, 2017. 199 p.

Prygin G.S. Psihologija samostojatel'nosti: Monografija. Izhevsk, Naberezhnye Chelny : Izd-vo Instituta upravlenija, 2009. 408 p.

Psihologija samosoznanija : uchebnoe posobie dlja vuzov. 2 izd. Sost. T. G. Volkova. Barnaul : Izd-vo AltGU, 2014. 342 p.

Rajs F., Doldzhin K. Psihologija podrostkovogo i junosheskogo vozrasta. 12-e izd. Sankt-Peterburg : Piter, 2010. 816 p.

Slabkaja D.N. Dinamika identichnosti lichnosti, na primere socializacii podrostkov. Psihologija. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija. 2024. Vol. 13. No 9A. P. 202–207.

Estévez I., Rodríguez-Llorente C., Piñeiro I., González-Suárez R., Valle A. School engagement, academic achievement, and self-regulated learning. Sustainability. 2021. Vol. 13. No 6. P. 3011.10.3390/su13063011

Guay F. Applying self-determination theory to education: Regulations types, psychological needs, and autonomy supporting behaviors. Canadian Journal of School Psychology. 2022. Vol. 37(1). P. 75–92. URL: https://doi.org/10.1177/08295735211055355

Rodríguez S., González-Suárez R., Vieites T., Piñeiro I., Díaz-Freire F.M. Self-regulation and student well-being: A systematic review 2010–2020. Sustainability. 2022. Vol. 14. № 4. P. 2346. 10.3390/su14042346

Опубликован
2025-06-22
Как цитировать
1. Волкова Т. Г., Милина А. С., Старчикова М. В. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АВТОНОМИИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 2. С. 17-33. URL: https://bppasu.ru/article/view/17460.