РОЛЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УДК 159.94:37.091.212
Аннотация
Введение: в статье представлены результаты исследования прокрастинации среди студенческой молодежи. Согласно имеющимся научным данным, прокрастинация является фактором, порождающим трудности в процессе обучения, что приводит к снижению успеваемости, повышению уровня тревожности, а в дальнейшем и к полному отказу от обучения. Прокрастинация относится к одной из ловушек ментального характера, которые, в свою очередь, затрудняют реализацию жизненного цикла во всей его полноте, а следовательно, не получается наслаждаться каждым жизненным моментом. И именно поэтому данный феномен вызывает растущий интерес как со стороны сообщества психологов, так и со стороны людей, далеких от психологической науки. Как правило, прокрастинатор не отказывается от выполнения дел, но осуществляет их оттягивание, откладывание и невыполнение их в срок. Материалы и методы: в ходе исследовательской работы сделана оценка выраженности учебных мотивов (внутренних и внешних) у студентов и определен уровень общей и академической прокрастинации у обучающихся. С целью диагностики иерархии учебных мотивов студентов использовалась методика А.А. Реана и В.А. Якунина; для диагностики уровня прокрастинации у обучающихся применен опросник академической прокрастинации П. Стилла; для исследования общей прокрастинации у обучающихся использован опросник К. Лэйя. Результаты: выявлена устойчивая тенденция среди обучающейся молодежи к откладыванию выполнения заданий учебного характера. Сама же прокрастинация является серьезным препятствием на пути успешного освоения учебного материала студентами. Осознание проблемы и принятие мер по ее преодолению способствуют улучшению результатов обучения и повышению удовлетворенности процессом образования. Выводы: проведенный анализ результатов позволил выделить основные индикаторы учебной мотивации и подтвердить присутствие разных уровней общей и академической прокрастинации среди студентов.
Скачивания
Литература
Барабанщикова В. В., Марусанова Г. И. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. 2015. № 4. С. 130–140. https://doi.org/10.11621/npj.2015.0413
Горелова Г. Г., Жаркова С. В., Мануйлов Г. В. Актуальные направления в исследовании прокрастинации в современных социальных условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 4(194). С. 479–485. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.4
Гринева О. М. Психологические особенности прокрастинации личности ранней и поздней юности // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. 2024. № 2. С. 17–29.
Зарипова Т. В., Данилова Н. А. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента // Омский научный вестник. 2015. № 4 (141). С. 122–126.
Кормачева И. Н., Клипикова Н. М. Прокрастинация: феномен и научная проблема // Системная психология и социология. 2019. № 4(32). С. 18–29. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.32.4.02
Кочеткова Т. Н. Феномен прокрастинации // Вестник университета. 2024. № 6. С. 212–219. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-212-219
Мадышева М. О. Прокрастинация как преграда в профессиональном и личностном развитии студента // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Горно-Алтайского государственного университета (15 февраля 2024 г.). Горно-Алтайск : ГАГУ, 2024. С. 137–140.
Маковецкая Е. Н. Феномен академической прокрастинации в студенческой среде // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 4(45). С. 7–15. https://doi.org/10.21777/2500-2023-4-7-15
Никольский В. А. Прокрастинация – привычка откладывать всё на потом // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сб. науч. тр. II Ежегодной междунар. науч.-практ. конф. Москва : МПСУ, 2024. С. 248–256. https://doi.org/10.51944/9785977010252
Маринова Т. Ю., Феоктистова С. В., Григорьева И. В., Шаталова И. И., Козинцева П. А. Факторы, влияющие на проявление академической прокрастинации студентов в условиях цифровизации образовательной среды // Вестник практической психологии образования. 2025. № 22(2). С. 148–164. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220211
Чепурнова О. К., Бирюкова А. С. Прокрастинация в студенческой среде // Современные вопросы естествознания и экономики: сб. тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. Прокопьевск : КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева, 2024. С. 339–343.
Шафеев Д. И. Стратегии совладания с прокрастинацией у студенческой молодежи // Вестник Омского университета. Сер. «Психология». 2022. № 2. С. 34–40. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2022.2.34-40
Lay C. H. At last, my research article on procrastination // Journal of Research in Personality. 1986. Vol. 20(4). P. 474–495.
Pavlyutin D. E. Procrastination phenomenon: theoretical aspect and history of its studying // LinguaNet: сб. материалов Всерос. молодежной. науч.-практ. конф. с междунар. участием «LinguaNet» (Севастополь, 17 мая 2019 года). Севастополь : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет". 2019. С. 138–140.
Steel P. The nature of procrastination // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133(1). P. 65–94.
Tarasova M. V., Boytsova E. V. The phenomenon of procrastination: current state of the problem and solutions // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2023. № 1. С. 412–414.
References
Barabanshhikova V.V., Marusanova G.I. Perspektivy` issledovaniya fenomena prokrastinacii v professional`noj deyatel`nosti [Prospects for researching the phenomenon of procrastination in professional activities]. Nacional`ny`j psixologicheskij zhurnal [National Journal of Psychology]. 2015, no. 4, pp. 130–140. (In Russ). https://doi.org/10.11621/npj.2015.0413
Gorelova G.G., ZHarkova S.V., Manujlov G.V. Aktual`ny`e napravleniya v issledovanii prokrastinacii v sovremenny`x social`ny`x usloviyax [Current trends in the study of procrastination in modern social conditions]. Ucheny`e zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of P.F. Lesgaft University]. 2021, no. 4(194), pp. 479–485. (In Russ). https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.4
Grineva O.M. Psixologicheskie osobennosti prokrastinacii lichnosti rannej i pozdnej yunosti [Psychological characteristics of procrastination in individuals of early and late adolescence]. Vestnik psixologii i pedagogiki Alt GU [Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University]. 2024, no. 2, pp. 17–29. (In Russ).
Zaripova T. V., Danilova N.A. Vzaimosvyaz` akademicheskoj prokrastinacii i uchebnoj motivacii studenta [The relationship between academic procrastination and student learning motivation]. Omskij nauchny`j vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2015, no. 4(141), pp. 122–126. (In Russ).
Kormacheva I.N., Klipikova N.M. Prokrastinaciya: fenomen i nauchnaya problema [Procrastination: phenomenon and scientific problem]. Sistemnaya psixologiya i sociologiya [Systemic psychology and sociology]. 2019, no. 4(32), pp. 18–29. (In Russ). https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.32.4.02
Kochetkova T.N. Fenomen prokrastinacii [The phenomenon of procrastination]. Vestnik universiteta [Bulletin of the University]. 2024, no. 6, pp. 212–219. (In Russ). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-212-219
Mady`sheva M.O. Prokrastinaciya kak pregrada v professional`nom i lichnostnom razvitii studenta [Procrastination as an obstacle to the professional and personal development of a student]. Cennostny`e orientacii molodezhi v usloviyax modernizacii sovremennogo obshhestva: materialy` Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch.-prakt. konf., posvyashh. 75-letiyu Gorno-Altajskogo gosudarstvennogo universiteta (15 fevralya 2024 g.) [Value orientations of young people in the context of modernization of modern society: Proc. of the All-Russian with international participation scientific and practical conference, dedicated to the 75th anniversary of the Gorno-Altai State University (February 15, 2024)]. Gorno-Altaysk: Izdatel`stvo Gorno-Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, 2024, pp. 137–140. (In Russ).
Makoveckaya E.N. Fenomen akademicheskoj prokrastinacii v studencheskoj srede [The Phenomenon of Academic Procrastination among Students]. Obrazovatel`ny`e resursy` i texnologii [Educational Resources and Technologies]. 2023, no. 4(45), pp. 7–15. (In Russ). https://doi.org/10.21777/2500-2023-4-7-15
Nikol`skij V.A. Prokrastinaciya – privy`chka otklady`vat` vsyo na potom [Procrastination is the habit of putting everything off until later]. Aktual`ny`e problemy` sovremennoj Rossii: psixologiya, pedagogika, e`konomika, upravlenie i pravo: sb. nauch. tr. II Ezhegodnoj mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Actual problems of modern Russia: psychology, pedagogy, economics, management and law: collection of scientific papers of the II Annual international scientific and practical conference]. Moscow: Izdatel`stvo Moskovskogo psixologo-social`nogo universiteta, 2024, pp. 248–256. (In Russ). https://doi.org/10.51944/9785977010252
Marinova T. Yu., Feoktistova S. V., Grigor'eva I. V., Shatalova I. I., Kozinceva P. A. Faktory, vliyayushchie na proyavlenie akademicheskoj prokrastinacii studentov v usloviyah cifrovizacii obrazovatel'noj sredy [Factors influencing the manifestation of academic procrastination among students in the context of digitalization of the educational environment]. Vestnik Baltijskogo federal`nogo universiteta imeni Immanuila Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psixologiya [Bulletin of the Immanuel Kant Baltic Federal University. Series: Philology, Pedagogy, Psychology]. 2025, no. 2, pp.148–164. (In Russ). https://doi.org/10.17759/bppe.2025220211
CHepurnova O.K., Biryukova A.S. Prokrastinaciya v studencheskoj srede [Procrastination among students]. Sovremenny`e voprosy` estestvoznaniya i e`konomiki: sb. tr. VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf [Modern issues of natural science and economics: collection of works of the VI International scientific and practical conference]. Prokopyevsk: Izdatel`stvo Kuzbasskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta im. T.F. Gorbacheva, 2024, pp. 339–343. (In Russ).
SHafeev D.I. Strategii sovladaniya s prokrastinaciej u studencheskoj molodezhi [Strategies for Coping with Procrastination in Student Youth]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser. «Psixologiya» [Bulletin of Omsk University. Series "Psychology"]. 2022, no. 2, pp. 34–40. (In Russ). https://doi.org/10.24147/2410-6364.2022.2.34-40
Lay C.H. At last, my research article on procrastination. Journal of Research in Personality. 1986, vol. 20(4), pp. 474–495.
Pavlyutin D.E. Procrastination phenomenon: theoretical aspect and history of its studying. LinguaNet : sb. materialov Vseros. molodezhnoj nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem «LinguaNet» (Sevastopol`, 17 maya 2019 goda) [LinguaNet: сollection of materials from the All-Russian Youth Scientific and Practical Conference with international participation "LinguaNet" (Sevastopol, May 17, 2019)]. Sevastopol: Federal`noe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel`noe uchrezhdenie vy`sshego obrazovaniya "Sevastopol`skij gosudarstvenny`j universitet", 2019. pp. 138–140.
Steel P. The nature of procrastination. Psychological Bulletin. 2007, vol. 133(1), pp. 65–94.
Tarasova M.V., Boytsova E.V. The phenomenon of procrastination: current state of the problem and solutions. Vestnik Tul`skogo filiala Finuniversiteta [Bulletin of the Tula branch of the Financial University]. 2023, no. 1, pp. 412–414.
Copyright (c) 2025 Елена Сергеевна Снегова, Светлана Васильевна Ефимова, Светлана Вячеславовна Богданова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи



