КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ

УДК 159.9.07

  • Екатерина Сергеевна Прайзендорф Алтайский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-9014-8927 Email: catherinears@list.ru
  • Ирина Александровна Ральникова Алтайский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-9411-8787 Email: irinaralnikova@yandex.ru
Ключевые слова: половая идентичность, подростковый возраст, когнитивный компонент половой идентичности, половозрастной образ, полоролевые установки

Аннотация

Глобальная трансформация социальных норм, нравственных критериев, всеобщая цифровизация не могли не отразиться на половой идентичности подростков, чем обосновывается актуальность данного исследования. Цель статьи: изучить структуру когнитивного компонента половой идентичности девочек в разные периоды подросткового возраста. В исследовании приняли участие 198 девочек-подростков 13–16 лет. Психодиагностические методики: методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация» (от 12 лет и старше), опросник «Я – женщина (мужчина)» Л.Н. Ожиговой, опросник «Пословицы» И.С. Клецина. Математико-статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась посредством анализа средних значений и корреляционного анализа по Спирмену. Так, девочки в возрастном периоде 13 лет имеют более высокий уровень соответствия полоролевым стереотипам. Резкое падение показателей происходит у девочек в 15 лет. Показано, что у девочек-подростков в 13 лет наиболее выражены традиционные полоролевые установки, а в 14 лет у них наблюдается преобладание эгалитарных установок. Большая часть девочек-подростков обладают сформированной полоролевой идентификацией. Тем не менее 15–27% имеют низкий уровень развития идентификации себя по полу и возрасту. При этом девочки подросткового возраста, имеющие высокий уровень соответствия полоролевым стереотипам, ориентированы на будущий половозрастной статус, они выражают интерес к своему более старшему возрасту, объясняя это тем, что будущий возраст более привлекательный, в нем больше возможностей и меньше ограничений.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Екатерина Сергеевна Прайзендорф, Алтайский государственный университет

Старший преподаватель, кафедра клинической и консультативной психологии

Ирина Александровна Ральникова, Алтайский государственный университет

Доктор психологических наук, профессор, кафедра общей и прикладной психологии

Литература

Василькова Ю.В. Проблема развития половой идентификации у детей в период школьного обучения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 46. С. 3–16.

Василькова Ю.В. Методы исследования половой идентификации обучающихся в психологии и педагогике // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2024. № 214. С. 193–204.

Гарунова П.М., Абдурахманова М.А. Проблема формирования ополовой идентичности в подростковом возрасте // Современные проблемы психолого-педагогического образования. 2018. № 2. С. 170–176.

Дьяченко А.В., Солдаткин В.А., Бухановская О.А., Перехов А.Я. Расстройства половой идентификации у детей и подростков в психиатрической практике // Социальная и клиническая психиатрия. 2021. Т. 31. № 2. С 69–78.

Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. 1991. № 4. С. 25–33.

Коваленко Т.А. Особенности гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях // Амурский научный вестник. 2022. № 3. С. 28–36.

Кон И.С. Психосексуальное развитие и половая социализация // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. 2002. № 2. С. 113–122.

Клецина И.С., Векилова С.А. Гендерные отношения в российской семье: тенденции трансформаций // Женщина в российском обществе. 2020. № 3. С. 78–91.

Пискарева Т.К., Ениколопов С.Н. Нарушения половой идентичности и проблемы психического здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2019. № 3. С. 28–35.

Флотская Н.Ю., Пономарева М.А. Специфика гендерной идентичности девиантных подростков / Психология и современный мир: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Архангельск : САФУ, 2018. С. 366–371.

Hammack P.L., Hughes S.D., Atwood J.M., Cohen E.M., Clark R.C. (2022). Gender and sexual identity in adolescence: A mixed-methods study of labeling in diverse community settings / Journal of adolescent research. 2022. Т. 37. №. 2. С. 167-220.

Zhang Y., Qin P. Comprehensive review: Understanding adolescent identity // Studies in Psychological Science. 2023. Т. 1. №. 2. С. 17-31.

References

Vasil'kova YU.V. Problema razvitiya polovoi identifikatsii u detei v period shkol'nogo obucheniya. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Psikhologiya. 2023. T. 46. P. 3–16.

Vasil'kova YU.V. Metody issledovaniya polovoi identifikatsii obuchayushchikhsya v psikhologii i pedagogike. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2024. No 214. P. 193–204.

Garunova P.M., Abdurakhmanova M.A. Problema formirovaniya polovoi identichnosti v podrostkovom vozraste. Sovremennye problemy psikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. No 2. P. 170–176.

D'yachenko A.V., Soldatkin V.A., Bukhanovskaya O.A., Perekhov A.YA. Rasstroistva polovoi identifikatsii u detei i podrostkov v psikhiatricheskoi praktike. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya. 2021. T. 31. No 2. P 69–78.

Kagan V.E. Polovaya identichnost' i razvitie lichnosti. Obozrenie psikhiatrii i med. psikhologii im. Bekhtereva. 1991. No 4. P. 25–33.

Kovalenko T.A. Osobennosti gendernoi identichnosti podrostkov, vospityvayushchikhsya v raznykh sotsial'nykh usloviyakh. Amurskii nauchnyi vestnik. 2022. No 3. P. 28–36.

Kon I.S. Psikhoseksual'noe razvitie i polovaya sotsializatsiya. Semeinaya psikhoterapiya pri nervnykh i psikhicheskikh zabolevaniyakh. 2002. No 2. P. 113–122.

Kletsina I.S., Vekilova S.A. Gendernye otnosheniya v rossiiskoi sem'e: tendentsii transformatsii. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2020. No 3. P. 78–91.

Piskareva T.K., Enikolopov S.N. Narusheniya polovoi identichnosti i problemy psikhicheskogo zdorov'ya. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii imeni V.M. Bekhtereva. 2019. No 3. P. 28–35.

Flotskaya N.YU., Ponomareva M.A. Spetsifika gendernoi identichnosti deviantnykh podrostkov. Psikhologiya i sovremennyi mir: Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. Arkhangel'sk : SAFU, 2018. P. 366–371.

Hammack P.L., Hughes S.D., Atwood J.M., Cohen E.M., Clark R.C. Gender and sexual identity in adolescence: A mixed-methods study of labeling in diverse community settings. Journal of adolescent research. 2022. T. 37. No 2. P. 167-220.

Zhang Y., Qin P. Comprehensive review: Understanding adolescent identity. Studies in Psychological Science. 2023. T. 1. No 2. P. 17-31.

Опубликован
2025-09-23
Как цитировать
1. Прайзендорф Е. С., Ральникова И. А. КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 3. С. 112-124. URL: https://bppasu.ru/article/view/17914.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)