АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «СОЦИАЛЬНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ» И «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» И ИХ СВЯЗЬ В ОНТОГЕНЕЗЕ

УДК 159.9

  • Анна Руслановна Смирнова Нижневартовский государственный университет Email: Rus.Anya@inbox.ru
Ключевые слова: социальная включенность, ответственность, индивид, социум, компоненты социальной включенности и ответственности, семейная, образовательная, профессиональная среда

Аннотация

Возрастные периоды онтогенеза различаются социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями. С взрослением расширяются требования социума к индивиду, которые необходимо соблюдать. Ответственность как качество личности способствует соблюдению норм и правил общества. В ситуации несоблюдения требований общества индивида могут исключить из социальных групп, тем самым его социальная включенность будет минимизирована.

Целью исследования является определение взаимосвязи социальной включенности и ответственности в онтогенезе. Методами научного исследования являются анализ феноменов «социальная включенность» и «ответственность», синтез компонентов социальной включенности и ответственности, формализация схемы социальной включенности и ответственности в онтогенезе. Обозначена связь социальной включенности и ответственности личности, определены общие компоненты: мотивационный, когнитивный, результативный, поведенческий, ценностный и эмпатия. Разработана схема связи социальной включенности через средства массовой информации и ответственности в семейной, образовательной и профессиональной сферах деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Анна Руслановна Смирнова , Нижневартовский государственный университет

Преподаватель

Литература

Алферова Н.И., Бехтер А.А. Представление о будущем у младших школьников в современных условиях // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-o-buduschem-u-mladshih-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah

Бабанова Е.В., Буянова С.М., Камнева Е.В., Пряжников Н.С. Имитации личной и профессиональной ответственности в условиях директивных предписаний // ОмГУ. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsii-lichnoy-i-professionalnoy-otvetstvennosti-v-usloviyah-direktivnyh-predpisaniy

Елизаров С.Г. Развивающая социальная среда как условие формирования субъектности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 179–185.

Елизаров С. Г. Особенности включения личности подростков поколения z в группы членства различных видов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3(55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vklyucheniya-lichnosti-podrostkov-pokoleniya-z-v-gruppy-chlenstva-razlichnyh-vidov

Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. М, 1992. 132 с. URL: https://www.phantastike.com/common_psychology/aspects/html/

Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 1. М. : Педагогика, 1983. 368 с.

Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. М. : Институт практической психологии, 1998. 368 с.

Перевозный А.В. Ответственность как качество личности: сущность, формирование, значение // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 101–105.

Прядеин В. П. Половозрастные особенности ответственности личности. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1998. 292 с.

Прядеин В.П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования // Научный диалог. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-otvetstvennosti-ispolnitelnosti-voli-kak-obekty-psihologo-pedagogicheskogo-issledovaniya

Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М. : Проспект, 2020. 512 с.

Смирнова А.Р. Ответственность как высшая психическая функция личности (на примере концепции Л. С. Выготского) // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-kak-vysshaya-psihicheskaya-funktsiya-lichnosti-na-primere-kontseptsii-l-s-vygotskogo

Тихонова Н.Е. Социальный капитал как фактор неравенства // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 24–35.

Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л. : Ленинградский университет, 1988. 344 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 2022. 369 с.

References:

Alferova N.I., Behter A.A. Predstavlenie o budushhem u mladshih shkol'nikov v sovremennyh uslovijah. Jekopsihologicheskie issledovanija – 6: jekologija detstva i psihologija ustojchivogo razvitija. 2020. No 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-o-buduschem-u-mladshih-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah

Babanova E.V., Bujanova S.M., Kamneva E.V., Prjazhnikov N.S. Imitacii lichnoj i professional'noj otvetstvennosti v uslovijah direktivnyh predpisanij. OmGU. 2020. No 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsii-lichnoy-i-professionalnoy-otvetstvennosti-v-usloviyah-direktivnyh-predpisaniy

Elizarov S.G. Razvivajushhaja social'naja sreda kak uslovie formirovanija sub#ektnosti podrostkov, okazavshihsja v trudnoj zhiznennoj situacii. Gercenovskie chtenija: psihologicheskie issledovanija v obrazovanii. 2020. No 3. P. 179–185.

Elizarov S. G. Osobennosti vkljuchenija lichnosti podrostkov pokolenija z v gruppy chlenstva razlichnyh vidov. Uchenye zapiski. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. No 3(55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vklyucheniya-lichnosti-podrostkov-pokoleniya-z-v-gruppy-chlenstva-razlichnyh-vidov

Konjuhov N.I. Prikladnye aspekty sovremennoj psihologii: terminy, zakony, koncepcii, metody. Spravochnoe izdanie. M, 1992. 132 p. URL: https://www.phantastike.com/common_psychology/aspects/html/

Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochinenija: v 8-mi t. Vol. 1. M. : Pedagogika, 1983. 368 p.

Mjasishhev V.N. Psihologija otnoshenij: izbrannye psihologicheskie trudy. M. : Institut prakticheskoj psihologii, 1998. 368 p.

Perevoznyj A.V. Otvetstvennost' kak kachestvo lichnosti: sushhnost', formirovanie, znachenie. Izvestija Saratovskogo universiteta. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika. 2021. Vol. 21, No. 1. P. 101–105.

Prjadein V. P. Polovozrastnye osobennosti otvetstvennosti lichnosti. Ekaterinburg: Ural. gos. prof.-ped. un-t, 1998. 292 p.

Prjadein V.P. Ponjatija otvetstvennosti, ispolnitel'nosti, voli kak ob#ekty psihologo-pedagogicheskogo issledovanija. Nauchnyj dialog. 2012. No 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-otvetstvennosti-ispolnitelnosti-voli-kak-obekty-psihologo-pedagogicheskogo-issledovaniya

Svencickij A.L. Kratkij psihologicheskij slovar'. M. : Prospekt, 2020. 512 p.

Smirnova A.R. Otvetstvennost' kak vysshaja psihicheskaja funkcija lichnosti (na primere koncepcii L. S. Vygotskogo). Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2020. No 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-kak-vysshaya-psihicheskaya-funktsiya-lichnosti-na-primere-kontseptsii-l-s-vygotskogo

Tihonova N.E. Social'nyj kapital kak faktor neravenstva. Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 2004. No 4. P. 24–35.

Tugarinov V.P. Izbrannye filosofskie trudy. L. : Leningradskij universitet, 1988. 344 p.

Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. M. : Progress, 2022. 369 p.

Опубликован
2024-09-24
Как цитировать
1. Смирнова А. Р. АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «СОЦИАЛЬНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ» И «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» И ИХ СВЯЗЬ В ОНТОГЕНЕЗЕ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 3. С. 123-135. URL: http://bppasu.ru/article/view/15867.