ANALYSIS OF THE CONCEPTS «SOCIAL INCLUSION» AND «RESPONSIBILITY» AND THEIR RELATIONSHIP IN ONTOGENESIS

УДК 159.9

  • Anna Ruslanovna Smirnova Nizhnevartovsk State University Email: Rus.Anya@inbox.ru
Keywords: social inclusion, responsibility, individual, society, components of social inclusion and responsibility, family, educational, professional environment

Abstract

Age periods of ontogenesis are characterized by different social development situations, leading activities and mental new formations. As an individual grows up, the requirements of society expand, which must be observed and bear responsibility. Responsibility as a personal quality contributes to compliance with the norms and rules of society. In a situation of non-compliance with the requirements of society, the individual may be excluded from social groups, thereby the social inclusion of the individual will be minimized. The purpose of the study is to determine the connection between social inclusion and responsibility in ontogenesis. The methods of scientific research are the analysis of the definitions of “social inclusion” and “responsibility”, the synthesis of the components of social inclusion and responsibility, the formalization of the scheme of social inclusion and responsibility in ontogenesis. The connection between social inclusion and personal responsibility is outlined, common components are identified: motivational, cognitive, performance, behavioral, value and empathy. A scheme has been developed for the connection between social inclusion through the media and society and responsibility in the family, educational and professional spheres of activity.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Anna Ruslanovna Smirnova , Nizhnevartovsk State University

Lecturer

References

Алферова Н.И., Бехтер А.А. Представление о будущем у младших школьников в современных условиях // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-o-buduschem-u-mladshih-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah

Бабанова Е.В., Буянова С.М., Камнева Е.В., Пряжников Н.С. Имитации личной и профессиональной ответственности в условиях директивных предписаний // ОмГУ. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsii-lichnoy-i-professionalnoy-otvetstvennosti-v-usloviyah-direktivnyh-predpisaniy

Елизаров С.Г. Развивающая социальная среда как условие формирования субъектности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 179–185.

Елизаров С. Г. Особенности включения личности подростков поколения z в группы членства различных видов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3(55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vklyucheniya-lichnosti-podrostkov-pokoleniya-z-v-gruppy-chlenstva-razlichnyh-vidov

Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. М, 1992. 132 с. URL: https://www.phantastike.com/common_psychology/aspects/html/

Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 1. М. : Педагогика, 1983. 368 с.

Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. М. : Институт практической психологии, 1998. 368 с.

Перевозный А.В. Ответственность как качество личности: сущность, формирование, значение // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 101–105.

Прядеин В. П. Половозрастные особенности ответственности личности. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1998. 292 с.

Прядеин В.П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования // Научный диалог. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-otvetstvennosti-ispolnitelnosti-voli-kak-obekty-psihologo-pedagogicheskogo-issledovaniya

Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М. : Проспект, 2020. 512 с.

Смирнова А.Р. Ответственность как высшая психическая функция личности (на примере концепции Л. С. Выготского) // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-kak-vysshaya-psihicheskaya-funktsiya-lichnosti-na-primere-kontseptsii-l-s-vygotskogo

Тихонова Н.Е. Социальный капитал как фактор неравенства // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 24–35.

Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л. : Ленинградский университет, 1988. 344 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 2022. 369 с.

References:

Alferova N.I., Behter A.A. Predstavlenie o budushhem u mladshih shkol'nikov v sovremennyh uslovijah. Jekopsihologicheskie issledovanija – 6: jekologija detstva i psihologija ustojchivogo razvitija. 2020. No 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-o-buduschem-u-mladshih-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah

Babanova E.V., Bujanova S.M., Kamneva E.V., Prjazhnikov N.S. Imitacii lichnoj i professional'noj otvetstvennosti v uslovijah direktivnyh predpisanij. OmGU. 2020. No 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsii-lichnoy-i-professionalnoy-otvetstvennosti-v-usloviyah-direktivnyh-predpisaniy

Elizarov S.G. Razvivajushhaja social'naja sreda kak uslovie formirovanija sub#ektnosti podrostkov, okazavshihsja v trudnoj zhiznennoj situacii. Gercenovskie chtenija: psihologicheskie issledovanija v obrazovanii. 2020. No 3. P. 179–185.

Elizarov S. G. Osobennosti vkljuchenija lichnosti podrostkov pokolenija z v gruppy chlenstva razlichnyh vidov. Uchenye zapiski. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. No 3(55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vklyucheniya-lichnosti-podrostkov-pokoleniya-z-v-gruppy-chlenstva-razlichnyh-vidov

Konjuhov N.I. Prikladnye aspekty sovremennoj psihologii: terminy, zakony, koncepcii, metody. Spravochnoe izdanie. M, 1992. 132 p. URL: https://www.phantastike.com/common_psychology/aspects/html/

Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochinenija: v 8-mi t. Vol. 1. M. : Pedagogika, 1983. 368 p.

Mjasishhev V.N. Psihologija otnoshenij: izbrannye psihologicheskie trudy. M. : Institut prakticheskoj psihologii, 1998. 368 p.

Perevoznyj A.V. Otvetstvennost' kak kachestvo lichnosti: sushhnost', formirovanie, znachenie. Izvestija Saratovskogo universiteta. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika. 2021. Vol. 21, No. 1. P. 101–105.

Prjadein V. P. Polovozrastnye osobennosti otvetstvennosti lichnosti. Ekaterinburg: Ural. gos. prof.-ped. un-t, 1998. 292 p.

Prjadein V.P. Ponjatija otvetstvennosti, ispolnitel'nosti, voli kak ob#ekty psihologo-pedagogicheskogo issledovanija. Nauchnyj dialog. 2012. No 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-otvetstvennosti-ispolnitelnosti-voli-kak-obekty-psihologo-pedagogicheskogo-issledovaniya

Svencickij A.L. Kratkij psihologicheskij slovar'. M. : Prospekt, 2020. 512 p.

Smirnova A.R. Otvetstvennost' kak vysshaja psihicheskaja funkcija lichnosti (na primere koncepcii L. S. Vygotskogo). Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2020. No 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-kak-vysshaya-psihicheskaya-funktsiya-lichnosti-na-primere-kontseptsii-l-s-vygotskogo

Tihonova N.E. Social'nyj kapital kak faktor neravenstva. Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 2004. No 4. P. 24–35.

Tugarinov V.P. Izbrannye filosofskie trudy. L. : Leningradskij universitet, 1988. 344 p.

Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. M. : Progress, 2022. 369 p.

Published
2024-09-24
How to Cite
1. Smirnova A. R. ANALYSIS OF THE CONCEPTS «SOCIAL INCLUSION» AND «RESPONSIBILITY» AND THEIR RELATIONSHIP IN ONTOGENESIS // Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University, 2024. Vol. 6. № 3. P. 123-135. URL: http://bppasu.ru/article/view/15867.