К ПОСТАВНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФЕНОМЕНА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье представлен анализ предпосылок изучения организации совместной деятельности, особенности регуляторных процессов, реализующие в совместных действиях через основные звенья системы саморегуляции (ориентировка, планирование, программирование, моделирование, оценке результатов). Отдельно изучается ориентировочная основа совместной деятельности как один из универсальных механизмов согласования активности личности и требований совместной деятельности. Обосновывается необходимость построения концептуальной модели, отражающей принципиальную внутреннюю структуру процессов регуляции совместной деятельности, рассмотрения опосредования структуры и функциональных звеньев совместной деятельности и регуляционной роли ориентировки.
The article presents an analysis of the prerequisites for studying the organization of joint activities, especially regulatory processes, implement joint actions in terms of the basic units of self-regulation system (orientation, planning, programming, modeling, evaluation of results). A separate study estimated the basis of joint activity as one of the universal mechanisms of coordination of activity of the individual and the requirements of the joint venture. The necessity of building a conceptual model that reflects the internal structure of the fundamental processes of regulation of joint activity, considering mediation structures and functional units of joint activities and regulatory role orientation.
Ключевые слова. Ориентировчная основа деятельности, ориентировка, ориентировочная основа совместной деятельности, функциональная регуляция деятельности, компоненты регуляции деятельности.
Keywords. Orientirovchnaya basis of activity, orientation, orienting basis of joint activity, functional activity regulation, regulation of the components
Скачивания
Литература
Библиографический список:
Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. – М.: – Наука. – 1978. – С. 70.
Бирюков Д.А. К вопросу о природе ориентировочной реакции. // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно– исследовательская деятельность. М., 1958. – С. 20– 25.
Бойко Е.И. К вопросу о механизмах умственных процессов // Вопросы психологии, 1955, № 2. – С. 39– 53.
Бойко Е.И. О двоякой роли установочных рефлексов в сложных системных реакциях // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно– исследовательская деятельность. М., 1958. – С.317– 322.
Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
Гальперин П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. – 1966. – №4. – С. 128– 135.
Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии – 1957. – №6 ноябрь– декабрь 1957. – с. 58– 70.
Гамова Е.И. Исследование социально– психологических аспектов ориентировочной основы совместной деятельности малых групп // Материалы докладов XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ «Ломоносов– 2009». – Москва: МАКС Пресс, 2009. – С. 128– 132.
Гамова Е.И. Ориентировка в структуре совместной деятельности и ее влияние на результативность совместной деятельности малых молодежных групп // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). – 2012. – №5 (79). Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/05/pdf/49
Гамова Е.И., Сарычев С.В. Исследование социально– психологических аспектов ориентировки в совместной деятельности // Психологические и педагогические аспекты формирования профессиональной и социальной компетентности. Сб. статей межд. научно– практической конференции. – Иваново, 2009. – С. 17– 21
Годовикова Д.Б. Соотношение активности детей в общении со взрослым и в исследовании новых предметов – М.: НИИОП АПН ССР, 1974. – С. 162– 180.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
Ендовицкая Т.В. Влияние организации ориентировочной деятельности на объем внимания у детей // Доклады АПН РСФСР, 1957.– №3. – С. 75– 79.
Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально– психологического исследования / Совместная деятельность: методология, теория, практика. М., 1988. – 238 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2– х т. Т. I – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
Зинченко В. П. К вопросу о формировании ориентирующего образа. / Сб. «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно– исследовательская деятельность». – М., Изд– во АПН РСФСР, 1958. – С. 333– 339.
Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности – М. : Наука, 1980. – 256 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – М.: Издательство МГУ, 1981 – 584 с.
Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. Развитие представлений об ориентировке и ориентировочной деятельности в концепции П.Я. Гальперина // Культурно– историческая психология. 2012. №4. – С.13 – 27.
Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушения процесса решения задач при локальных поражениях мозга. – М.: Просвещение, 1966. – 291с.
Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 4. – С. 26– 35.
Ошанин Д.А. Психологические вопросы регуляции деятельности – Москва : Педагогика, 1973. – 208 с.
Поддьяков А.Н. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах // Вопросы психологии, 2002. № 5. – С. 79– 89.
Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А.Р. Лурия. М.: АПН РСФСР, 1958, Т.П. – 455с.
Решетова З.А. Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке // Вопросы психологии – 1956. – №1 январь– февраль 1956. – С. 53– 63.
Смирнова Я.К. Ориентировочная основа совместной деятельности дошкольников // В сборнике: Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. Сборник научных статей международной конференции. Алтайский государственный университет. Барнаул, 2015. С. 2164-2171.
Смирнова Я.К., Белых А.С Компоненты структуры регуляции совместной деятельности дошкольников // «Инновации в науке»: Сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.– практ. конф. № 46. – Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015 – С. 105– 112.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. – 344с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека: Докт. дисс. М.: МГУ, 1969. – 304с.
Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности – М.: Просвещение, 1995. – 304 с.
Чернышев А.С. Социально– психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): автореф. дис... д– ра психол. наук: 19.00.05. М., 1980. – 65 с.
Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности – М.: Изд– во «Ин– т психологии РАН», 2005. – 189 с.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи