САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЕВЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
В статье рассмотрены отечественные и зарубежные представления психологов о самооценке детей. Показаны методологические основания исследования особенностей самооценки детей младшего школьного возраста в контексте интеллектуального развития. Описаны результаты исследования самооценки детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз задержка психического развития. Выборку исследования составили: 120 учащихся вторых - четвёртых классов (8-11 лет), из них 73 ребёнка имеют нормальное интеллектуальное развитие, у 47 человек установлен диагноз задержка психического развития церебрально-органического генеза. Обработка данных проведена с помощью программы SPSS методом корреляционного анализа Спирмена. Были выявлены корреляционные связи между уровнем интеллекта и особенностями самооценки детей младшего школьного возраста. Доказано, что у детей младшего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития церебрально-органического генеза наблюдается тенденция к неадекватной, неустойчивой, преимущественно заниженной, самооценке, а у детей младшего школьного возраста с нормой развития наблюдается тенденция к адекватной самооценке. Полученные результаты исследования способны помочь педагогам построить комплексную коррекционную программу, направленную на эффективное взаимодействие с детьми, формирование адекватной самооценки младших школьников, с различными уровневыми характеристиками интеллекта.
Скачивания
Литература
1. Архиреева Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. Великий Новгород : Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. 158 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. 420с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
4. Волкова Т.Г. Психология самосознания. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. 342 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М. : Педагогика, 2009. 378 с.
6. Жалдак Н.Н. Развитие логичности мышления у младших школьников // Начальная школа, 2013. № 7. С.77–82.
7. Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 90–99.
8. Капитанец Е.Г., Панарина Е.И. Исследование самооценки у младших подростков с ЗПР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 44. С. 22–27. URL: http://ekoncept.ru/2016/56971.htm (дата обращения: 25.09.2021).
9. Ковалева А.Т., Дуванова С.П. Развитие произвольной памяти у дошкольников средствами мнемотехники как здоровье сберегающей технологии // Новой школе – здоровые дети: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 2018. С. 76-78.
10. Ковалёва Р.В., Волкова Т.Г. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта // Молодой ученый. 2021. № 4 (346). С. 132–133. URL: https://moluch.ru/archive/346/77806/ (дата обращения: 25.09.2021).
11. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей. М. : ТЦ «Сфера», 1999. 192 с.
12. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности. М., 2005. 126 с.
13. Нечаев Н.Н. Развитие и обучение: при каких условиях обучение может стать «развивающим»? // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12, № 3. С. 70–88.
14. Платонова З.И., Борисова И.П. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2018. № 4 (12). С. 84–90.
15. Смирнова А.А. Психолого-педагогическая коррекция самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 4. URL: http://e-koncept.ru/2018/182004.htm.
16. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М. : Наука, 1977. 144 с.
17. Шигина Е.П. Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 713–715.
18. Шумейко Т.С., Волкова Т.Г. Развитие деятельностного подхода в истории образования Вестник Академии педагогических наук Казахстана. 2020. №6 (98). С. 26–34
19. Kuzmina А., Lyubimova О., Turganbaeva B., Volkova T. Basic Self-Esteem: Dynamics and Inertia in the Process of Social Interaction // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2018. Vol. 288. P. 190–193.
20. Neff K. Self-Compassion: An Alternative Conceptualization of a Healthy Attitude Toward Oneself. SelfandIdentity, 2003. 144 p.
21. Rosenberg М. Distur balance in the Sefl-inage at Adolescents. 1973, Vol. 38, P. 553–568.
Referenсes:
1. Arkhireeva T.V. Kriticheskoe samootnoshenie mladshikh shkol'nikov i faktory ego razvitiya: monografiya. Velikii Novgorod : NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2008. 158 p.
2. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie. M. : Progress, 1986. 420 p.
3. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. SPb. : Piter, 2008. 398 p.
4. Volkova T.G. Psikhologiya samosoznaniya. – Barnaul: Izd-vo AltGU, 2015. 342 p.
5. Vygotskii L.S. Sobranie sochinenii: V 6-ti T.4. Detskaya psikhologiya / Pod red. D.B. El'konina. M. : Pedagogika, 2009. 378 p.
6. Zhaldak N.N. Razvitie logichnosti myshleniya u mladshikh shkol'nikov // Nachal'naya shkola, 2013. № 7. P.77–82.
7. Zakharova A.V., Andrushenko T.Yu. Issledovaniya samootsenki mladshego shkol'nika v uchebnoi deyatel'nosti // Voprosy psikhologii. 1980. № 4. P. 90–99.
8. Kapitanets E. G., Panarina E. I. Issledovanie samootsenki u mladshikh podrostkov s ZPR // Nauchnometodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». 2016. T. 44. P. 22–27. URL: http://ekoncept.ru/2016/56971.htm (data obrashcheniya: 25.09.2021).
9. Kovaleva A.T., Duvanova S.P. Razvitie proizvol'noi pamyati u doshkol'nikov sredstvami mnemotekhniki kak zdorov'e sberegayushchei tekhnologii. // Novoi shkole – zdorovye deti: materialy V Vserossiiskoi nauchno- prakticheskoi konferentsii, 2018. P. 76–78.
10. Kovaleva, R. V., Volkova T.G. Osobennosti samootsenki detei mladshego shkol'nogo vozrasta s razlichnymi urovnevymi kharakteristikami intellekta / R. V. Kovaleva, T. G. Volkova // Molodoi uchenyi. 2021. № 4 (346).S. 132–133. [Elektronnyi resurs]: [Elektronnyi resurs]: URL: https://moluch.ru/archive/346/77806/ (data obrashcheniya: 25.09.2021).
11. Kulagina I.Yu. Lichnost' shkol'nika ot zaderzhki psikhologicheskogo razvitiya do odarennosti: uchebnoe posobie dlya studentov i prepodavatelei. M. : TTs «Sfera», 1999. 192 p.
12. Lipkina A.I. K voprosu o metodah vyyavleniya samoocenki kak lichnostnogo parametra umstvennoj deyatel'nosti. / V sb.: Problemy diagnostiki umstvennogo razvitiya uchashchihsya. M. : Pedagogika, 1975. P. 134–155.
13. Nechaev N.N. Razvitie i obuchenie: pri kakikh usloviyakh obuchenie mozhet stat' «razvivayushchim»? // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2015. T. 12, № 3. P. 70–88.
14. Platonova Z.I., Borisova I.P. Osobennosti samootsenki detei mladshego shkol'nogo vozrasta s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Filosofiya. 2018. № 4 (12). P. 84–90.
15. Smirnova A.A. Psikhologo-pedagogicheskaya korrektsiya samootsenki u podrostkov s ZPR v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». 2018. № 4. URL: http://e-koncept.ru/2018/182004.htm.
16. Chesnokova I.I. Problema samosoznaniya v psikhologii. M., Nauka, 1977. 144 p.
17. Shigina E.P. Korrektsiya samootsenki i urovnya prityazanii mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya v protsesse ikh psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya // Molodoi uchenyi. 2017. № 2. P. 713–715.
18. Shumeiko T.S., Volkova T.G. Razvitie deyatel'nostnogo podkhoda v istorii obrazovaniya Vestnik Akademii pedagogicheskikh nauk Kazakhstana. 2020. №6 (98). P. 26–34/
19. Kuzmina, O. Lyubimova, B. Turganbaeva, T. Volkova Basic Self-Esteem: Dynamics and Inertia in the Process of Social Interaction // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Vol. 288. P. 190–193.
20. Neff K. Self-Compassion: An Alternative Conceptualization of a Healthy Attitude Toward Oneself. SelfandIdentity, 2003. 144 p.
21. Rosenberg, M. Distur balance in the Sefl-inage at Adolescents. 1973, Vol. 38, p. 553–568.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи