DEVELOPMENT OF CHILDREN'S PERSONAL SOVEREIGNTY UNDER CONDITIONS ADDITIONAL EDUCATION

  • Людмила Повстян Kokshetau University A.Myrzakhmetova Email: povstyan1946@mail.ru
  • Aisulu Jauen Kokshetau University A.Myrzakhmetova Email: povstyan1946@mail.ru
  • Aidana Salim Kokshetau University A.Myrzakhmetova Email: povstyan1946@mail.ru
  • Tatyana Volkova Altai State University Email: v.t.g@mail.ru
Keywords: preschool education, additional education, personal development, reflection, personal sovereignty, aesthetic impressions

Abstract

The article is devoted to the theoretical analysis of the actual aspect of solving the problem of personal development of preschool children. The paper substantiates the need for aesthetic development of children in the conditions of additional education. The author points to the technologies of classes with elements of artistic expression, with elements of art therapy as important mechanisms for the development of the child's sovereign personality in the conditions of additional education.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biographies

Людмила Повстян , Kokshetau University A.Myrzakhmetova

 associate professor Socio-pedagogical disciplines 

Aisulu Jauen , Kokshetau University A.Myrzakhmetova

Teacher of the Department of Social and Pedagogical Disciplines

Aidana Salim , Kokshetau University A.Myrzakhmetova

Teacher of the Department of Social and Pedagogical Disciplines

Tatyana Volkova, Altai State University

Candidate of Psychology, Associate Professor of General Applied Psychology

References

1. Андрианов М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск : Современное слово, 2005. 208 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 12–25.
3. Аристотель. Сочинение в 4-х томах, т. 4 «Большая этика». М. : Мысль, 1984. 830 с.
4. Бурно М.Е. О краткосрочной терапии творческим самовыражением // Исцеляющее искусство. 2000. № 2. Т. 3. С. 35–53.
5. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / Антология гуманной педагогики. М. : Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1999. С. 30–216.
6. Волкова Т.Г. Образ Я как структурный компонент самосознания виктимной личности // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2–1 (78). С. 54–58.
7. Волкова Т.Г., Любимова О.М., Турганбаева Б.Ш. Психология учебной деятельности и воспитания: учебное пособие. Семей : РИЦ "ZNARDEM", 2019. 107 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 3. «Психология развития и возрастная психология», М. : Педагогика, 1983. 365 с.
9. Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. Возрастные особенности проявления дошкольниками инициативы в образовательной деятельности // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2019. № 3 С. 224–237.
10. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Дошкольное образование: доступность и качество // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 6 (63). С. 20–37.
11. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. Спб. : Питер, 2002. 368 с.
12. Коссов Б.Б. Системно-стилевая концепция личности: теория, диагностика и развитие. М. : Академический проект, 2000. 240 с.
13. Котова Е. Социальная технология интегрированного образования // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 161–163.
14. Лопаткова И.В. Технология художественного поля в оптимизации условий развития личности особенного ребенка // Актуальные проблемы психологических знаний. 2018. № 4 (49). С. 82–88.
15. Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. Самара : Издательский дом «Бахрам-М», 2008. 159 с. .
16. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный. Психологическое исследование человека в его бытии. СПб. : Питер. 2008. 400 с.
17. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб : Речь, 2002. 112 с.
18. Повстян Л.А. Системный подход к обоснованию развивающего значения эстетических впечатлений в процессе арт-терапии // Материалы региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина, Бийск, 2003. С. 148–155.
19. Повстян Л.А. Проблема интериоризации в процессе системной организации человека // Труды Сибирского института знаниеведения. Барнаул : Изд-во Алтайского госуниверситета, 2004. Выпуск 2. С. 191–195.
20. Повстян Л.А., Лепешев Д.В., Алхатова Т.С. Эволюционное значение эстетических переживаний в воспитательной работе в системе инклюзивного образования // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2018. № 1. С. 34–46. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/3894
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. Т. 1. М, : Педагогика, 1989. 488 с.
22. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками // под ред. А.Г. Рузской. М. : Педагогика, 1989. 216 с. URL: https://cyberpedia.su/6x4fc9.html/
23. Токарев А.А., Намаканов Б.А., Добровольский Ю.А. Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2012. № 7. С. 240–246.
24. Ушинский К.Д. Антология гуманной педагогики. М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. 223 с.
25. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. М. : УЧПЕДГИЗ, 1953. С. 563–581.
26 . Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2. М. : Педагогика, 1974. С. 541−556.
27. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Т. 1. М. : Педагогика, 1998. С. 317–340.
28. Щедровицкий Г.П. // Педагогика и логика. М. : Касталь, 1993. С. 148–155.

References:

1. Andrianov M.A. Filosofiya dlya detej (v skazkah i rasskazah). Minsk : Sovremennoe slovo, 2005. 208 p.
2. Ancyferova L.I. Lichnost' v dinamike: nekotorye itogi issledovaniya // Psihologicheskij zhurnal. 1992. № 5. P. 12–25.
3. Aristotel'. Sochinenie v 4-h tomah, t. 4 «Bol'shaya etika». M. : Mysl', 1984. 830 p.
4. Burno M.E. O kratkosrochnoj terapii tvorcheskim samovyrazheniem // Iscelyayushchee iskusstvo. 2000. № 2. T. 3. P. 35–53.
5. Ventcel' K.N. Teoriya svobodnogo vospitaniya i ideal'nyj detskij sad / Antologiya gumannoj pedagogiki. M. : Izdatel'skij Dom SH. Amonashvili, 1999. P. 30–216.
6. Volkova T.G. Obraz YA kak strukturnyj komponent samosoznaniya viktimnoj lichnosti // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 2–1 (78). P. 54–58.
7. Volkova T.G., Lyubimova O.M., Turganbaeva B.SH. Psihologiya uchebnoj deyatel'nosti i vospitaniya: uchebnoe posobie. Semej : RIC "ZNARDEM", 2019. 107 p.
8. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij v 6-ti tomah. T. 3. «Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya», M. : Pedagogika, 1983. 365 p.
9. Klopotova E.E., YAglovskaya E.K. Vozrastnye osobennosti proyavleniya doshkol'nikami iniciativy v obrazovatel'noj deyatel'nosti // Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow. 2019. № 3 P. 224–237.
10. Klyachko T.L., Semionova E.A., Tokareva G.S. Doshkol'noe obrazovanie: dostupnost' i kachestvo // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 6 (63). P. 20–37.
11. Kopytin A.I. Teoriya i praktika art-terapii. Spb. : Piter, 2002. 368 p.
12. Kossov B.B. Sistemno-stilevaya koncepciya lichnosti: teoriya, diagnostika i razvitie. M. : Akademicheskij proekt, 2000. 240 p.
13. Kotova E. Social'naya tekhnologiya integrirovannogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 2. P. 161–163.
14. Lopatkova I.V. Tekhnologiya hudozhestvennogo polya v optimizacii uslovij razvitiya lichnosti osobennogo rebenka // Aktual'nye problemy psihologicheskih znanij. 2018. № 4 (49). P. 82–88.
15. Motkov O.I. Lichnost' i psihika. Sushchnost', struktura i razvitie. Samara : Izdatel'skij dom «Bahram-M», 2008. 159 p.
16. Nartova-Bochaver S.K. CHelovek suverennyj. Psihologicheskoe issledovanie cheloveka v ego bytii. SPb. : Piter. 2008. 400 p.
17. Orekhova O.A. Cvetovaya diagnostika emocij rebenka. SPb : Rech', 2002. 112 p.
18. Povstyan L.A. Sistemnyj podhod k obosnovaniyu razvivayushchego znacheniya esteticheskih vpechatlenij v processe art-terapii // Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii aspirantov, studentov i uchashchihsya pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta im. V.M. SHukshina, Bijsk, 2003. P. 148–155.
19. Povstyan L.A. Problema interiorizacii v processe sistemnoj organizacii cheloveka // Trudy Sibirskogo instituta znanievedeniya. Barnaul : Izd-vo Altajskogo gosuniversiteta, 2004. Vypusk 2. P. 191–195.
20. Povstyan L.A., Lepeshev D.V., Alhatova T.S. Evolyucionnoe znachenie esteticheskih perezhivanij v vospitatel'noj rabote v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya // Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018. № 1. P. 34–46. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/3894
21. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii. V 2-h tomah. T. 1. M, : Pedagogika, 1989. 488 p.
22. Ruzskaya A.G. Razvitie obshcheniya doshkol'nikov so sverstnikami // pod red. A.G. Ruzskoj. M. : Pedagogika, 1989. 216 p. URL: https://cyberpedia.su/6x4fc9.html/
23. Tokarev A.A., Namakanov B.A., Dobrovol'skij YU.A. Issledovanie formirovaniya soznaniya v doshkol'nom vozraste // Molodoj uchenyj. 2012. № 7. P. 240–246.
24. Ushinskij K.D. Antologiya gumannoj pedagogiki. M. : Izdatel'skij dom SHalvy Amonashvili, 1998. 223 p.
25. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. V 2-h t. T. 1. M. : UCHPEDGIZ, 1953. P. 563–581.
26 . Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. V 2-h t. T. 2. M. : Pedagogika, 1974. P. 541−556.
27. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya. V 6-ti t. T. 1. M. : Pedagogika, 1998. P. 317–340.
28. SHCHedrovickij G.P. // Pedagogika i logika. M. : Kastal', 1993. P. 148–155.
Published
2021-06-29
How to Cite
1. Повстян Л., Jauen A., Salim A., Volkova T. DEVELOPMENT OF CHILDREN’S PERSONAL SOVEREIGNTY UNDER CONDITIONS ADDITIONAL EDUCATION // Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University, 2021. Vol. 3. № 2. P. 93-105. URL: http://bppasu.ru/article/view/9770.