ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.015.3
Аннотация
Введение: актуальность исследования обусловлена переходом современного образования от парадигмы «образования на всю жизнь» к концепции «образования через всю жизнь», что особенно значимо для системы постдипломного образования. Научная проблема заключается в поиске эффективных педагогических технологий, способных преодолеть разрыв между теоретической подготовкой и практическими требованиями профессиональной деятельности. Цель исследования – выявить и обосновать роль проектного обучения как важного элемента современного постдипломного образования, способствующего интеграции знаний и практического опыта. Материалы и методы: в основу исследования положены теоретический анализ и синтез научных концепций, в том числе теорий конструктивизма и ситуативного обучения. Методологической базой выступили системный и компетентностный подходы, а также анализ педагогических моделей, в частности, модели эмпирического обучения Д. Колба. Были изучены исторические предпосылки развития проектного метода и современные подходы к его реализации в образовательном процессе. Результаты: установлено, что проектное обучение создает целостную психолого-педагогическую среду для развития профессиональных компетенций. Выявлены ключевые функции проектной деятельности в постдипломном образовании: исследовательская, аналитическая, прогностическая, преобразующая и нормирующая. Определено, что метод обеспечивает двойной результат – создание конкретного продукта и личностно-профессиональный рост через механизмы рефлексии и критического переосмысления опыта. Показано, что групповая проектная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков и развитию междисциплинарного мышления. Выводы: проектное обучение является приоритетным направлением в организации постдипломного образования, так как выступает механизмом личностно-профессионального роста, самоактуализации и подготовки специалистов к решению сложных задач в условиях неопределенности. Перспективы исследования связаны с разработкой конкретных методов интеграции проектного обучения в программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, магистратуры и аспирантуры, а также с адаптацией проектных методов к различным профессиональным областям с учетом цифровизации образовательного процесса.
Скачивания
Литература
Андерсен Э., Груде К., Хауг Т. Сфокусированное управление бизнес-проектом. Москва : Фаир-пресс, 2006. 296 с.
Зеер Э. Ф. Психологические особенности последипломного образования // Образование и наука. 2000. № 4. С. 156–165.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
Корякина Н. В. Роль проектного обучения в повышении качества обучения операционных логистов // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 109-1. С. 160–163. https://doi.org/10.18411/trnio-05-2024-48
Певная М. В. Проектное обучение в трансформации университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2025. № 29(2). С. 5–9. https://doi.org/10.15826/umpa.2025.02.010
Певная М. В., Боронина Л. Н., Кульминская А. В. Актуальные вопросы реализации проектного обучения в высшей школе // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 12. С. 142–154. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-12-142-154
Пискунова А. М., Пискунов А. Д. Развитие концепции проектного обучения МИЭМ НИУ ВШЭ: Мастерская видеотехнологий как полигон проектного обучения // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2024. Т. 20. № 2. С. 394–404. https://doi.org/10.25559/SITITO.020.202402.394-404
Рубакова Н. В. Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО // Молодой ученый. 2021. № 49(391). С. 416–418. URL: https://moluch.ru/archive/391/86170/
Симоненко В. Д. Творческие проекты учащихся 5–9 классов общеобразовательных школ. Книга для учителя / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск : ИМЦ «Технология», 1996. 238 с.
Hung D. Situated cognition and problem-based learning // Handbook of research on educational communications and technology / eds. J.M. Spector, J.G. van Merrienboer, M.D. Merrill, & M. Driscoll. 3rd ed. New York: Erlbaum, 2002. P. 485–506.
Thomas J. W. A Review of Research on Project-Based Learning // Project-Based Learning Handbook. 2021. Vol. 1. P. 1–45. URL: https://tecfa.unige.ch/proj/eteach-net/Thomas_researchreview_PBL.pdf
Yusnidar E., Nadila N. A. Analysis of student responses to student worksheets based on Project Based Learning models // Integrated Science Education Journal. 2023. Vol. 4. No 3. P. 111–116. https://doi.org/10.37251/isej.v4i3.718
References
Andersen E., Grude K., Haug T. Sfokusirovannoe upravlenie biznes-proektom [Focused Business Project Management]. Moscow: Fair-Press: 2006, 296 p. (In Russ.).
Zeer E.F. Psikhologicheskie osobennosti poslediplomnogo obrazovaniya [Psychological Features of Postgraduate Education]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. 2000, no. 4, pp. 156–165. (In Russ.).
Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii – novaya paradigma rezultata obrazovaniya [Key Competencies – A New Paradigm of Educational Outcomes]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. 2003, no. 5, pp. 34–42. (In Russ.).
Koryakina N.V. Rol proektnogo obucheniya v povyshenii kachestva obucheniya operatsionnykh logistov [The Role of Project-Based Learning in Improving the Quality of Training of Operational Logistics Specialists]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the Development of Science and Education]. 2024, no. 109-1, pp. 160–163. (In Russ.). https://doi.org/10.18411/trnio-05-2024-48.
Pevnaya M.V. Proektnoe obuchenie v transformatsii universitetov [Project-Based Learning in the Transformation of Universities]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. 2025, no. 29(2), pp. 5–9.
(In Russ.). https://doi.org/10.15826/umpa.2025.02.010.
Pevnaya M.V., Boronina L.N., Kulminskaya A.V. Aktualnye voprosy realizatsii proektnogo obucheniya v vysshei shkole [Topical Issues of Implementing Project-Based Learning in Higher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2024, vol. 33, no. 12, pp. 142–154. (In Russ.). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-12-142-154.
Piskunova A.M., Piskunov A.D. Razvitie kontseptsii proektnogo obucheniya MIEM NIU VSHE: Masterskaya videotekhnologii kak poligon proektnogo obucheniya [Development of the Project-Based Learning Concept at MIEM HSE: Video Technology Workshop as a Training Ground]. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie [Modern Information Technologies and IT Education]. 2024, vol. 20, no. 2, pp. 394–404. (In Russ.). https://doi.org/10.25559/SITITO.020.202402.394-404.
Rubakova N.V. Organizatsiya proektnoy deyatelnosti v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh SPO [Organization of Project Activities in Secondary Vocational Education Institutions]. Molodoy uchenyy [Young Scientist]. (In Russ.). URL: https://moluch.ru/archive/391/86170/
Simonenko V.D. Tvorcheskie proekty uchashchikhsya 5–9 klassov obshcheobrazovatelnykh shkol [Creative Projects of Students of Grades 5–9 in Secondary Schools]. Bryansk: IMTs “Tekhnologiya”, 1996, 238 p. (In Russ.).
Hung D. Situated cognition and problem-based learning. Handbook of research on educational communications and technology. Eds. J.M. Spector, J.G. van Merrienboer, M.D. Merrill, & M. Driscoll. 3rd ed. New York: Erlbaum, 2002, pp. 485–506.
Thomas J.W. A Review of Research on Project-Based Learning. Project-Based Learning Handbook. 2021, vol. 1, pp. 1–45. URL: https://tecfa.unige.ch/proj/eteach-net/Thomas_researchreview_PBL.pdf
Yusnidar E., Nadila N.A. Analysis of student responses to student worksheets based on Project Based Learning models. Integrated Science Education Journal. 2023, vol. 4. no. 3, pp. 111–116. https://doi.org/10.37251/isej.v4i3.718

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи



