СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОНОМНЫХ ПРОФЕССИЯХ

УДК 155.9

  • Лейла Ибрагимовна Точиева Ингушский государственный университет Email: tochieva-leila@mail.ru
  • Анатолий Геннадьевич Маджуга Институт развития образования Республики Башкортостан Email: madzhuga.anatolij@inbox.ru
  • Марьям Хусбаудыновна Берсункаева Чеченский государственный педагогический университет Email: bersynykaeva@gmail.com
Ключевые слова: эмпатическая культура, социономные профессии, социально-психологические детерминанты, профессиональная компетентность, гуманистическая направленность, эмпатия, педагогика, медицина, социальная работа

Аннотация

В современной науке формирование эмпатической культуры личности в социономных профессиях рассматривается как неотъемлемый компонент профессионализма и гуманистической направленности профессиональной деятельности. Статья посвящена анализу социально-психологических детерминант, способствующих развитию эмпатической культуры в таких областях, как педагогика, медицина и социальная работа. В качестве теоретико-методологической базы использованы результаты исследований отечественных и зарубежных авторов. На этой основе выделяются структурно-содержательные аспекты эмпатии, раскрываются механизмы и условия её формирования, а также подчеркивается взаимосвязь эмпатии с профессиональной компетентностью. Данная работа представляет собой попытку систематизировать существующие подходы к пониманию эмпатической культуры, показать её важность для социономных специальностей и определить возможные перспективы дальнейших исследований в этой области.

Цель: рассмотреть основные социально-психологические детерминанты формирования эмпатической культуры личности, показать их взаимосвязь, а также проиллюстрировать, каким образом различные профессиональные контексты (педагогика, медицина, социальная работа) влияют на процесс развития эмпатических навыков.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Лейла Ибрагимовна Точиева, Ингушский государственный университет

Старший преподаватель

Анатолий Геннадьевич Маджуга, Институт развития образования Республики Башкортостан

Доктор педагогических наук, профессор

Марьям Хусбаудыновна Берсункаева, Чеченский государственный педагогический университет

Старший преподаватель

Литература

Дмитриева А.Г., Лаврентьева Е.А. Анализ значимости эмпатии в педагогической деятельности преподавателя вуза // Концепт. 2021. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-znachimosti-empatii-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza

Жданова Л.Г., Арнгольд С.А. Особенности проявлений эмпатии у медицинских работников // АНИ: педагогика и психология. 2014. №3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniy-empatii-u-meditsinskih-rabotnikov

Карпова Ю.М. Социально-психологические технологии развития эмпатии социальных работников // Вестник магистратуры. 2019. №1-2 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-tehnologii-razvitiya-empatii-sotsialnyh-rabotnikov

Рзаева Ж.В. Особенности аффективного компонента эмпатии у будущих педагогов-психоогов // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2018. № 18-3. С. 3-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35665231

4 Сердакова К.Г., Маджуга А.Г., Шабыкина В.А. Формирование эмпатической культуры в системе профессиональной подготовки специалистов социономных профессий. В сборнике: Этнопедагогика в контексте современной культуры. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.Б. Абдуллина. 2018. С. 323–328. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37226953.

Сутурина Ю.В. Роль эмпатии и алекситимии в педагогической деятельности преподавателей вуза // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2(22). С. 75–79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-empatii-i-aleksitimii-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavateley-vuza

Шагивалеева Г.Р. Развитие эмпатии как профессионально важного качества будущего учителя // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 5А. С. 7–14. 10.34670/AR.2020.67.40.001

Berkovich I. Conceptualisations of empathy in K-12 teaching: a review of empirical research // Educational Review. 2020. Vol. 72. P. 547–566. URL: https://cris.openu.ac.il/en/publications/conceptualisations-of-empathy-in-k-12-teaching-a-review-of-empiri

King S.H. The Structure of Empathy in Social Work Practice // Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2011. Vol. 21(6). P. 679–695. URL: https://doi.org/10.1080/10911359.2011.583516.

Yu C.C., Tan L., Le M.K. et al. The development of empathy in the healthcare setting: a qualitative approach // BMC Med Educ. 2022. Vol. 22. P. 245.

References:

Dmitrieva A. G., Lavrent'eva E. A. Analiz znachimosti jempatii v pedagogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelja vuza. Koncept. 2021. No 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-znachimosti-empatii-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza

Zhdanova L. G., Arngol'd S. A. Osobennosti projavlenij jempatii u medicinskih rabotnikov. ANI: pedagogika i psihologija. 2014. No 3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniy-empatii-u-meditsinskih-rabotnikov

Karpova Ju. M. Social'no-psihologicheskie tehnologii razvitija jempatii social'nyh rabotnikov. Vestnik magistratury. 2019. No 1-2 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-tehnologii-razvitiya-empatii-sotsialnyh-rabotnikov

Rzaeva Zh.V. Osobennosti affektivnogo komponenta jempatii u budushhih pedagogov-psihoogov. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshej shkoly. Istoricheskie i psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018. No 18-3. P. 3–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35665231

Serdakova K.G., Madzhuga A.G., Shabykina V.A. Formirovanie jempaticheskoj kul'tury v sisteme professional'noj podgotovki specialistov socionomnyh professij. V sbornike: Jetnopedagogika v kontekste sovremennoj kul'tury. Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor L.B. Abdullina. 2018. P. 323–328. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37226953.

Suturina Ju.V. Rol' jempatii i aleksitimii v pedagogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelej vuza. Gumanitarnyj vektor. Serija: Pedagogika, psihologija. 2010. No 2(22). P. 75–79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-empatii-i-aleksitimii-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavateley-vuza

Shagivaleeva G.R. Razvitie jempatii kak professional'no vazhnogo kachestva budushhego uchitelja. Psihologija. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija. 2020. Vol. 9. No 5A. P. 7–14. 10.34670/AR.2020.67.40.001

Berkovich I. Conceptualisations of empathy in K-12 teaching: a review of empirical research. Educational Review. 2020. Vol. 72. P. 547–566. URL: https://cris.openu.ac.il/en/publications/conceptualisations-of-empathy-in-k-12-teaching-a-review-of-empiri

King S.H. The Structure of Empathy in Social Work Practice. Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2011. Vol. 21(6). P. 679–695. URL: https://doi.org/10.1080/10911359.2011.583516.

Yu C.C., Tan L., Le M.K. et al. The development of empathy in the healthcare setting: a qualitative approach. BMC Med Educ. 2022. Vol. 22. P. 245.

Опубликован
2025-06-19
Как цитировать
1. Точиева Л. И., Маджуга А. Г., Берсункаева М. Х. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОНОМНЫХ ПРОФЕССИЯХ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 2. С. 159-170. URL: https://bppasu.ru/article/view/17491.