RESILIENCE OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

УДК 159.9

  • Marina Valerievna Shamardina Altai State University Email: marav_sh@mail.ru
  • Alexandra Sergeevna Milina Altai State University Email: milina@mail.asu.ru
  • Olga Alekseevna Lozbina College of Altai State University Email: skolkina95@mail.ru
Keywords: resilience, deviant behavior, emotional intelligence, adolescence

Abstract

The problematic of studying deviant behavior in adolescence is determined by the modern situation of increasing forms of manifestation of behavioral disorders, which often goes beyond the generally accepted norms of moral behavior. This article is devoted to the study of resilience and emotional intelligence in deviant adolescents. The aim of the study was to investigate the components of resilience in deviant adolescents in the context of considering the characteristics of emotional intelligence. The sample consisted of 70 students of colleges in the Altai Territory aged 15 to 16 years. The data were obtained using the method "Diagnostic questionnaire for identifying the tendency to various forms of deviant behavior for students of general educational institutions" ("DAP-P") [12], the method of diagnosing emotional intelligence "MEI" M.A. Manoylova , the resilience test S. Maddy (adapted by D.A. Leontiev, E.I. Rasskazova). The conducted mathematical and statistical analysis (nonparametric Kolmogorov-Smirnova criterion, parametric Student's t-test for independent samples, Levene criterion , factor analysis ) showed that deviant adolescents have lower indicators of emotional intelligence, which means that this fact can manifest itself in maladaptive behavior patterns and cause general maladaptation to the environment. According to the results of the study, it was found that emotional intelligence can act as a predictor of the formation of resilience components in adolescence.

Resilience of deviant adolescents is characterized, among other things, by a decrease in emotional intelligence in all components: integral indicator of emotional intelligence, interpersonal emotional intelligence, intrapersonal emotional intelligence.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biographies

Marina Valerievna Shamardina, Altai State University

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of General and Applied Psychology

Alexandra Sergeevna Milina, Altai State University

Senior Lecturer, Department of General and Applied Psychology

Olga Alekseevna Lozbina, College of Altai State University

Teacher-psychologist

References

Астраух К.А., Андреева И.Н. Различия между подростками с девиантным и нормативным поведением в выраженности жизнестойкости и ее компонентов // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2023. № 1. С. 60–63.10.52928/2070-1640-2023-39-1-60-63.

Базарсадаева Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта // Вестник бурятского государственного университета. 2013. № 5. С. 24–32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-izucheniya-emotsionalnogo-intellekta

Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2007. № 2. С. 92–99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-podrostkov

Дегтярев А.В. Эмоциональный интеллект и особенности социально-психологический адаптации у подростков с девиантным поведением // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 149–159. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71370.shtml.

Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения.

М. : ИП Петросян, 2022, 446 с.

Климова Н.П. Теоретические аспекты взаимосвязи эмоционального интеллекта с компонентами жизнестойкости личности // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2021. Вып. 21, часть 4. С. 163–170. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/270983

Кошарная Г.Б., Мордишева Л.Н. Основные подходы к изучению девиантного поведения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 1 (13). С. 70–81.

Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. С. 611–643.

Логинова М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: дис. … канд. психолог. наук. М., 2010. 153 с.

Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. № 6, Т. 26. С. 87–101.

Макарова В.С., Березенко Ю.Ю., Токахо Е.Г. Влияние эмоционального интеллекта на жизнестойкость подростков, склонных к суицидальному поведению // Сормовские чтения-2025: научно-образовательное пространство, реалии и перспективы повышения качества образования: Материалы Международной научно-практической конференции, Краснодар, 14 февраля 2025 года. Чебоксары: ООО "Издательский дом "Среда", 2025. С. 347–349.

Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб. : Речь, 2005. 445 с.

Нигматуллина Л.И., Фаттахова Г.Р. Особенности жизнестойкости подростков с девиантным поведением // Рахимовские чтения – 2021: Материалы международной научно-практической конференции, Уфа, 14–15 декабря 2021 года. Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2021. С. 269–272.

Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие / О.В. Борисенко, Т.А. Матёрова, Т.А. Ховалкина, М.В. Шамардина. Барнаул: Изд-вл АлтГУ, 2014. 184 с.

Паатова М.Э., Бегидова С.Н., Хакунов Н.Х. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков // Вестник Адыгейского гос.ун-та. Сер.3, Педагогика и психология. 2012. № 1 (101). С. 97–105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-analiz-sotsialnopedagogicheskih-fenomenov-deviantnoe-povedenie-i-delinkventnoe-povedenie-podrostkov

Панцырь С.Н., Новгородцева А.П. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 2. С. 64–72.

Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. СПб.: Речь, 2008. 192 с.

Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. Москва: Прометей, 2012. 151 с.

Шелкунова Т.В., Шелкунов А.В. Феномен жизнестойкости в отечественной и зарубежной литературе [Электронный ресурс] // Молодежь и наука: сб. материалов IХ Всероссийской науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием, посвящ. 385-летию со дня основания г. Красноярска. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section084.html.

Шварева Е.В. Жизнестойкость как психологическая характеристика участников современной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 180–185.

Шумакова Н.Д., Шамардина М.В. Исследования проблематики интеллекта в контексте жизнестойкости подростков // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 34-2. С. 14–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32399159

Maddi S. Hardiness: Operationalization of Existential Courage // Journal of Humanistic Psychology. 2004. Vol. 44. № 3. p. 279–298.

Referenses:

Astrauh K.A., Andreeva I.N. Razlichija mezhdu podrostkami s deviantnym i normativnym povedeniem v vyrazhennosti zhiznestojkosti i ee komponentov. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Serija E. Pedagogicheskie nauki. 2023. No 1. P. 60–63. 10.52928/2070-1640-2023-39-1-60-63.

Bazarsadaeva Je.Zh. K voprosu ob istorii izuchenija jemocional'nogo intellekta. Vestnik burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. No 5. P. 24–32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-izucheniya-emotsionalnogo-intellekta

Davydova Ju.V. Osobennosti jemocional'nogo intellekta podrostkov. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. 2007. No 2. P. 92–99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-podrostkov

Degtjarev A.V. Jemocional'nyj intellekt i osobennosti social'no-psihologicheskij adaptacii u podrostkov s deviantnym povedeniem. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. No 3. P. 149–159. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71370.shtml.

Klejberg Ju.A. Osnovy psihologii deviantnogo povedenija. M. : IP Petrosjan, 2022, 446 p.

Klimova N.P. Teoreticheskie aspekty vzaimosvjazi jemocional'nogo intellekta s komponentami zhiznestojkosti lichnosti. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshej shkoly. Istoricheskie i psihologo-pedagogicheskie nauki. 2021. Vyp. 21, chast' 4. P. 163–170. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/270983

Kosharnaja G.B., Mordisheva L.N. Osnovnye podhody k izucheniju deviantnogo povedenija. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki. 2010. No 1 (13). P. 70–81.

Leont'ev D.A., Kaliteevskaja E.R., Osin E.N. Lichnostnyj potencial pri perehode ot detstva k vzroslosti i stanovlenie samodeterminacii. Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika. Pod red. D.A. Leont'eva. M. : Smysl, 2011. P. 611–643.

Loginova M.V. Psihologicheskoe soderzhanie zhiznestojkosti lichnosti studentov: dis. … kand. psiholog. nauk. M., 2010. 153 p.

Maddi S. Smysloobrazovanie v processe prinjatija reshenij. Psihologicheskij zhurnal. 2005. No 6, Vol. 26. P. 87–101.

Makarova V.S., Berezenko Ju.Ju., Tokaho E.G. Vlijanie jemocional'nogo intellekta na zhiznestojkost' podrostkov, sklonnyh k suicidal'nomu povedeniju. Sormovskie chtenija-2025: nauchno-obrazovatel'noe prostranstvo, realii i perspektivy povyshenija kachestva obrazovanija: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnodar, 14 fevralja 2025 goda. Cheboksary: OOO "Izdatel'skij dom "Sreda", 2025. P. 347–349.

Mendelevich V.D. Psihologija deviantnogo povedenija. SPb. : Rech', 2005. 445 p.

Nigmatullina L.I., Fattahova G.R. Osobennosti zhiznestojkosti podrostkov s deviantnym povedeniem. Rahimovskie chtenija – 2021: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ufa, 14–15 dekabrja 2021 goda. Ufa : BGPU im. M. Akmully, 2021. P. 269–272.

Osobennosti formirovanija zhiznestojkosti i sovladanija s trudnymi zhiznennymi i stressovymi situacijami nesovershennoletnih v obrazovanii: metodicheskoe posobie / O.V. Borisenko, T.A. Matjorova, T.A. Hovalkina, M.V. Shamardina. Barnaul : Izd-vl AltGU, 2014. 184 p.

Paatova M.Je., Begidova S.N., Hakunov N.H. Teoretiko-metodologicheskij analiz social'no-pedagogicheskih fenomenov «deviantnoe povedenie» i «delinkventnoe povedenie» podrostkov. Vestnik Adygejskogo gos.un-ta. Ser.3, Pedagogika i psihologija. 2012. No 1 (101). P. 97–105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-analiz-sotsialnopedagogicheskih-fenomenov-deviantnoe-povedenie-i-delinkventnoe-povedenie-podrostkov

Pancyr' S.N., Novgorodceva A.P. Lichnostnye osobennosti podrostkov s deviantnymi formami povedenija. Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2013. Vol. 9. No 2. P. 64–72.

Fedoseenko E.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie podrostkov: sistema raboty, diagnostika, treningi. Monografija. SPb.: Rech', 2008. 192 p.

Fominova A.N. Zhiznestojkost' lichnosti. Monografija. Moskva: Prometej, 2012. 151 p.

Shelkunova T.V., Shelkunov A.V. Fenomen zhiznestojkosti v otechestvennoj i zarubezhnoj literature [Jelektronnyj resurs]. Molodezh' i nauka: sb. materialov IH Vserossijskoj nauch.-tehn. konf. studentov, aspirantov i molodyh uchenyh s mezhdunar. uchastiem, posvjashh. 385-letiju so dnja osnovanija g. Krasnojarska. Krasnojarsk: Sibirskij federal'nyj un-t, 2013. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section084.html.

Shvareva E.V. Zhiznestojkost' kak psihologicheskaja harakteristika uchastnikov sovremennoj obrazovatel'noj sredy. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. No 4. P. 180–185.

Shumakova N.D., Shamardina M.V. Issledovanija problematiki intellekta v kontekste zhiznestojkosti podrostkov. Tendencii razvitija nauki i obrazovanija. 2018. No 34-2. P. 14–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32399159

Maddi S. Hardiness: Operationalization of Existential Courage // Journal of Humanistic Psychology. 2004. Vol. 44. № 3. p. 279–298.

Published
2025-06-19
How to Cite
1. Shamardina M. V., Milina A. S., Lozbina O. A. RESILIENCE OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR // Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University, 2025. Vol. 7. № 2. P. 171-187. URL: https://bppasu.ru/article/view/17492.

Most read articles by the same author(s)