DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF MZHS CADETS ON THE BASIS OF INNOVATIVE EDUCATIONAL STRATEGIES
УДК 378.6
Abstract
The article considers the significance of innovative educational strategies for the formation and development of professional competences of cadets of higher educational institutions of the Russian Ministry of Emergency Situations. The article presents a comprehensive analysis of the modern challenges faced by the system of specialist training in the context of dynamically developing technologies, the growing number of emergency situations and the need to integrate interdisciplinary knowledge. It is noted that traditional methods of cadet training do not allow to fully ensure their readiness for professional activity, which requires not only a high level of theoretical knowledge, but also practical skills, stress resistance, adaptability, teamwork, as well as confident mastery of digital and simulation technologies.
Downloads
References
Алтыева Д., Сапарова Т., Амангелдиев Ш. Инновационные подходы к обучению // Символ науки. 2024. № 9-2. С. 102–103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-k-obucheniyu
Валиев М.Х. Инновационные подходы в обучении и безопасность жизнедеятельности // Вестник НЦБЖД. 2013. № 4(18). С. 28 – 32.
Добрынин Д.И., Гареев Д.Р. Психолого-педагогические особенности формирования профессиональной готовности курсантов и слушателей учебных заведений ГПС МЧС России к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 11-2. С. 45–61.
Елесина Ю.К. К вопросу о развитии профессиональных компетенций у обучающихся в организациях МЧС России посредством дистанционных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионального образования / Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : Материалы 23-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24–25 апреля 2018 года / Под научной редакцией Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова.Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. С. 221–224.
Елфимова М.В., УваеваН.В. Формирование профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций высшего образования системы МЧС России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 3(162). С. 53–57.
Ермилов А.В. Формирование индивидуально-личностных качеств курсантов вузов МЧС России на основе личностно-деятельностного подхода // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 3(27). С. 88 – 94.
Ермолаева Ж.Е.,Герасимова И.Н. Формирование профессиональных компетенций курсантов и слушателей посредством применения активных и интерактивных методов обучения в вузах системы МЧС России // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2014. № 10. С. 166–170.
Карапузиков А.А., МураевН.П. Формирование профессиональных компетенций при проведении практических занятий на учебном тренажере «Резервуарный парк» // Современные технологии в российской и зарубежных системах образования : Сборник статей XII Международной научно-практической конференции, Пенза, 11–12 апреля 2023 года / Под редакцией Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко, В.В. Полукарова. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. С. 132–135.
Карапузиков А.А., Уварина Н.В., Мураев Н.П., НизяковА.Д. Педагогическое сопровождение подготовки курсантов вузов МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024. Т. 30, № 3. С. 99–103. 10.18287/2542-0445-2024-30-3-99-103.
Лазарев А.А., Мочалова Т.А., СторонкинаО.Е. Информационные технологии, используемые для подготовки курсантов МЧС России к применению проверочных листов по пожарной безопасности // Пожарная и аварийная безопасность. 2024. № 3(34). С. 49 – 57.
Могилевская Т.Е., Петрова Н.В. Формирование индивидуальных черт и свойств личности курсантов МЧС посредством регулярной физической подготовки // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2016. Т. 2, № 1(7). С. 164– 168.
Мураев Н.П., Карапузиков А.А. Роль инновационных технологий в профессиональной подготовке курсантов вузов МЧС России // Профессиональная ориентация. 2024. № 4-2. С. 20– 23.
Новиков А.А., ГорбуноваВ.А., Губин Д.В. К вопросу о подходе к разработке цифровой платформы симуляции и отработке действий территориальных подразделений МЧС России // Информационные технологии в сфере РСЧС и ГО : Сборник трудов секции № 11 ХХXII Международной научно-практической конференции, Химки, 01 марта 2022 года.Химки: Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2022. С. 153–159.
Олстейн А.П., Тропникова Т. А. Инновационные подходы в образовании // Поколение будущего : сборник избранных статей Международной студенческой научной конференции, Санкт-Петербург, 31 января 2020 года. Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. С. 181–185.
Эльтемеров А.А., ФедороваС.Н. Цифровые технологии в профессиональной подготовке специалистов МЧС России // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14, № 2(38). С. 168–174. 10.30914/2072-6783-2020-14-2-168-174.
References:
Altyeva D., Saparova T., Amangeldiev Sh. Innovacionnye podhody k obucheniju. Simvol nauki. 2024. No 9-2. P. 102–103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-k-obucheniyu
Valiev M.H. Innovacionnye podhody v obuchenii i bezopasnost' zhiznedejatel'nosti. Vestnik NCBZhD. 2013. No 4(18). P. 28 – 32.
Dobrynin D.I., Gareev D.R. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti formirovanija professional'noj gotovnosti kursantov i slushatelej uchebnyh zavedenij GPS MChS Rossii k dejatel'nosti v uslovijah chrezvychajnyh situacij. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. No 11-2. P. 45–61.
Elesina Ju.K. K voprosu o razvitii professional'nyh kompetencij u obuchajushhihsja v organizacijah MChS Rossii posredstvom distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v uslovijah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija. Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii : Materialy 23-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 24–25 aprelja 2018 goda. Pod nauchnoj redakciej E.M. Dorozhkina, V.A. Fedorova. Ekaterinburg : Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet, 2018. P. 221–224.
Elfimova M.V., Uvaeva N.V. Formirovanie professional'nyh kompetencij u kursantov obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija sistemy MChS Rossii. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Pedagogika i psihologija. 2015. No 3(162). P. 53–57.
Ermilov A.V. Formirovanie individual'no-lichnostnyh kachestv kursantov vuzov MChS Rossii na osnove lichnostno-dejatel'nostnogo podhoda. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015. No 3(27). P. 88 – 94.
Ermolaeva Zh.E., Gerasimova I.N. Formirovanie professional'nyh kompetencij kursantov i slushatelej posredstvom primenenija aktivnyh i interaktivnyh metodov obuchenija v vuzah sistemy MChS Rossii. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept". 2014. No 10. P. 166–170.
Karapuzikov A.A., Muraev N.P. Formirovanie professional'nyh kompetencij pri provedenii prakticheskih zanjatij na uchebnom trenazhere «Rezervuarnyj park». Sovremennye tehnologii v rossijskoj i zarubezhnyh sistemah obrazovanija : Sbornik statej XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 11–12 aprelja 2023 goda. Pod. redakciej F.E. Udalova, V.V. Bondarenko, V.V. Polukarova. Penza : Penzenskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2023. P. 132–135.
Karapuzikov A.A., Uvarina N.V., Muraev N.P., Nizjakov A.D. Pedagogicheskoe soprovozhdenie podgotovki kursantov vuzov MChS Rossii k dejatel'nosti v jekstremal'nyh situacijah. Vestnik Samarskogo universiteta. Istorija, pedagogika, filologija. 2024. Vol. 30, No 3. P. 99–103. 10.18287/2542-0445-2024-30-3-99-103.
Lazarev A.A., Mochalova T.A., Storonkina O.E. Informacionnye tehnologii, ispol'zuemye dlja podgotovki kursantov MChS Rossii k primeneniju proverochnyh listov po pozharnoj bezopasnosti. Pozharnaja i avarijnaja bezopasnost'. 2024. No 3(34). P. 49 – 57.
Mogilevskaja T.E., Petrova N.V. Formirovanie individual'nyh chert i svojstv lichnosti kursantov MChS posredstvom reguljarnoj fizicheskoj podgotovki. Pozharnaja bezopasnost': problemy i perspektivy. 2016. Vol. 2, No 1(7). P. 164–168.
Muraev N.P., Karapuzikov A.A. Rol' innovacionnyh tehnologij v professional'noj podgotovke kursantov vuzov MChS Rossii. Professional'naja orientacija. 2024. No 4-2. P. 20– 23.
Novikov A.A., Gorbunova V.A., Gubin D.V. K voprosu o podhode k razrabotke cifrovoj platformy simuljacii i otrabotke dejstvij territorial'nyh podrazdelenij MChS Rossii. Informacionnye tehnologii v sfere RSChS i GO : Sbornik trudov sekcii № 11 HHXII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Himki, 01 marta 2022 goda. Himki : Akademija grazhdanskoj zashhity Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situacijam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij, 2022. P. 153–159.
Olstejn A.P., Tropnikova T. A. Innovacionnye podhody v obrazovanii. Pokolenie budushhego : sbornik izbrannyh statej Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii, Sankt-Peterburg, 31 janvarja 2020 goda. Sankt-Peterburg: GNII «Nacrazvitie», 2020. P. 181–185.
Jel'temerov A.A., Fedorova S.N. Cifrovye tehnologii v professional'noj podgotovke specialistov MChS Rossii. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. Vol. 14, No 2(38). P. 168–174. 10.30914/2072-6783-2020-14-2-168-174.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University is a golden publisher, as we allow self-archiving, but most importantly we are fully transparent about your rights.
Authors may present and discuss their findings ahead of publication: at scientific conferences, on preprint servers, in public databases, and in blogs, wikis, tweets, and other informal communication channels.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University allows authors to deposit manuscripts (currently under review or those for intended submission) in non-commercial, pre-print servers such as ArXiv.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).