ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ И ПОЗДНЕЙ МОЛОДОСТИ

УДК 159.9

  • Виктория Владимировна Шпунтова Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва https://orcid.org/0009-0002-6281-8564 Email: vetch31@list.ru
  • Мария Сергеевна Тележникова Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва https://orcid.org/0009-0007-5520-5643 Email: mariatelezhnikova@mail.ru
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, ценности, многозначность ценностей, молодость, ранний и поздний периоды молодости

Аннотация

Введение: в статье приведены результаты эмпирического изучения ценностей личности в ранней и поздней молодости. Отмечена многозначность ценностей, подчеркнута роль возраста как фактора, влияющего на ознакомление, сопоставление и переосмысление ценностей. Материалы и методы: в исследовании участвовали 80 человек (40 мужчин и 40 женщин) 19–44 лет: 40 из них были отнесены в первую группу – ранняя молодость (19–23 года) и 40 – во вторую – поздняя молодость (40–44 года); использовались «Портретный ценностный опросник – Пересмотренный» (PVQ-R) Ш. Шварца в адаптации Т.П. Бутенко, Д.С. Седовой, А.С. Липатовой; «Опросник деловой направленности» (ОДН) В.И. Тараненко; «Диагностика структуры ценностных ориентаций» С.С. Бубновой; «Тест личностных ценностей» (ТЛЦ) А.В. Капцова и Л.В. Карпушиной. Результаты: показано, что в ранней молодости (19–23 года) человек ориентирован на себя (преобладает индивидуальный фокус); в поздней молодости (40–44 года) его действия определяются потребностью в общении, желанием поддерживать гармоничные отношения с семьей и другими людьми, возрастает ответственность перед социумом (происходит смещение к социальному полюсу). Выводы. Результаты открывают возможность изучения динамики ценностей в картине мира молодых людей, позволяют глубоко и всесторонне синтезировать полученные данные о становлении человека, принимая во внимание многозначность ценностей и принцип развития личности через разрешение противоречий и конфликтов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Виктория Владимировна Шпунтова, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Кандидат психологических наук, доцент

Мария Сергеевна Тележникова, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Магистрант

Литература

1. Богданова В. О. Ценностные ориентиры и жизненные смыслы представителей цифрового поколения на примере студентов педагогического вуза: социально-аксиологический аспект исследования // Социум и власть. 2023. № 1(95). C. 39–50. https://doi.org/10.22394/1996-0522-2023-1-39-50.
2. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5. С. 38–44.
3. Бубнова С. С., Сытин А. Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования. URL: http://www.ipras.ru/ cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/bubnova_ss.html (дата обращения: 07.09.2025).
4. Долгова В. И., Богданова В. О. Жизненные смыслы и ценностные ориентации современной молодежи // Вестник ЮУрГГПУ. 2022. № 6(172). С. 239–259. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-smysly-i-tsennostnye-orientatsii-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 09.10.2025).
5. Капцов А. В., Карпушина Л. В. Тест личностных ценностей: руководство по применению. Самара : Содружество, 2010. 40 с.
6. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94–97.
7. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Москва : АСТ, 2022. 400 с.
8. Тараненко В. И. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика: тесты для отбора персонала. Киев : Ника-Центр, 2002. 240 с.
9. Ходырев А. М. Современный взгляд на категорию «ценности» // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 5(134). С. 20–30. https://doi.org/10.20323/1813-145X_2023_5_134_20
10. Шатене К. Психология ценностей. Харьков: Гуманитарный центр, 2021. 244 с.
11. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Журнал Высшей школы экономики 2012. Т. 9. № 1. С. 43–70.
12. Шпунтова В. В. О многозначности ценностей личности // Современное состояние и основные направления совершенствования уголовно-исполнительной системы: российский и зарубежный опыт: материалы Международной научно-практической конференции (6 февраля 2009 г.) / Под общ. ред. А. В. Горожанина. Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2009. С. 403–409.
13. García-Fernández J., Postigo Á., González-Nuevo C., Cuesta M., Moshagen M. Unethical vs. human values: Relationship between the D factor and Schwartz’s theory of human values // Journal of Individual Differences. 2025. No. 46(2). P. 89–96. https://doi.org/10.1027/1614-0001/a000439
14. Schwartz S. H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. Vol. 2. No. (1). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116.
15. Schwartz S. H., Cieciuch J. Measuring the Refined Theory of Individual Values in 49 Cultural Groups: Psychometrics of the Revised Portrait Value Questionnaire // Assessment. 2021. Vol. 29. No. 5. P. 1005–1019. https://doi.org/10.1177/1073191121998760
16. Zapko-Willmes A., Schwartz S. H., Richter J., Kandler C. Basic value orientations and moral foundations: Convergent or discriminant constructs? // Journal of Research in Personality. 2021. Vol. 92. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2021.104099
References
1. Bogdanova V.O. Cennostnye orientiry i zhiznennye smysly predstavitelej cifrovogo pokoleniya na primere studentov pedagogicheskogo vuza: social'no-aksiologicheskij aspekt issledovaniya [Value orientations and life meanings of representatives of the digital generation as exemplified by students of a pedagogical university: the socio-axiological aspect of the study]. Socium i vlast' [Society and Power]. 2023, no. 1(95), pp. 39–50. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/1996-0522-2023-1-39-50
2. Bubnova S.S. Cennostnye orientacii lichnosti kak mnogomernaya nelinejnaya sistema [Value orientations of the individual as a multidimensional nonlinear system]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal]. 1999, vol. 20, no. 5, pp. 38–44. (In Russ.).
3. Bubnova S.S., Sytin A.N. Cennostnye orientacii molodezhi razlichnyh regionov Rossii: principy, metody, rezul'taty issledovaniya [Value orientations of young people in different regions of Russia: principles, methods, research results]. URL: http://www.ipras.ru/ cntnt / rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m / razdel_3_a / bubnova_ss.html (accessed: 07.09.2025) (In Russ.).
4. Dolgova V.I., Bogdanova V.O. Zhiznennye smysly i cennostnye orientacii sovremennoj molodezhi [The meanings of life and value orientations of contemporary youth]. Vestnik YUUrGGPU [Herald SUrSYPU]. 2022, no. 6(172), pp. 239–259. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-smysly-i-tsennostnye-orientatsii-sovremennoy-molodezhi (accessed: 09.10.2025) (In Russ.).
5. Kapcov A.V., Karpushina L.V. Test lichnostnyh cennostej: rukovodstvo po primeneniyu [Personality Values Test: User Guide]. Samara: Sodruzhestvo, 2010, 40 p. (In Russ.).
6. Ozhiganova E.M. Teoriya pokolenij N. Houva i V. Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya [The generational theory of N. Howe and W. Strauss. Practical applications]. Biznes-obrazovanie v ekonomike znanij [Business education in the knowledge economy]. 2015, no. 1, pp. 94–97. (In Russ.).
7. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie [Being and consciousness]. Moscow: AST, 2022, 400 p. (In Russ.).
8. Taranenko V.I. Upravlenie personalom, korporativnyj monitoring, psihodiagnostika: testy dlya otbora personala [Personnel management, corporate monitoring, psychological testing: tests for personnel selection]. Kyiv: Nika-Centr, 2002, 240 p. (In Russ.).
9. Hodyrev A.M. Sovremennyj vzglyad na kategoriyu «cennosti» [A modern view of the category of ‘values’]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2023, no. 5(134), pp. 20–30. (In Russ.). https://doi.org/10.20323/1813-145X_2023_5_134_20.
10. Shatene K. Psihologiya cennostej [The psychology of values]. Kharkov: Gumanitarnyj centr, 2021, 244 p. (In Russ.).
11. Shvarc Sh., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. Utochnennaya teoriya bazovyh individual'nyh cennostej: primenenie v Rossii [Refined theory of basic individual values: application in Russia]. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Journal of the Higher School of Economics]. 2012, vol. 9, no. 1. pp. 43–70. (In Russ.).
12. Shpuntova V.V. O mnogoznachnosti cennostej lichnosti [About the multiple meanings of personal values]. Sovremennoe sostoyanie i osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: rossijskij i zarubezhnyj opyt: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The current state and main directions for improving the penal system: Russian and foreign experience: materials from the International Scientific and Practical Conference]. Samara: Samarskij yuridicheskij institut FSIN Rossii, 2009, pp. 403–409. (In Russ.).
13. García-Fernández J., Postigo Á., González-Nuevo C., Cuesta M., Moshagen M. Unethical vs. human values: Relationship between the D factor and Schwartz’s theory of human values. Journal of Individual Differences, 2025, no. 46(2), pp. 89–96. https://doi.org/10.1027/1614-0001/a000439
14. Schwartz S.H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values. Online Readings in Psychology and Culture. 2012, no. 2(1). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116
15. Schwartz, S.H., Cieciuch, J. Measuring the Refined Theory of Individual Values in 49 Cultural Groups. Psychometrics of the Revised Portrait Value Questionnaire. Assessment. 2021, no. 29(5), pp. 1005–1019. https://doi.org/10.1177/1073191121998760
16. Zapko-Willmes A., Schwartz S.H., Richter J., Kandler C. Basic value orientations and moral foundations: Convergent or discriminant constructs? Journal of Research in Personality. 2021, vol. 92. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2021.104099
Опубликован
2025-12-19
Как цитировать
1. Шпунтова В. В., Тележникова М. С. ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ И ПОЗДНЕЙ МОЛОДОСТИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 4. С. 138-151. URL: https://bppasu.ru/article/view/18451.