ТЕХНОЛОГИИ ИНФОГРАФИКИ И SMARTART В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

УДК 378

  • Игорь Николаевич Дубина Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» https://orcid.org/0000-0002-6241-0932 Email: dubina@mail.asu.ru
  • Ольга Петровна Морозова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» https://orcid.org/0000-0001-7239-7068 Email: mop@mail.asu.ru
  • Степан Алексеевич Мешалкин Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» https://orcid.org/0009-0006-6367-6296 Email: bachelor.economy122@gmail.com
Ключевые слова: образовательный процесс в вузе, технологии визуализации, инфографика, SmartArt, эффективность, количественные методы анализа данных

Аннотация

Введение: данная статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности образовательного процесса, в том числе за счет внедрения новых подходов к представлению учебных материалов; цель исследования – теоретическое обоснование и опытная экспериментальная проверка эффективности использования инфографики и SmartArt в преподавании учебных дисциплин в вузе. Материалы и методы: при проведении исследования осуществлен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по использованию технологий визуализации учебного материала (SmartArt, инфографика и др.) в образовательном процессе российских и зарубежных вузов; проведены опросы и анкетирование студентов; использованы непараметрические методы анализа статистических данных (Спирмена, Вилкоксона и др.), инструменты R для статистических расчетов и построения диаграмм. Результаты: проведенный анализ литературы свидетельствует об эффективности применения технологий визуализации для повышения качества обучения по различным направлениям, однако доказательная база эффективности таких технологий в образовательном процессе выстроена в основном на качественной, а не количественной основе; в нашем исследовании проведена количественная оценка эффективности использования инфографики и технологии SmartArt в образовательном процессе на примере преподавания экономических и экономико-математических дисциплин, получены доказательства положительного влияния этих технологий на понимание учебных материалов студентами. Выводы: теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем расширено представление о технологиях инфографики и SmartArt за счет повышения эффективности их использования в образовательном процессе вуза, а практическая значимость – в их успешном использовании в преподавании конкретных экономико-математических дисциплин. Полученные результаты могут быть экстраполированы и на область других вузовских дисциплин для углубления понимания многочисленных и разнообразных форм влияния развивающего эффекта современных технологий визуализации на образовательный процесс и профессионально-личностное становление выпускников современного вуза.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Игорь Николаевич Дубина, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет»

Доктор экономических наук, доцент

Ольга Петровна Морозова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет»

Доктор педагогических наук, профессор

Степан Алексеевич Мешалкин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет»

Студент

Литература

Дубина И. Н., Мешалкин С. А., Байтенизов Д. Т. Российский и зарубежный опыт преподавания математико–экономических и управленческих дисциплин с использованием смарт-технологий // Научный форум: экономика и менеджмент : Сборник статей по материалам XCVII международной научно-практической конференции. Москва : Изд. «МЦНО», 2025. № 8(97). С. 5–10. URL: https://nauchforum.ru/files/2025_08_18_econ/8%2897%29.pdf (дата обращения: 25.09.2025).

Кийкова Е. В., Соболевская Е. Ю., Кийкова Д. А. Анализ эффективности применения инфографики в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: https://science-education.ru/article/view?id=27292 (дата обращения: 09.09.2025).

Павлова Е. В., Янгубаева М. В. Макеты SmartArt как средство визуализации учебной информации // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 4(79). С. 141–144.

Трушко Е. Г., Шпаковский Ю. Ф. Инфографика как современный способ представления информации // Труды БГТУ. Серия 4: Принт– и медиатехнологии. 2017. № 4(195). С. 111–117.

Alyahya D. Infographics as a Learning Tool in Higher Education: The Design Process and Perception of an Instructional Designer // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2019. Vol. 18. No. 1. P. 1–15. URL: https://www.ijlter.org/index.php/ijlter/article/download/1336/pdf (дата обращения: 09.09.2025).

Calimeris L., Kosack E. A Picture is Worth a Thousand Words: The Effectiveness of Infographics in Microeconomic Principles Courses // International Review of Economics Education. 2024. Vol. 47(C). URL: https://ideas.repec.org/a/eee/ireced/v47y2024ics1477388024000185.html (дата обращения: 09.09.2025).

Jaleniauskiene E., Kasperiuniene J. Infographics in Higher Education: A Scoping Review // E-Learning and Digital Media. 2022. 20(2). С. 191–206. URL: https://epubl.ktu.edu/object/elaba:134209806/ (дата обращения: 09.09.2025).

Kolås L., Lindgaard O. M., Olsen N. A. R. Infographics as an Analysis Tool in Student Research // UDIT Norsk konferanse for utdanning og didaktikk i IT-fagene. 2023. No. 4. URL: https://www.ntnu.no/ojs/index.php/nikt/article/view/5709 (дата обращения: 09.09.2025).

Melgar A. S., Ocaña-Fernández Y., Sigifredo P. S. S., Huanaco I. C., Arias M. I., Sánchez M. A. F., Carlos L.-G. J., Hernández R. M. Mathematics Infographics in STEM Learning for University Students // International Journal on Recent and Innovation Trends in Computing and Communication. 2023. Vol. 10. No. 11. URL: https://ijritcc.org/index.php/ijritcc/article/view/8949 (дата обращения: 09.09.2025).

Traboco L., Pandian H., Nikiphorou E., Gupta L. Designing Infographics: Visual Representations for Enhancing Education, Communication, and Scientific Research // Journal of Korean Medical Science. 2022. 37(27). P. 1–7. URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC9274103/ (дата обращения: 09.09.2025).

References

Dubina I.N., Meshalkin S.A., Baitenizov D.T. Rossijskij i zarubezhnyj opyt prepodavaniya matematiko–ekonomicheskih i upravlencheskih disciplin s ispol'zovaniem smart-tekhnologij [Russian and foreign experience in teaching mathematical, economic and management disciplines using smart technologies]. Nauchnyy forum: ekonomika i menedzhment: Sbornik statey po materialam XCVII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Scientific forum: economics and management: collection of articles based on the materials of the XCVII international scientific and practical conference]. no. 8(97). Moscow: MNCO, 2025, pp. 5–10. (In Russ.). URL: https://nauchforum.ru/files/2025_08_18_econ/8%2897%29.pdf (accessed 25.09.2025).

Kiikova E.V., Sobolevskaya E.Yu., Kiikova D.A. Analiz effektivnosti primeneniya infografiki v uchebnom processe vuza [Analysis of the effectiveness of the use of infographics in the educational process of a university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education]. 2017, no. 6. (In Russ.). URL: https://science-education.ru/article/view?id=27292 (accessed 09.09.2025).

Pavlova E.V., Iangubaeva M.V. Infografika kak sovremennyj sposob predstavleniya informacii [SmartArt layouts as a means of visualizing educational information]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovetsk State University]. 2017, no. 4(79), pp. 141–144. (In Russ.).

Trushko E.G., Shpakovskii Yu.F. Infografika kak sovremennyj sposob predstavleniya informacii [Infographics as a modern way of presenting information]. Trudy BGTU. Seriia 4: Print- i mediatekhnologii [Proceedings of BSTU. Series 4: Print and Media Technologies]. 2017, no. 4(195), pp. 111–117. (In Russ.).

Alyahya D. Infographics as a Learning Tool in Higher Education: The Design Process and Perception of an Instructional Designer. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2019, vol. 18, no. 1, pp. 1–15. URL: https://www.ijlter.org/index.php/ijlter/article/download/1336/pdf (accessed 09.09.2025).

Calimeris L., Kosack, E. A Picture is Worth a Thousand Words: The Effectiveness of Infographics in Microeconomic Principles Courses. International Review of Economics Education. 2024, vol. 47(C). URL: https://ideas.repec.org/a/eee/ireced/v47y2024ics1477388024000185.html (accessed 09.09.2025).

Jaleniauskiene E., Kasperiuniene J. Infographics in Higher Education: A Scoping Review. E-Learning and Digital Media. 2022, 20(2), pp. 191–206. URL: https://epubl.ktu.edu/object/elaba:134209806/ (accessed 09.09.2025).

Kolås L., Lindgaard O.M., Olsen N.A.R. Infographics as an Analysis Tool in Student Research. UDIT Norsk konferanse for utdanning og didaktikk i IT-fagene. 2023, no. 4. URL: https://www.ntnu.no/ojs/index.php/nikt/article/view/5709 (accessed 09.09.2025).

Melgar A.S., Ocaña-Fernández Y., Sigifredo P.S.S., Huanaco I.C., Arias M.I., Sánchez M.A.F., Carlos L.-G.J., Hernández R.M. Mathematics Infographics in STEM Learning for University Students. International Journal on Recent and Innovation Trends in Computing and Communication. 2023, vol. 10, no. 11. URL: https://ijritcc.org/index.php/ijritcc/article/view/8949 (accessed 09.09.2025).

Traboco L., Pandian H., Nikiphorou E., Gupta L. Designing Infographics: Visual Representations for Enhancing Education, Communication, and Scientific Research. Journal of Korean Medical Science. 2022, 37(27), pp. 1–7. URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC9274103/ (accessed 09.09.2025).

Опубликован
2025-12-19
Как цитировать
1. Дубина И. Н., Морозова О. П., Мешалкин С. А. ТЕХНОЛОГИИ ИНФОГРАФИКИ И SMARTART В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 4. С. 27-42. URL: https://bppasu.ru/article/view/18429.