ТЕХНОЛОГИИ ИНФОГРАФИКИ И SMARTART В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
УДК 378
Аннотация
Введение: данная статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности образовательного процесса, в том числе за счет внедрения новых подходов к представлению учебных материалов; цель исследования – теоретическое обоснование и опытная экспериментальная проверка эффективности использования инфографики и SmartArt в преподавании учебных дисциплин в вузе. Материалы и методы: при проведении исследования осуществлен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по использованию технологий визуализации учебного материала (SmartArt, инфографика и др.) в образовательном процессе российских и зарубежных вузов; проведены опросы и анкетирование студентов; использованы непараметрические методы анализа статистических данных (Спирмена, Вилкоксона и др.), инструменты R для статистических расчетов и построения диаграмм. Результаты: проведенный анализ литературы свидетельствует об эффективности применения технологий визуализации для повышения качества обучения по различным направлениям, однако доказательная база эффективности таких технологий в образовательном процессе выстроена в основном на качественной, а не количественной основе; в нашем исследовании проведена количественная оценка эффективности использования инфографики и технологии SmartArt в образовательном процессе на примере преподавания экономических и экономико-математических дисциплин, получены доказательства положительного влияния этих технологий на понимание учебных материалов студентами. Выводы: теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем расширено представление о технологиях инфографики и SmartArt за счет повышения эффективности их использования в образовательном процессе вуза, а практическая значимость – в их успешном использовании в преподавании конкретных экономико-математических дисциплин. Полученные результаты могут быть экстраполированы и на область других вузовских дисциплин для углубления понимания многочисленных и разнообразных форм влияния развивающего эффекта современных технологий визуализации на образовательный процесс и профессионально-личностное становление выпускников современного вуза.
Скачивания
Литература
Дубина И. Н., Мешалкин С. А., Байтенизов Д. Т. Российский и зарубежный опыт преподавания математико–экономических и управленческих дисциплин с использованием смарт-технологий // Научный форум: экономика и менеджмент : Сборник статей по материалам XCVII международной научно-практической конференции. Москва : Изд. «МЦНО», 2025. № 8(97). С. 5–10. URL: https://nauchforum.ru/files/2025_08_18_econ/8%2897%29.pdf (дата обращения: 25.09.2025).
Кийкова Е. В., Соболевская Е. Ю., Кийкова Д. А. Анализ эффективности применения инфографики в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: https://science-education.ru/article/view?id=27292 (дата обращения: 09.09.2025).
Павлова Е. В., Янгубаева М. В. Макеты SmartArt как средство визуализации учебной информации // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 4(79). С. 141–144.
Трушко Е. Г., Шпаковский Ю. Ф. Инфографика как современный способ представления информации // Труды БГТУ. Серия 4: Принт– и медиатехнологии. 2017. № 4(195). С. 111–117.
Alyahya D. Infographics as a Learning Tool in Higher Education: The Design Process and Perception of an Instructional Designer // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2019. Vol. 18. No. 1. P. 1–15. URL: https://www.ijlter.org/index.php/ijlter/article/download/1336/pdf (дата обращения: 09.09.2025).
Calimeris L., Kosack E. A Picture is Worth a Thousand Words: The Effectiveness of Infographics in Microeconomic Principles Courses // International Review of Economics Education. 2024. Vol. 47(C). URL: https://ideas.repec.org/a/eee/ireced/v47y2024ics1477388024000185.html (дата обращения: 09.09.2025).
Jaleniauskiene E., Kasperiuniene J. Infographics in Higher Education: A Scoping Review // E-Learning and Digital Media. 2022. 20(2). С. 191–206. URL: https://epubl.ktu.edu/object/elaba:134209806/ (дата обращения: 09.09.2025).
Kolås L., Lindgaard O. M., Olsen N. A. R. Infographics as an Analysis Tool in Student Research // UDIT Norsk konferanse for utdanning og didaktikk i IT-fagene. 2023. No. 4. URL: https://www.ntnu.no/ojs/index.php/nikt/article/view/5709 (дата обращения: 09.09.2025).
Melgar A. S., Ocaña-Fernández Y., Sigifredo P. S. S., Huanaco I. C., Arias M. I., Sánchez M. A. F., Carlos L.-G. J., Hernández R. M. Mathematics Infographics in STEM Learning for University Students // International Journal on Recent and Innovation Trends in Computing and Communication. 2023. Vol. 10. No. 11. URL: https://ijritcc.org/index.php/ijritcc/article/view/8949 (дата обращения: 09.09.2025).
Traboco L., Pandian H., Nikiphorou E., Gupta L. Designing Infographics: Visual Representations for Enhancing Education, Communication, and Scientific Research // Journal of Korean Medical Science. 2022. 37(27). P. 1–7. URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC9274103/ (дата обращения: 09.09.2025).
References
Dubina I.N., Meshalkin S.A., Baitenizov D.T. Rossijskij i zarubezhnyj opyt prepodavaniya matematiko–ekonomicheskih i upravlencheskih disciplin s ispol'zovaniem smart-tekhnologij [Russian and foreign experience in teaching mathematical, economic and management disciplines using smart technologies]. Nauchnyy forum: ekonomika i menedzhment: Sbornik statey po materialam XCVII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Scientific forum: economics and management: collection of articles based on the materials of the XCVII international scientific and practical conference]. no. 8(97). Moscow: MNCO, 2025, pp. 5–10. (In Russ.). URL: https://nauchforum.ru/files/2025_08_18_econ/8%2897%29.pdf (accessed 25.09.2025).
Kiikova E.V., Sobolevskaya E.Yu., Kiikova D.A. Analiz effektivnosti primeneniya infografiki v uchebnom processe vuza [Analysis of the effectiveness of the use of infographics in the educational process of a university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education]. 2017, no. 6. (In Russ.). URL: https://science-education.ru/article/view?id=27292 (accessed 09.09.2025).
Pavlova E.V., Iangubaeva M.V. Infografika kak sovremennyj sposob predstavleniya informacii [SmartArt layouts as a means of visualizing educational information]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovetsk State University]. 2017, no. 4(79), pp. 141–144. (In Russ.).
Trushko E.G., Shpakovskii Yu.F. Infografika kak sovremennyj sposob predstavleniya informacii [Infographics as a modern way of presenting information]. Trudy BGTU. Seriia 4: Print- i mediatekhnologii [Proceedings of BSTU. Series 4: Print and Media Technologies]. 2017, no. 4(195), pp. 111–117. (In Russ.).
Alyahya D. Infographics as a Learning Tool in Higher Education: The Design Process and Perception of an Instructional Designer. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2019, vol. 18, no. 1, pp. 1–15. URL: https://www.ijlter.org/index.php/ijlter/article/download/1336/pdf (accessed 09.09.2025).
Calimeris L., Kosack, E. A Picture is Worth a Thousand Words: The Effectiveness of Infographics in Microeconomic Principles Courses. International Review of Economics Education. 2024, vol. 47(C). URL: https://ideas.repec.org/a/eee/ireced/v47y2024ics1477388024000185.html (accessed 09.09.2025).
Jaleniauskiene E., Kasperiuniene J. Infographics in Higher Education: A Scoping Review. E-Learning and Digital Media. 2022, 20(2), pp. 191–206. URL: https://epubl.ktu.edu/object/elaba:134209806/ (accessed 09.09.2025).
Kolås L., Lindgaard O.M., Olsen N.A.R. Infographics as an Analysis Tool in Student Research. UDIT Norsk konferanse for utdanning og didaktikk i IT-fagene. 2023, no. 4. URL: https://www.ntnu.no/ojs/index.php/nikt/article/view/5709 (accessed 09.09.2025).
Melgar A.S., Ocaña-Fernández Y., Sigifredo P.S.S., Huanaco I.C., Arias M.I., Sánchez M.A.F., Carlos L.-G.J., Hernández R.M. Mathematics Infographics in STEM Learning for University Students. International Journal on Recent and Innovation Trends in Computing and Communication. 2023, vol. 10, no. 11. URL: https://ijritcc.org/index.php/ijritcc/article/view/8949 (accessed 09.09.2025).
Traboco L., Pandian H., Nikiphorou E., Gupta L. Designing Infographics: Visual Representations for Enhancing Education, Communication, and Scientific Research. Journal of Korean Medical Science. 2022, 37(27), pp. 1–7. URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC9274103/ (accessed 09.09.2025).
Copyright (c) 2025 Игорь Николаевич Дубина, Ольга Петровна Морозова, Степан Алексеевич Мешалкин

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи



