ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.015.3

  • Руслан Сергеевич Григораш Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» https://orcid.org/0009-0007-2682-1340 Email: ruslangrav@gmail.com
Ключевые слова: постдипломное образование, проектное обучение, адаптационный потенциал личности, педагогическая технология, профессиональное становление личности

Аннотация

Введение: актуальность исследования обусловлена переходом современного образования от парадигмы «образования на всю жизнь» к концепции «образования через всю жизнь», что особенно значимо для системы постдипломного образования. Научная проблема заключается в поиске эффективных педагогических технологий, способных преодолеть разрыв между теоретической подготовкой и практическими требованиями профессиональной деятельности. Цель исследования – выявить и обосновать роль проектного обучения как важного элемента современного постдипломного образования, способствующего интеграции знаний и практического опыта. Материалы и методы: в основу исследования положены теоретический анализ и синтез научных концепций, в том числе теорий конструктивизма и ситуативного обучения. Методологической базой выступили системный и компетентностный подходы, а также анализ педагогических моделей, в частности, модели эмпирического обучения Д. Колба. Были изучены исторические предпосылки развития проектного метода и современные подходы к его реализации в образовательном процессе. Результаты: установлено, что проектное обучение создает целостную психолого-педагогическую среду для развития профессиональных компетенций. Выявлены ключевые функции проектной деятельности в постдипломном образовании: исследовательская, аналитическая, прогностическая, преобразующая и нормирующая. Определено, что метод обеспечивает двойной результат – создание конкретного продукта и личностно-профессиональный рост через механизмы рефлексии и критического переосмысления опыта. Показано, что групповая проектная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков и развитию междисциплинарного мышления. Выводы: проектное обучение является приоритетным направлением в организации постдипломного образования, так как выступает механизмом личностно-профессионального роста, самоактуализации и подготовки специалистов к решению сложных задач в условиях неопределенности. Перспективы исследования связаны с разработкой конкретных методов интеграции проектного обучения в программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, магистратуры и аспирантуры, а также с адаптацией проектных методов к различным профессиональным областям с учетом цифровизации образовательного процесса.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Руслан Сергеевич Григораш, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»

Аспирант

Литература

Андерсен Э., Груде К., Хауг Т. Сфокусированное управление бизнес-проектом. Москва : Фаир-пресс, 2006. 296 с.

Зеер Э. Ф. Психологические особенности последипломного образования // Образование и наука. 2000. № 4. С. 156–165.

Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

Корякина Н. В. Роль проектного обучения в повышении качества обучения операционных логистов // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 109-1. С. 160–163. https://doi.org/10.18411/trnio-05-2024-48

Певная М. В. Проектное обучение в трансформации университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2025. № 29(2). С. 5–9. https://doi.org/10.15826/umpa.2025.02.010

Певная М. В., Боронина Л. Н., Кульминская А. В. Актуальные вопросы реализации проектного обучения в высшей школе // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 12. С. 142–154. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-12-142-154

Пискунова А. М., Пискунов А. Д. Развитие концепции проектного обучения МИЭМ НИУ ВШЭ: Мастерская видеотехнологий как полигон проектного обучения // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2024. Т. 20. № 2. С. 394–404. https://doi.org/10.25559/SITITO.020.202402.394-404

Рубакова Н. В. Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО // Молодой ученый. 2021. № 49(391). С. 416–418. URL: https://moluch.ru/archive/391/86170/

Симоненко В. Д. Творческие проекты учащихся 5–9 классов общеобразовательных школ. Книга для учителя / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск : ИМЦ «Технология», 1996. 238 с.

Hung D. Situated cognition and problem-based learning // Handbook of research on educational communications and technology / eds. J.M. Spector, J.G. van Merrienboer, M.D. Merrill, & M. Driscoll. 3rd ed. New York: Erlbaum, 2002. P. 485–506.

Thomas J. W. A Review of Research on Project-Based Learning // Project-Based Learning Handbook. 2021. Vol. 1. P. 1–45. URL: https://tecfa.unige.ch/proj/eteach-net/Thomas_researchreview_PBL.pdf

Yusnidar E., Nadila N. A. Analysis of student responses to student worksheets based on Project Based Learning models // Integrated Science Education Journal. 2023. Vol. 4. No 3. P. 111–116. https://doi.org/10.37251/isej.v4i3.718

References

Andersen E., Grude K., Haug T. Sfokusirovannoe upravlenie biznes-proektom [Focused Business Project Management]. Moscow: Fair-Press: 2006, 296 p. (In Russ.).

Zeer E.F. Psikhologicheskie osobennosti poslediplomnogo obrazovaniya [Psychological Features of Postgraduate Education]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. 2000, no. 4, pp. 156–165. (In Russ.).

Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii – novaya paradigma rezultata obrazovaniya [Key Competencies – A New Paradigm of Educational Outcomes]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. 2003, no. 5, pp. 34–42. (In Russ.).

Koryakina N.V. Rol proektnogo obucheniya v povyshenii kachestva obucheniya operatsionnykh logistov [The Role of Project-Based Learning in Improving the Quality of Training of Operational Logistics Specialists]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the Development of Science and Education]. 2024, no. 109-1, pp. 160–163. (In Russ.). https://doi.org/10.18411/trnio-05-2024-48.

Pevnaya M.V. Proektnoe obuchenie v transformatsii universitetov [Project-Based Learning in the Transformation of Universities]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. 2025, no. 29(2), pp. 5–9.

(In Russ.). https://doi.org/10.15826/umpa.2025.02.010.

Pevnaya M.V., Boronina L.N., Kulminskaya A.V. Aktualnye voprosy realizatsii proektnogo obucheniya v vysshei shkole [Topical Issues of Implementing Project-Based Learning in Higher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2024, vol. 33, no. 12, pp. 142–154. (In Russ.). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-12-142-154.

Piskunova A.M., Piskunov A.D. Razvitie kontseptsii proektnogo obucheniya MIEM NIU VSHE: Masterskaya videotekhnologii kak poligon proektnogo obucheniya [Development of the Project-Based Learning Concept at MIEM HSE: Video Technology Workshop as a Training Ground]. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie [Modern Information Technologies and IT Education]. 2024, vol. 20, no. 2, pp. 394–404. (In Russ.). https://doi.org/10.25559/SITITO.020.202402.394-404.

Rubakova N.V. Organizatsiya proektnoy deyatelnosti v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh SPO [Organization of Project Activities in Secondary Vocational Education Institutions]. Molodoy uchenyy [Young Scientist]. (In Russ.). URL: https://moluch.ru/archive/391/86170/

Simonenko V.D. Tvorcheskie proekty uchashchikhsya 5–9 klassov obshcheobrazovatelnykh shkol [Creative Projects of Students of Grades 5–9 in Secondary Schools]. Bryansk: IMTs “Tekhnologiya”, 1996, 238 p. (In Russ.).

Hung D. Situated cognition and problem-based learning. Handbook of research on educational communications and technology. Eds. J.M. Spector, J.G. van Merrienboer, M.D. Merrill, & M. Driscoll. 3rd ed. New York: Erlbaum, 2002, pp. 485–506.

Thomas J.W. A Review of Research on Project-Based Learning. Project-Based Learning Handbook. 2021, vol. 1, pp. 1–45. URL: https://tecfa.unige.ch/proj/eteach-net/Thomas_researchreview_PBL.pdf

Yusnidar E., Nadila N.A. Analysis of student responses to student worksheets based on Project Based Learning models. Integrated Science Education Journal. 2023, vol. 4. no. 3, pp. 111–116. https://doi.org/10.37251/isej.v4i3.718

Опубликован
2025-12-24
Как цитировать
1. Григораш Р. С. ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 4. С. 13-26. URL: https://bppasu.ru/article/view/18425.