ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КУРСАНТОВ БЮИ МВД РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
УДК 159.923
Аннотация
Эмоциональный интеллект необходим в профессиях, которые связаны с взаимодействием с людьми. Поэтому важно уметь понимать эмоции, управлять ими, контролировать их проявления, особенно в сложных и критических ситуациях. Цель исследования: изучить особенности эмоционального интеллекта курсантов Барнаульского юридического института в контексте стратегий их поведения в конфликтных ситуациях. Методики исследования: тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина; тест эмоционального интеллекта Н. Холла; проективный тест на распознавание выражений лица П. Экмана; экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам Н.П. Фетискина; тест описания поведения К. Томаса. Большая часть курсантов имеют высокий и очень высокий уровень эмоционального интеллекта, средний уровень умения переживать и ощущать эмоции других людей и устойчивости к конфликтам, а также низкий уровень умения определять мимические выражения лица, жесты для интерпретации эмоционального состояния. В группе курсантов преобладают такие стратегии поведения, как: компромисс, избегание и сотрудничество, выраженность которых взаимосвязана с особенностями эмоционального интеллекта.
Скачивания
Литература
Агафонова А.А. Особенности эмоциональной сферы в студенческом возрасте // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2023. № 3. С. 65–75.
Алферова М.А. Связь стратегий поведения в конфликте с тенденциями образа и эмоционального интеллекта // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 6-2(72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-strategiy-povedeniya-v-konflikte-s-tendentsiyami-obraza-ya-i-emotsionalnym-intellektom
Басина Т.А. Особенности эмоционального интеллекта курсантов с разным типом локуса контроля // Известия Иркутского государственного университета. 2025. Т. 52. С. 3–14.
Гаранина Ж.Г., Кулешова Н.Е. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатии студентов ВУЗа // Гуманитарные науки. 2022. № 1(57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-i-empatii-studentov-vuza
Даренских С.С. Эмоциональный интеллект у мужчин разного возраста // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4. № 2. С. 57–65.
Казаченок Ю.В., Кокорева М.В., Сухонин И.П. Конфликты и пути их решения // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2022. № 26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-i-puti-ih-resheniya
Литвиненко В.А., Обухова Ю.В. Современные исследования эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Северо-Кавказский психологический вестник. 2020. № 18/2. С. 28–43. 10.21702/ncpb.2020.2.3.
Лужбина Н.А., Ральникова И.А., Васильева Е.В., Любимова О.М. Копинг-стратегии юношей в контексте эмоционального интеллекта // Человеческий капитал. 2019. № 8(128). С. 164–173. URL: https://humancapital.su/wp-content/uploads/2019/08/2019-08_p164-173.pdf
Панькова А.М., Валиев Р.А., Максимова Л.А., Каримова В.Г., Асташов М.С. Исследование специфики эмоционального интеллекта студентов вузов разных направлений подготовки как условие эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2022. № 2. С. 131–140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-spetsifiki-emotsionalnogo-intellekta-studentov-vuzov-raznyh-napravleniy-podgotovki-kak-uslovie-effektivnogo
Ральникова И.А. Взаимосвязь толерантности к неопределенности и эмоционального интеллекта у юношей и девушек // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2023. Т. 5. № 4. С. 88–96. URL: https://bppasu.ru/article/view/14497
Свинина Е.С., Черемисова И.В. Эмоциональный интеллект и учебно-профессиональная успешность курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказания // Векторы психолого-педагогических исследований. 2023. № 1(01). С. 61–69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-uchebno-professionalnaya-uspeshnost-kursantov-obrazovatelnyh-organizatsiy-federalnoy-sluzhby-ispolneniya
Шукшина Л.В., Мамедова Я.В. Роль эмоционального интеллекта в процессе урегулирования конфликтов в организациях // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 2А. С. 291–301. 10.34670/AR.2020.70.13.033
Юрьева О.В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-osobennosti-samoaktualizatsii-lichnosti
References
Agafonova A.A. Osobennosti jemocional'noj sfery v studencheskom vozraste. Psihologija i pedagogika v Krymu: puti razvitija. 2023. No 3. P. 65–75.
Alferova M.A. Svjaz' strategij povedenija v konflikte s tendencijami obraza i jemocional'nogo intellekta. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal 2018. No 6-2(72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-strategiy-povedeniya-v-konflikte-s-tendentsiyami-obraza-ya-i-emotsionalnym-intellektom
Basina T.A. Osobennosti jemocional'nogo intellekta kursantov s raznym tipom lokusa kontrolja. Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2025. Vol. 52. P. 3–14.
Garanina Zh.G., Kuleshova N.E. Osobennosti jemocional'nogo intellekta i jempatii studentov VUZa. Gumanitarnye nauki. 2022. No 1(57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-i-empatii-studentov-vuza
Darenskih S.S. Jemocional'nyj intellekt u muzhchin raznogo vozrasta. Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, 2022. Vol. 4. No 2. P. 57–65.
Kazachenok Ju. V., Kokoreva M. V., Suhonin I. P. Konflikty i puti ih reshenija. Uchenye zapiski Tambovskogo otdelenija RoSMU. 2022. No 26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-i-puti-ih-resheniya
Litvinenko V.A., Obuhova Ju.V. Sovremennye issledovanija jemocional'nogo intellekta v otechestvennoj psihologii. Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. 2020. No 18/2. P. 28–43. 10.21702/ncpb.2020.2.3.
Luzhbina N.A., Ral'nikova I.A., Vasil'eva E.V., Ljubimova O.M. Koping-strategii junoshej v kontekste jemocional'nogo intellekta. Chelovecheskij kapital. 2019. No 8(128). P. 164–173. URL: https://humancapital.su/wp-content/uploads/2019/08/2019-08_p164-173.pdf
Pan'kova A.M., Valiev R.A., Maksimova L.A., Karimova V.G., Astashov M.S. Issledovanie specifiki jemocional'nogo intellekta studentov vuzov raznyh napravlenij podgotovki kak uslovie jeffektivnogo vzaimodejstvija v professional'noj dejatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2022. No 2. P. 131–140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-spetsifiki-emotsionalnogo-intellekta-studentov-vuzov-raznyh-napravleniy-podgotovki-kak-uslovie-effektivnogo
Ral'nikova I.A. Vzaimosvjaz' tolerantnosti k neopredeljonnosti i jemocional'nogo intellekta u junoshej i devushek. Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, 2023. Vol. 5. No 4. P. 88–96. URL: https://bppasu.ru/article/view/14497
Svinina E.S., Cheremisova I.V. Jemocional'nyj intellekt i uchebno-professional'naja uspeshnost' kursantov obrazovatel'nyh organizacij Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanija. Vektory psihologo-pedagogicheskih issledovanij. 2023. No 1(01). P. 61–69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-uchebno-professionalnaya-uspeshnost-kursantov-obrazovatelnyh-organizatsiy-federalnoy-sluzhby-ispolneniya
Shukshina L.V., Mamedova Ja.V. Rol' jemocional'nogo intellekta v processe uregulirovanija konfliktov v organizacijah. Psihologija. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija. 2020. Vol. 9. No 2A. P. 291–301. 10.34670/AR.2020.70.13.033
Jur'eva O.V. Jemocional'nyj intellekt i osobennosti samoaktualizacii lichnosti. Vestnik PNIPU. Social'no-jekonomicheskie nauki. 2019. No 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-osobennosti-samoaktualizatsii-lichnosti
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи