МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

УДК 159.9.072.432

  • Ольга Александровна Жученко Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации Email: adlog@mail.ru
  • Наталья Павловна Галиахметова Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации Email: n.gali671958@mail.ru
  • Инна Борисовна Чучалина Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации Email: innacucalina@gmail.com
Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация, студенты, стоматологический факультет, медицинский вуз, мониторинг

Аннотация

В статье рассматривается проблема мониторинга учебно-профессиональной мотивации студентов стоматологического факультета медицинского вуза.  Изучение мотивации обучающихся и младших, и старших курсах способствует своевременному выявлению кризисных периодов, оказанию студентам психологической поддержки, снижению риска психического выгорания уже на этапе обучения. Гипотеза: существуют комплексы мотивационных факторов, характерных для студентов разных курсов стоматологического факультета медицинского вуза. Выборку составили 230 студентов с первого по четвертый курс стоматологического факультета ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России (из них 75% женщин, 25% мужчин; средний возраст 21 год): 60 студентов первого курса, 60 студентов второго курса, 60 студентов третьего курса, 50 – четвертого курса. Установлено, что мотивационная сфера студентов-стоматологов претерпевает закономерную сложную трансформацию в процессе обучения. Обнаружена связь мотивации студентов с наличием среднего профессионального образования. Первокурсники характеризуются противоречивым сочетанием стремления к престижу и сильной тревоги, вызванной боязнью неудачи. Выявлен кризис мотивации на втором курсе, выражающийся в снижении внутренней мотивации, увеличении сомнений относительно работы по специальности в будущем. Студенты третьего курса демонстрируют гармоничное сочетание внешней (социальной) и внутренней мотивации. На четвертом курсе преобладает внутренняя мотивация, направленная на профессиональное развитие, при этом социальная поддержка остается важным фактором.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ольга Александровна Жученко, Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психосоматической медицины

Наталья Павловна Галиахметова, Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и психосоматической медицины

Инна Борисовна Чучалина, Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры терапевтической стоматологии

Литература

Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. С. 151–54.

Белова Е.А. Мотивация учебной деятельности студентов-медиков: структурно-функциональный анализ // Психология образования. 2019. № 4. С. 45–52.

Васильева Е.Ю., Томилова М.И. Динамика и характер учебной мотивации студентов медицинского вуза на разных этапах обучения // Экология человека. 2007. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-i-harakter-uchebnoy-motivatsii-studentov-meditsinskogo-vuza-na-raznyh-etapah-obucheniya.

Геец Н.Ф., Ерохин А.К. Мотивация студентов медицинских вузов к образовательной и профессиональной деятельности // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 15–19.

Гребенкина Е.П., Галиахметова Н.П., Благоразумова М.Г. Адаптация как устойчивость к стрессу у студентов разных специальностей медицинского вуза // Дневник науки. 2025. № 2 (98).

Денисова О.А., Дробышев В.В., Денисов А.П., Кун О.А. Влияние образовательной среды на формирование учебной и профессиональной мотивации студентов медицинского вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (25). С. 99–102. DOI 10.36809/2309-9380-2019-25-99-102.

Жученко О.А., Малахова О.Н., Русских И.Т., Галиахметова Н.П. Проектирование безопасной образовательной среды в условиях дистанционного обучения: психолого-педагогический аспект (на примере аграрного вуза) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2022. № 12. С. 50–54. DOI 10.37882/2500-3682.2022.12.11.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.

Малахова О. Создание психологически здоровой среды в студенческой группе: успешные практики // Актуальные вопросы отечественной теории и практики социального воспитания подрастающего поколения : Сб. научных трудов III Всерос. научно-практ. конф., Глазов, 19–21 февраля 2025 года. Глазов: Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко, 2025. С. 126-127.

Мирзаева Ш. Р. Кизи. Исследование влияния эмоционального интеллекта на мотивацию и саморегуляцию студентов-медиков // Guliston davlat universiteti axborotnomasi. 2023. № 4. С. 27–34.

Помыткина Т.Ю., Галиахметова Н.П., Жученко О.А. Особенности профессионального становления молодых врачей // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 5-2. С. 83–87. DOI 10.37882/2223-2982.2023.5-2.27.

Попова Т.А., Чиркова Н.В., Пшеничников И.А., Вечеркина Ж.В., Крючков М.А. Анализ учебной мотивации среди студентов разных курсов медицинского вуза // Medicus. 2017. № 6 (18). С. 49–53.

Рединова Т.Л., Фролова В.В., Чучалина И.Б. Степень мотивации студентов стоматологического факультета к учебе и выбранной профессии // Cathedra-Кафедра. Стоматологическое образование. 2021. № 77. С. 64–66.

Сидоренко Т.Е. Факторы формирования учебной мотивации у студентов медицинских вузов // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. С. 78–86.

Di Vincenzo M., Arsenio A., Della Rocca B., Rosa A., Tretola L., Toricco R., Boiano A., Catapano P., Cavaliere S., Volpicelli A. and et al. Is There a Burnout Epidemic among Medical Students? Results from a Systematic Review // Medicina. 2024. 60. № 4:575. https://doi.org/10.3390/medicina60040575 URL: https://www.mdpi.com/1648-9144/60/4/575

Gayef A., Çaylan A., Temiz, S.A. Learning styles of medical students and related factors. // BMC Med Educ. 2023. № 23, 282. https://doi.org/10.1186/s12909-023-04267-4. URL: https://link.springer.com/article/10.1186/s12909-023-04267-4?fromPaywallRec=false#citeas

References

Badmaeva N.C. Vlijanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvennyh sposobnostej. Ulan-Udje, 2004. P. 151–154.

Belova E.A. Motivacija uchebnoj dejatel'nosti studentov-medikov: strukturno-funkcional'nyj analiz. Psihologija obrazovanija. 2019. No 4. P. 45–52.

Vasil'eva E.Ju., Tomilova M.I. Dinamika i harakter uchebnoj motivacii studentov medicinskogo vuza na raznyh jetapah obuchenija. Jekologija cheloveka. 2007. No 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-i-harakter-uchebnoy-motivatsii-studentov-meditsinskogo-vuza-na-raznyh-etapah-obucheniya

Geec N.F., Erohin A.K. Motivacija studentov medicinskih vuzov k obrazovatel'noj i professional'noj dejatel'nosti. Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2020. T. 9, No 4 (33). P. 15–19.

Grebenkina E.P., Galiahmetova N.P., Blagorazumova M.G. Adaptacija kak ustojchivost' k stressu u studentov raznyh special'nostej medicinskogo vuza. Dnevnik nauki. 2025. No 2(98).

Denisova O.A., Drobyshev V.V., Denisov A.P., Kun O.A. Vlijanie obrazovatel'noj sredy na formirovanie uchebnoj i professional'noj motivacii studentov medicinskogo vuza. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija. 2019. No 4(25). P. 99–102. DOI 10.36809/2309-9380-2019-25-99-102.

Zhuchenko O.A., Malahova O.N., Russkih I.T., Galiahmetova N.P. Proektirovanie bezopasnoj obrazovatel'noj sredy v uslovijah distancionnogo obuchenija: psihologo-pedagogicheskij aspekt (na primere agrarnogo vuza). Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Poznanie. 2022. No 12. P. 50–54. DOI 10.37882/2500-3682.2022.12.11.

Il'in E.P. Motivacija i motivy. SPb.: Piter, 2011. 512 p.

Malahova O. N. Sozdanie psihologicheski zdorovoj sredy v studencheskoj gruppe: uspeshnye praktiki. Aktual'nye voprosy otechestvennoj teorii i praktiki social'nogo vospitanija podrastajushhego pokolenija : Sb. nauchnyh trudov III Vseros. nauchno-prakt. konf., Glazov, 19–21 fevralja 2025 goda. Glazov: Glazovskij gosudarstvennyj inzhenerno-pedagogicheskij universitet im. V.G. Korolenko, 2025. P. 126–127.

Mirzaeva Sh. R. kizi Issledovanie vlijanija jemocional'nogo intellekta na motivaciju i samoreguljaciju studentov-medikov. Guliston davlat universiteti axborotnomasi. 2023. No 4. P. 27–34.

Pomytkina T.Ju., Galiahmetova N.P., Zhuchenko O.A. Osobennosti professional'nogo stanovlenija molodyh vrachej. Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Gumanitarnye nauki. 2023. No 5-2. P. 83–87. DOI 10.37882/2223-2982.2023.5-2.27.

Popova T.A., Chirkova N.V., Pshenichnikov I.A., Vecherkina Zh.V., Krjuchkov M.A. Analiz uchebnoj motivacii sredi studentov raznyh kursov medicinskogo vuza. Medicus. 2017. No 6 (18). P. 49–53.

Redinova T.L., Frolova V.V., Chuchalina I.B. Stepen' motivacii studentov stomatologicheskogo fakul'teta k uchebe i vybrannoj professii. Cathedra-Kafedra. Stomatologicheskoe obrazovanie. 2021. No 77. P. 64–66.

Sidorenko T.E. Faktory formirovanija uchebnoj motivacii u studentov medicinskih vuzov. Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2020. No 3. P. 78–86.

Di Vincenzo, M., Arsenio A., Della Rocca B., Rosa A., Tretola L., Toricco R., Boiano A., Catapano P., Cavaliere S., Volpicelli A. and et al. Is There a Burnout Epidemic among Medical Students? Results from a Systematic Review. Medicina. 2024. 60. No 4:575. https://doi.org/10.3390/medicina60040575 URL: https://www.mdpi.com/1648-9144/60/4/575

Gayef A., Çaylan A., Temiz, S.A. Learning styles of medical students and related factors. BMC Med Educ. 2023. No 23, 282. https://doi.org/10.1186/s12909-023-04267-4. URL: https://link.springer.com/article/10.1186/s12909-023-04267-4?fromPaywallRec=false#citeas

Опубликован
2025-09-22
Как цитировать
1. Жученко О. А., Галиахметова Н. П., Чучалина И. Б. МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 3. С. 59-73. URL: https://bppasu.ru/article/view/17907.