ТЕХНОЛОГИИ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 378.4

Ключевые слова: высшее образование, генеративный искусственный интеллект, чат-боты, университеты, SWOT-анализ

Аннотация

Статья направлена на изучение специфики внедрения технологий генеративного искусственного интеллекта в отечественных университетах, которые являются лидерами по качеству подготовки специалистов в области искусственного интеллекта. Ведущими методами исследования стали анализ, синтез, обобщение, сравнение. В статье описаны образовательные мероприятия и проекты российских университетов для повышения уровня владения навыками в области искусственного интеллекта студентов и преподавателей. Автор приводит примеры технологических инноваций, которые разрабатываются научными и педагогическими кадрами университетов. Отмечается, что в российских вузах нет единого мнения среди руководства и сотрудников о том, можно ли использовать генеративный искусственный интеллект для подготовки и написания курсовых и выпускных квалификационных работ. Это создает неопределенность в образовательном процессе. Проведенный SWOT-анализ показал, что внедрение технологий искусственного интеллекта в высшее образование имеет свои сильные и слабые стороны, возможности и риски. Для минимизации рисков предложено, в том числе, на уровне университетов осуществлять системную работу с субъектами образования, предоставляя четкие рекомендации и правила использования технологий искусственного интеллекта в учебной, преподавательской и научной деятельности. Автор статьи особо подчеркивает, что ИИ обладает потенциалом для повышения эффективности учебного процесса, однако на данный момент ИИ – это лишь средство обучения. В образовательном процессе по-прежнему ключевое значение имеет субъект-субъектное взаимодействие между студентом и преподавателем, основанное на диалоге и обмене опытом.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Анна Валерьевна Дмитрова, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики

Литература

11 вузов России стали участниками проекта ВШЭ и «Яндекса» по применению ИИ при подготовке дипломных работ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/1072589552.html (дата обращения: 21.07.2025).

В Поморье студентам разрешили использовать нейросети для подготовки дипломов. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2024/01/25/reg-szfo/v-pomore-studentam-razreshili-ispolzovat-nejroseti-dlia-podgotovki-diplomov.html (дата обращения: 18.07.2025).

Гаркуша Н.С., Городова Ю.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1 (52). С. 6–23.

Декларация этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта в НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru//mirror/pubs/share/937054455.pdf (дата обращения: 21.07.2025).

Декларация об ответственном генеративном ИИ. [Электронный ресурс]. URL: https://ethics.a-ai.ru/genai-declaration/ (дата обращения: 18.07.2025).

Евстигнеев М.Н. Нейросеть TWEE – новый инструментарий для педагога английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1428–1442.

Елтанская Е.А., Аржановская А.В. Технологии применения искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 43–46.

Искусственный интеллект и высшее образование: возможности, практики и будущее. [Электронный ресурс]. URL: https://education.yandex.ru/aihighreport (дата обращения: 18.07.2025).

Исследовательский центр «Сильный искусственный интеллект в промышленности». [Электронный ресурс]. URL: https://sai.itmo.ru/ (дата обращения: 21.07.2025).

Кочеткова О.А., Вертяшкин А.С. Структура и содержание учебного курса «Основы искусственного интеллекта» для бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2025. № 1 (77). С. 200–206.

Куликовская И.Э. Искусственный интеллект в дошкольном образовании: от теории к практике // Январские педагогические чтения. 2025. № 11 (23). С. 88–93.

Меморандум по итогам первого форума «Искусственный интеллект в высшем образовании». [Электронный ресурс]. URL: https://ai.utmn.ru/upload/ftp/меморандум.pdf (дата обращения: 18.07.2025).

Рейтинг вузов в области ИИ. [Электронный ресурс]. URL: https://rating.a-ai.ru/ (дата обращения: 21.07.2025).

Рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов области искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. URL: https://rating.a-ai.ru/assets/documents/rating/Рейтинг_вузов_по_ИИ_Альянс_ИИ_KLqv5DU.pdf (дата обращения: 21.07.2025).

Роберт И.В. Реализация возможностей искусственного интеллекта в образовании // Пространство педагогических исследований. 2024. Т. 1. № 1. С. 60–75.

Руководство по использованию генеративного искусственного интеллекта в образовании и научных исследованиях. [Электронный ресурс]. URL: https://aspnet-unesco.ru/prod/files/doc/event/c4d192913ca89aa65b274ac99c2b4214.pdf (дата обращения: 21.07.2025).

Студенты НИУ ВШЭ успешно защитили дипломы, в работе над которыми применили YandexGPT. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/949901938.html (дата обращения: 18.07.2025).

Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Чат-боты и голосовые помощники в развитии иноязычных речевых умений обучающихся // Язык и культура. 2023. № 63. С. 272–289.

Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (дата обращения: 21.07.2025).

Филатова О.Н., Лукина Е.В., Гринина М.В. Применение искусственного интеллекта в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-1. С. 407–409.

Яковец Н.В. Формирование цифровой грамотности студентов среднего профессионального образования с использованием искусственного интеллекта // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 61–68.

Boulhrir T., Hamash M. Unpacking artificial intelligence in elementary education: A comprehensive thematic analysis systematic review // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2025. Vol. 9. Art. No. 100442.

Matos T., Santos W., Zdravevski E., Coelho P.J., Pires I.M., Madeira F. A systematic review of artificial intelligence applications in education: Emerging trends and challenges // Decision Analytics Journal. 2025. Vol. 15. Art. No. 100571.

Panday-Shukla P. Exploring generative artificial intelligence in teacher education // Teaching and Teacher Education. 2025. Vol. 165. Art. No. 105088.

Pham S.T.H. An empirical investigation of the experience of educators and politicians with the emergence of artificial intelligence in education // Technology in Society. 2025. Vol. 83. Art. No. 102965.

References

11 vuzov Rossii stali uchastnikami proyekta VShE i «Yandeksa» po primeneniyu II pri podgotovke diplomnykh rabot. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/1072589552.html (data obrashcheniya: 21.07.2025).

V Pomorye studentam razreshili ispolzovat neyroseti dlya podgotovki diplomov. [Elektronnyy resurs]. URL: https://rg.ru/2024/01/25/reg-szfo/v-pomore-studentam-razreshili-ispolzovat-nejroseti-dlia-podgotovki-diplomov.html (data obrashcheniya: 18.07.2025).

Garkusha N.S., Gorodova Yu.S. Pedagogicheskiye vozmozhnosti ChatGPT dlya razvitiya kognitivnoy aktivnosti studentov. Professionalnoye obrazovaniye i rynok truda. 2023. T. 11. No. 1 (52). P. 6–23.

Deklaratsiya eticheskikh printsipov sozdaniya i ispolzovaniya sistem iskusstvennogo intellekta v NIU VShE. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.hse.ru//mirror/pubs/share/937054455.pdf (data obrashcheniya: 21.07.2025).

Deklaratsiya ob otvetstvennom generativnom II. [Elektronnyy resurs]. URL: https://ethics.a-ai.ru/genai-declaration/ (data obrashcheniya: 18.07.2025).

Evstigneyev M.N. Neyroset TWEE - novyy instrumentariy dlya pedagoga angliyskogo yazyka. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki. 2023. T. 28. No. 6. P. 1428–1442.

Eltanskaya E.A., Arzhanovskaya A.V. Tekhnologii primeneniya iskusstvennogo intellekta v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki. kultury. obrazovaniya. 2024. No. 1 (104). P. 43–46.

Iskusstvennyy intellekt i vyssheye obrazovaniye: vozmozhnosti. praktiki i budushcheye. [Elektronnyy resurs]. URL: https://education.yandex.ru/aihighreport (data obrashcheniya: 18.07.2025).

Issledovatelskiy tsentr «Silnyy iskusstvennyy intellekt v promyshlennosti». [Elektronnyy resurs]. URL: https://sai.itmo.ru/ (data obrashcheniya: 21.07.2025).

Kochetkova O.A., Vertyashkin A.S. Struktura i soderzhaniye uchebnogo kursa «Osnovy iskusstvennogo intellekta» dlya bakalavriata po napravleniyu podgotovki «Pedagogicheskoye obrazovaniye». Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsialnyye nauki. 2025. No. 1 (77). P. 200–206.

Kulikovskaya I.E. Iskusstvennyy intellekt v doshkolnom obrazovanii: ot teorii k praktike. Yanvarskiye pedagogicheskiye chteniya. 2025. No. 11 (23). P. 88-93.

Memorandum po itogam pervogo foruma «Iskusstvennyy intellekt v vysshem obrazovanii». [Elektronnyy resurs]. URL: https://ai.utmn.ru/upload/ftp/memorandum.pdf (data obrashcheniya: 18.07.2025).

Reyting vuzov v oblasti II. [Elektronnyy resurs]. URL: https://rating.a-ai.ru/ (data obrashcheniya: 21.07.2025).

Reyting vuzov po kachestvu podgotovki spetsialistov

v oblasti iskusstvennogo intellekta. [Elektronnyy resurs]. URL: https://rating.a-ai.ru/assets/documents/rating/Reyting_vuzov_po_II_Alians_II_KLqv5DU.pdf (data obrashcheniya: 21.07.2025).

Robert I.V. Realizatsiya vozmozhnostey iskusstvennogo intellekta v obrazovanii. Prostranstvo pedagogicheskikh issledovaniy. 2024. T. 1. No. 1. P. 60–75.

Rukovodstvo po ispolzovaniyu generativnogo iskusstvennogo intellekta v obrazovanii i nauchnykh issledovaniyakh. [Elektronnyy resurs]. URL: https://aspnet-unesco.ru/prod/files/doc/event/c4d192913ca89aa65b274ac99c2b4214.pdf (data obrashcheniya: 21.07.2025).

Studenty NIU VShE uspeshno zashchitili diplomy. v rabote nad kotorymi primenili YandexGPT. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/949901938.html (data obrashcheniya: 18.07.2025).

Sysoyev P.V., Filatov E.M., Sorokin D.O. Chat-boty i golosovyye pomoshchniki v razvitii inoyazychnykh rechevykh umeniy obuchayushchikhsya. Yazyk i kultura. 2023. No. 63. P. 272–289.

Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 10.10.2019 g. № 490. O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossiyskoy Federatsii. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (data obrashcheniya: 21.07.2025).

Filatova O.N., Lukina E.V., Grinina M.V. Primeneniye iskusstvennogo intellekta v professionalnom obrazovanii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2024. No. 82-1. P. 407–409.

Yakovets N.V. Formirovaniye tsifrovoy gramotnosti studentov srednego professionalnogo obrazovaniya s ispolzovaniyem iskusstvennogo intellekta. Innovatsionnoye razvitiye professionalnogo obrazovaniya. 2023. No. 3 (39). P. 61–68.

Boulhrir T., Hamash M. Unpacking artificial intelligence in elementary education: A comprehensive thematic analysis systematic review. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2025. Vol. 9. Art. No. 100442.

Matos T., Santos W., Zdravevski E., Coelho P.J., Pires I.M., Madeira F. A systematic review of artificial intelligence applications in education: Emerging trends and challenges. Decision Analytics Journal. 2025. Vol. 15. Art. No. 100571.

Panday-Shukla P. Exploring generative artificial intelligence in teacher education. Teaching and Teacher Education. 2025. Vol. 165. Art. No. 105088.

Pham S.T.H. An empirical investigation of the experience of educators and politicians with the emergence of artificial intelligence in education. Technology in Society. 2025. Vol. 83. Art. No. 102965.

Опубликован
2025-09-22
Как цитировать
1. Дмитрова А. В. ТЕХНОЛОГИИ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 3. С. 44-58. URL: https://bppasu.ru/article/view/17906.