РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ

УДК 159.9

  • Елена Александровна Арманова ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Email: armanovaelena23@yandex.ru
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, подростки, социально-демографические факторы, пол, семья, образование родителей

Аннотация

Исследование посвящено изучению различий в уровне эмоционального интеллекта подростков в зависимости от социально-демографических характеристик. Актуальность темы обусловлена ростом интереса к проблемам эмоциональной компетентности в подростковом возрасте, когда происходят значительные изменения в когнитивной, социальной и личностной сферах. Особое внимание уделено таким факторам, как пол подростка, уровень образования родителей и количество детей в семье, так как именно эти характеристики наиболее часто обсуждаются в научной литературе, но остаются недостаточно исследованными в отечественной выборке. Целью исследования стало выявление статистически значимых различий в показателях эмоционального интеллекта подростков в зависимости от пола и характеристик семьи. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 14–16 лет. Для диагностики эмоционального интеллекта использовалась методика Д.В. Люсина «ЭмИн». Статистическая обработка данных проводилась с применением t-теста Стьюдента и однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. Результаты показали, что девочки имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта по сравнению с мальчиками. Количество детей в семье оказалось связано со статистически значимыми различиями в межличностном компоненте эмоционального интеллекта: подростки из семей с меньшим числом детей демонстрировали более высокие показатели. Уровень образования родителей не сопровождался статистически значимыми различиями в показателях эмоционального интеллекта. Полученные результаты подчеркивают важность учета гендерного фактора и структуры семьи в программах психологической поддержки и воспитания подростков.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Александровна Арманова, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Аспирант

Литература

Гарифуллина А.Д. Особенности эмоционального интеллекта у подростков-сирот мегаполиса: семейный контекст // Городские исследования и практики. 2020. № 3. С. 87–97.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2021. 478 с.

Кочетова Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография. М.: Изд-во МГППУ, 2021.

Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект как фактор межличностного взаимодействия // Психологический журнал. 2020. № 5. С. 15–27.

Николаева Е.И. Психофизиология. СПб.: Изд-во Питер, 2019. 448 с.

Разумникова О.М. Нейрокогнитивные механизмы эмоциональной регуляции // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2021. № 3. С. 36–48.

Barbey A.K., Colom R., Grafman J. Distributed neural system for emotional intelligence revealed by lesion mapping // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2014. № 3. Р. 265–272.

Blakemore S.J., Mills K.L. Is adolescence a sensitive period for sociocultural processing? // Annual Review of Psychology. 2014. Vol. 65. Р. 187–207.

Diamond A. Executive functions // Annual Review of Psychology. 2013. Vol. 64. Р. 135–168.

Gross J.J. Emotion regulation: Current status and future prospects // Psychological Inquiry. 2015. № 1. Р. 1–26.

Joseph D.L., Newman D.A. Emotional intelligence: An integrative meta-analysis and cascading model // Journal of Applied Psychology. 2010. №1. Р. 54–78.

Li J., Wang H., Chen X. Fostering emotional well-being in adolescents: the role of physical activity // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 15. Р. 13–21.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits // American Psychologist. 2008. № 6. Р. 503–517.

Nolen-Hoeksema S. Emotion regulation and psychopathology: The role of gender // Annual Review of Clinical Psychology. 2012. Vol. 8. Р. 161–187.

Piccerillo L., Digennaro S. Adolescent social media use and emotional intelligence: a systematic review // Adolescent Research Review. 2024. Vol. 10. Р. 201–218.

Sánchez-Núñez M.T., Fernández-Berrocal P., Montañés J., Latorre J. Does emotional intelligence depend on gender? // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2008. № 2. Р. 455–474.

Steinberg L. Adolescence. 12th edition. New York: McGraw-Hill Education, 2020.

Thompson R.J., Boden M.T., Gotlib I.H. Emotional intelligence and adolescent mental health: A longitudinal perspective // Journal of Adolescence. 2022. Vol. 94. Р. 567–579.

Martins A., Neves L., Ferreira C. Gender differences in emotional intelligence across adolescence: Evidence from a Portuguese sample // Personality and Individual Differences. 2023. Vol. 207. Р. 112–123.

References

Garifullina, A.D. Osobennosti emotsional’nogo intellekta u podrostkov-sirot megapolisa: semeinyi kontekst. Gorodskie issledovaniya i praktiki. 2020. No 3. P. 87–97.

Goulman, D. Emotsional’nyi intellekt. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2021.

Kochetova, Yu. A. Emotsional’nyi intellekt starshikh podrostkov: monografiya. Moscow: MGPPU, 2021.

Lusin, D.V. Emotsional’nyi intellekt kak faktor mezhlichnostnogo vzaimodeistviya. Psikhologicheskii zhurnal. 2020. No 5. P. 15–27.

Nikolaeva, E.I. Psikhofiziologiya. Saint Petersburg: Piter, 2019.

Razumnikova O.M. Neirokognitivnye mekhanizmy emotsional’noi regulyatsii. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. 2021. No 3. P. 36–48.

Barbey A.K., R. Colom, and J. Grafman. Distributed neural system for emotional intelligence revealed by lesion mapping. Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2014. No 3. P. 265–272.

Blakemore S.J., and Mills K.L. Is adolescence a sensitive period for sociocultural processing? Annual Review of Psychology. 2014. Vol 65. P. 187–207.

Diamond A. Executive functions. Annual Review of Psychology. 2013. Vol 64. P. 135–168.

Gross J.J. Emotion regulation: Current status and future prospects. Psychological Inquiry. 2015. No 1. P. 1–26.

Joseph D.L., and Newman D.A. Emotional intelligence: An integrative meta-analysis and cascading model. Journal of Applied Psychology. 2010. No 1. P. 54–78.

Li J., Wang H., and Chen X. Fostering emotional well-being in adolescents: the role of physical activity. Frontiers in Psychology. 2024. Vol 15. P. 13–21.

Mayer J.D., Salovey P., and Caruso D.R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? American Psychologist. 2008. No 6. P. 503–517.

Nolen-Hoeksema S. Emotion regulation and psychopathology: The role of gender. Annual Review of Clinical Psychology. 2012. Vol 8. P. 161187.

Piccerillo L., and Digennaro S. Adolescent social media use and emotional intelligence: a systematic review. Adolescent Research Review. 2024. Vol 10. P. 201–218.

Sánchez-Núñez M.T., Fernández-Berrocal P., Montañés J., and Latorre J. Does emotional intelligence depend on gender? Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2008. No 2. P. 455–474.

Steinberg L. Adolescence. 12th ed. New York: McGraw-Hill Education, 2020.

Thompson R.J., Boden M.T., and Gotlib I.H. Emotional intelligence and adolescent mental health: A longitudinal perspective. Journal of Adolescence. 2022. Vol 94. P. 567579.

Martins A., Neves L., and Ferreira C. Gender differences in emotional intelligence across adolescence: Evidence from a Portuguese sample. Personality and Individual Differences. 2023. Vol 207. P. 112–123.

Опубликован
2025-09-22
Как цитировать
1. Арманова Е. А. РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 3. С. 16-28. URL: https://bppasu.ru/article/view/17902.