СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОНОМНЫХ ПРОФЕССИЯХ
УДК 155.9
Аннотация
В современной науке формирование эмпатической культуры личности в социономных профессиях рассматривается как неотъемлемый компонент профессионализма и гуманистической направленности профессиональной деятельности. Статья посвящена анализу социально-психологических детерминант, способствующих развитию эмпатической культуры в таких областях, как педагогика, медицина и социальная работа. В качестве теоретико-методологической базы использованы результаты исследований отечественных и зарубежных авторов. На этой основе выделяются структурно-содержательные аспекты эмпатии, раскрываются механизмы и условия её формирования, а также подчеркивается взаимосвязь эмпатии с профессиональной компетентностью. Данная работа представляет собой попытку систематизировать существующие подходы к пониманию эмпатической культуры, показать её важность для социономных специальностей и определить возможные перспективы дальнейших исследований в этой области.
Цель: рассмотреть основные социально-психологические детерминанты формирования эмпатической культуры личности, показать их взаимосвязь, а также проиллюстрировать, каким образом различные профессиональные контексты (педагогика, медицина, социальная работа) влияют на процесс развития эмпатических навыков.
Скачивания
Литература
Дмитриева А.Г., Лаврентьева Е.А. Анализ значимости эмпатии в педагогической деятельности преподавателя вуза // Концепт. 2021. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-znachimosti-empatii-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza
Жданова Л.Г., Арнгольд С.А. Особенности проявлений эмпатии у медицинских работников // АНИ: педагогика и психология. 2014. №3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniy-empatii-u-meditsinskih-rabotnikov
Карпова Ю.М. Социально-психологические технологии развития эмпатии социальных работников // Вестник магистратуры. 2019. №1-2 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-tehnologii-razvitiya-empatii-sotsialnyh-rabotnikov
Рзаева Ж.В. Особенности аффективного компонента эмпатии у будущих педагогов-психоогов // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2018. № 18-3. С. 3-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35665231
4 Сердакова К.Г., Маджуга А.Г., Шабыкина В.А. Формирование эмпатической культуры в системе профессиональной подготовки специалистов социономных профессий. В сборнике: Этнопедагогика в контексте современной культуры. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.Б. Абдуллина. 2018. С. 323–328. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37226953.
Сутурина Ю.В. Роль эмпатии и алекситимии в педагогической деятельности преподавателей вуза // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2(22). С. 75–79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-empatii-i-aleksitimii-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavateley-vuza
Шагивалеева Г.Р. Развитие эмпатии как профессионально важного качества будущего учителя // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 5А. С. 7–14. 10.34670/AR.2020.67.40.001
Berkovich I. Conceptualisations of empathy in K-12 teaching: a review of empirical research // Educational Review. 2020. Vol. 72. P. 547–566. URL: https://cris.openu.ac.il/en/publications/conceptualisations-of-empathy-in-k-12-teaching-a-review-of-empiri
King S.H. The Structure of Empathy in Social Work Practice // Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2011. Vol. 21(6). P. 679–695. URL: https://doi.org/10.1080/10911359.2011.583516.
Yu C.C., Tan L., Le M.K. et al. The development of empathy in the healthcare setting: a qualitative approach // BMC Med Educ. 2022. Vol. 22. P. 245.
References:
Dmitrieva A. G., Lavrent'eva E. A. Analiz znachimosti jempatii v pedagogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelja vuza. Koncept. 2021. No 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-znachimosti-empatii-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza
Zhdanova L. G., Arngol'd S. A. Osobennosti projavlenij jempatii u medicinskih rabotnikov. ANI: pedagogika i psihologija. 2014. No 3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniy-empatii-u-meditsinskih-rabotnikov
Karpova Ju. M. Social'no-psihologicheskie tehnologii razvitija jempatii social'nyh rabotnikov. Vestnik magistratury. 2019. No 1-2 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-tehnologii-razvitiya-empatii-sotsialnyh-rabotnikov
Rzaeva Zh.V. Osobennosti affektivnogo komponenta jempatii u budushhih pedagogov-psihoogov. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshej shkoly. Istoricheskie i psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018. No 18-3. P. 3–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35665231
Serdakova K.G., Madzhuga A.G., Shabykina V.A. Formirovanie jempaticheskoj kul'tury v sisteme professional'noj podgotovki specialistov socionomnyh professij. V sbornike: Jetnopedagogika v kontekste sovremennoj kul'tury. Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor L.B. Abdullina. 2018. P. 323–328. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37226953.
Suturina Ju.V. Rol' jempatii i aleksitimii v pedagogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelej vuza. Gumanitarnyj vektor. Serija: Pedagogika, psihologija. 2010. No 2(22). P. 75–79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-empatii-i-aleksitimii-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavateley-vuza
Shagivaleeva G.R. Razvitie jempatii kak professional'no vazhnogo kachestva budushhego uchitelja. Psihologija. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija. 2020. Vol. 9. No 5A. P. 7–14. 10.34670/AR.2020.67.40.001
Berkovich I. Conceptualisations of empathy in K-12 teaching: a review of empirical research. Educational Review. 2020. Vol. 72. P. 547–566. URL: https://cris.openu.ac.il/en/publications/conceptualisations-of-empathy-in-k-12-teaching-a-review-of-empiri
King S.H. The Structure of Empathy in Social Work Practice. Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2011. Vol. 21(6). P. 679–695. URL: https://doi.org/10.1080/10911359.2011.583516.
Yu C.C., Tan L., Le M.K. et al. The development of empathy in the healthcare setting: a qualitative approach. BMC Med Educ. 2022. Vol. 22. P. 245.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи