ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МАТЕРЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 159.922.76

  • Марина Владимировна Сурнина Алтайский государственный педагогический университет Email: surnina_mv@altspu.ru
  • Наталья Николаевна Белькова-Корякина Алтайский государственный университет Email: belikovafg@gmail.com
  • Елизавета Владимировна Багрова Алтайский государственный педагогический университет Email: elicaveta24@mail.ru
Ключевые слова: стиль детско-родительских отношений, смысложизненные ориентации, старший дошкольник с ограниченными возможностями, психологический практикум

Аннотация

Авторами статьи сделан анализ существующих теоретических основ и  психолого-педагогических подходов по изучению особенностей стиля детско-родительских отношений у матерей, воспитывающих ребенка старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья. Результаты исследования дало возможность рассмотреть существенные отличия стиля детско-родительских отношений, который проявляется у матерей, воспитывающих старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, выявленный стиль детско-родительских отношений позволяет понять смысложизненные ориентации матерей. По результатам проведенного исследования предложен психологический практикум для матерей старших дошкольников с особыми возможностями здоровья с занятиями, включающими модульную программу, состоящую из двух модулей: просветительский модуль с лекциями для родителей и практический модуль с тренинговыми упражнениями и ролевыми играми.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Марина Владимировна Сурнина, Алтайский государственный педагогический университет

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии

Наталья Николаевна Белькова-Корякина, Алтайский государственный университет

Магистр

Елизавета Владимировна Багрова, Алтайский государственный педагогический университет

Студентка

Литература

Пирманова Б. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Central Asian Academic Journal of Scientific Research. 2022. № 2. С. 159–164.

Богатая О.Ф. Организация работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации. Сургут : Изд-во СГПУ, 2022. 79 с.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. М. : Питер, 2009.

Русеева О.О. Особенности детско-родительских отношений в семьях с особым ребенком // Молодой ученый. 2021. № 5 (347). C. 350–352. URL: https://moluch.ru/archive/347/78111/.

Сафонова Е.Д., Смолярчук И.В. Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей III Всероссийской студенческой научно-практич. конф. с междунар. участием. Орехово-Зуево : Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2022. С. 662–669.

Старшинова А.И., Шамардина М.В. Подходы к понятию привязанности в младшем подростковом возрасте // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2016. 1. № 2. URL: http://bppasu.ru/article/view/1156.

Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: Практикум по формированию адекватных отношений. М. : Гном-Пресс, 1999. 64 с.

Тюрина Н.Ш. Формирование абилитационной компетентности родителей, воспитывающих ребенка младенческого и раннего возраста: учебное пособие. М. : НИЦ Инфра-М, 2021. 189 с.

Шамардина М.В., Белькова Н.Н. Смысложизненные ориентации отцов, воспитывающих дошкольников с диагнозом ранний детский аутизм // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2023. Т. 5. № 4. С. 97–106. URL: http://bppasu.ru/article/view/14498.

References:

Pirmanova B. Osobennosti detsko-roditel'skih otnoshenij v sem'jah, vospityvajushhih rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja. Central Asian Academic Journal of Scientific Research. 2022. No 2. P. 159–164.

Bogataja O.F. Organizacija raboty s roditeljami, vospityvajushhimi detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja : metodicheskie rekomendacii. Surgut : Izd-vo SGPU, 2022. 79 p.

Prihozhan A.M. Psihologija trevozhnosti: doshkol'nyj i shkol'nyj vozrast. 2-e izd. Moscow : Piter, 2009.

Ruseeva O.O. Osobennosti detsko-roditel'skih otnoshenij v sem'jah s osobym rebenkom. Molodoj uchenyj. 2021. No 5 (347). P. 350–352. URL: https://moluch.ru/archive/347/78111/.

Safonova E.D., Smoljarchuk I.V. Detsko-roditel'skie otnoshenija v sem'jah, vospityvajushhih detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja. Psihologija i pedagogika XXI veka: aktual'nye voprosy, dostizhenija i innovacii : sbornik statej III Vserossijskoj studencheskoj nauchno-praktich. konf. s mezhdunar. uchastiem. Orehovo-Zuevo : Redakcionno-izdatel'skij otdel GGTU, 2022. P. 662–669.

Starshinova A.I., Shamardina M.V. Podhody k ponjatiju privjazannosti v mladshem podrostkovom vozraste. Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. 1. No 2. URL: http://bppasu.ru/article/view/1156.

Tkacheva V.V. Psihokorrekcionnaja rabota s materjami, vospityvajushhimi detej s otklonenijami v razvitii: Praktikum po formirovaniju adekvatnyh otnoshenij. Moscow : Gnom-Press, 1999. 64 p.

Tjurina N.Sh. Formirovanie abilitacionnoj kompetentnosti roditelej, vospityvajushhih rebenka mladencheskogo i rannego vozrasta: uchebnoe posobie. Moscow : NIC Infra-M, 2021. 189 p.

Shamardina M.V., Bel'kova N.N. Smyslozhiznennye orientacii otcov, vospityvajushhih doshkol'nikov s diagnozom rannij detskij autizm // Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, 2023. Vol. 5. No 4. P. 97–106. URL: http://bppasu.ru/article/view/14498.

Опубликован
2025-03-27
Как цитировать
1. Сурнина М. В., Белькова-Корякина Н. Н., Багрова Е. В. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МАТЕРЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 1. С. 130-140. URL: https://bppasu.ru/article/view/17095.