СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОТЦОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИАГНОЗОМ РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

УДК 159.922.762

  • Марина Валерьевна Шамардина ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Email: marav_sh@mail.ru
  • Наталья Николаевна Белькова ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Email: belikovafg@gmail.com
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, совладающее поведение, отцы зрелого возраста, «роль отца», дошкольники с диагнозом ранний детский аутизм, психологические игры

Аннотация

В статье обобщены взгляды отечественных ученых в области осмысленности жизни мужчин, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Проведено исследование, при помощи которого рассмотрены особенности смысложизненных ориентаций отцов зрелого возраста, воспитывающих в семьях дошкольников с диагнозом ранний детский аутизм. Эмпирическое исследование выделило значимые различия в смысложизненных ориентациях и особенностях совладающего поведения отцов детей дошкольного возраста с диагнозом ранний детский аутизм. Авторами предложен психологический практикум, направленный на развитие умений в области межличностного взаимодействия отцов и дошкольников с диагнозом ранний детский аутизм, включающий теоретико-просветительский и практический модули, сконструированный по методологии трансактного анализа Эрика Берна.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Марина Валерьевна Шамардина, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и прикладной психологии

Наталья Николаевна Белькова, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Магистр 2 курса, кафедра общей и прикладной психологии

Литература

Богданова Т.Г., Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии // Специальная психология. 2004. №1. С. 72–76.

Болотова Н.П. Психокоррекционная работа педагога-психолога с семьями, воспитывающими подростков с двигательными нарушениями : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07, 19.00.10. М., 2011. 24 c.

Габдулина Л.И., Кузьмищенко И.Н. Осмысленность жизни и стратегии совладающего поведения у мужчин и женщин среднего возраста Северо-кавказский психологический вестник. 2008. Т. 6. № 1. С. 72–76.

Гришко Е.А., Ермолова В.М. Исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 2. С. 28–33

Гусева О.В. Особенности отношений в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра: автореферат дис. канд. психологических наук: 19.00.04. СПб., 2018. 25 с.

Лужбина Н.А., Шамардина М.В., Кислых Т.А. Представления подростков о детях аутистах // Человек. Общество. Инклюзия. 2019. № 2. С. 63–68. https://vestnik.mggeu.ru/wp-content/uploads/2019/07/CHOI-238-2019.pdf

Мамайчук И.И., Шабанова Е.В. Учет защитных механизмов личности родителей, детей с расстройством аутистического спектра в процессе психологической помощи // Вестник Ленинградского Государственного Университета имени А.С. Пушкина. 2014. № 1. С. 58–68.

Чудновский В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни : избранные тр. М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2006 (Воронеж : ФГУП "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж").

Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2017.

Ткачева В.В. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении семей лиц со сложными нарушениями развития / В.В. Ткачева // Особые дети в обществе: Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015 г. М. : АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. С. 225–228.

Федотова Э.Л. Особенности родительского отношения к детям с дефицитарностью общения // Аутизм и нарушения развития. 2006. № 1. С. 1–7.

Хорошева Е.В. Сравнительное исследование семей, имеющих ребенка с нормативным и нарушенным развитием // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 52–58.

Шабанова Е.В. Особенности супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра // Материалы международной научной конференции XI Мнухинские чтения. СПб., 2013. С. 447–451.

References:

Bogdanova T.G., Psychological problems of a family raising a child with developmental disabilities // Special psychology. 2004. No. 1. P.72–76.

Bolotova N.P. Psychocorrectional work of a teacher-psychologist with families raising adolescents with movement disorders: abstract of thesis. dis. ...cand. psychol. Sciences: 19.00.07, 19.00.10. M., 2011.

Gabdulina L.I., Kuzmishchenko I.N. Meaningfulness of life and strategies of coping behavior in middle-aged men and women North Caucasian Psychological Bulletin. 2008. Vol. 6. No. 1. P. 72–76.

Grishko E.A., Ermolova V.M. Study of child-parent relationships in families raising children with disabilities // Integrative trends in medicine and education. 2017. Vol. 2. P. 28–33

Guseva O.V. Features of relationships in families with children with autism spectrum disorders: abstract of thesis. Ph.D. psychological sciences: 19.00.04. St. Petersburg, 2018. 25 p.

Luzhbina N.A., Shamardina M.V., Kislykh T.A. Adolescents' ideas about autistic children // Chelovek. Society. Inclusion. 2019. No. 2. pp. 63-68. https://vestnik.mggeu.ru/wp-content/uploads/2019/07/CHOI-238-2019.pdf

Mamaichuk I.I. Taking into account the protective mechanisms of the personality of parents and children with autism spectrum disorder in the process of psychological assistance / I.I. Mamaichuk, E.V. Shabanova // Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2014. No. 1. P. 58–68.

Chudnovsky V.E. Formation of personality and problems of the meaning of life: selected works. - Moscow: Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: MODEK, 2006 (Voronezh: FSUE Publishing and Printing Company "Voronezh")

Tkacheva V.V. Technologies of psychological assistance to families of children with disabilities: textbook / V.V. Tkachev. 2nd ed., revised. and additional M. : INFRA-M, 2017.

Tkacheva V.V. On the issue of psychological and pedagogical support for families of persons with complex developmental disorders / V.V. Tkacheva // Special children in society: Collection of scientific reports and abstracts of speeches of participants of the I All-Russian Congress of Defectologists. October 26-28, 2015. M. : ANO “NMC “SUVAG”, 2015. P. 225–228.

Fedotova E.L. Features of parental attitude towards children with communication deficits // Autism and developmental disorders. 2006. No. 1. P. 1–7.

Khorosheva E.V. Comparative study of families with a child with normative and developmental disorders // Psychological Science and Education. 2010. No. 5. P. 52–58.

Shabanova E.V. Features of marital relationships in families raising a child with autism spectrum disorder // Materials of the international scientific conference of the XI Mnukhin readings. St. Petersburg, 2013. P. 447–451.

Опубликован
2023-12-22
Как цитировать
1. Шамардина М. В., Белькова Н. Н. СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОТЦОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИАГНОЗОМ РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2023. Т. 5. № 4. С. 97-106. URL: http://bppasu.ru/article/view/14498.