СРАВНЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ
УДК 37.015.3
Аннотация
В статье представлены результаты анализа влияния психолого-педагогических факторов на учебную мотивацию нормотипичных подростков, обучающихся в двух образовательных моделях – классической и инклюзивной. В исследовании участвовали 300 нормотипичных обучающихся основной школы (по 150 человек в каждой из образовательных моделей) в возрасте от 11 до 16 лет (М = 13,29; SD = 1,47), 55,7% – женского пола. В исследовании применялись методики: диагностика отношения к учению В.А. Ясвина, методика диагностики учебной мотивации ШАМ-Ш [3], разработанная Т.О. Гордеевой, О.А. Сычевым, В.В. Гижицким, Т.К. Гавриченковой. Статистический анализ данных осуществлялся с помощью U-критерия Манна-Уитни, метода множественной линейной регрессии. Выявлены различия между психолого-педагогическими факторами учебной мотивации учащихся в инклюзивной и классической образовательной моделях, а также особенности влияния психолого-педагогических факторов в каждой модели. Полученные результаты могут быть использованы педагогами, специалистами, администрацией школ для разработки и коррекции траектории развития учебной мотивации обучающихся в образовательном процессе.
Скачивания
Литература
Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Педагогика, 1972. С. 7–44.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : АСТ Астрель Хранитель, 2008. 671 с.
Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академический мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. C. 65–74.
Матюхина. М.В. Мотивация учения младших школьников. М. : Педагогика, 1984. 114 с.
Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с.
Boström L., Bostedt G., Eriksson V., Stenberg I. Student conceptions of motivation to study revealed through phenomenography: Differences and similarities among primary school students // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8 (1). P. 100505. Doi: 10/1016/j.ssaho.2023.100505
Datu J.A. D., Yang W. Academic buoyancy, academic motivation, and academic achievement among filipino high school students // Current Psychology. 2021. Vol. 40 (8). P. 3958–3965. Doi: 10.1007/s12144-019-00358-y
Halawah I. Factors Influencing College Students' Motivation to Learn from Students' Perspective // Education, Psychology. 2011. V.132 (2). P. 379.
Koyuncuoglu O. An Investigation of Academic Motivation and Career Decidedness among University Students // International Journal of Research in Education and Science. 2021. Vol. 7 (1). P. 125–143.
Mcinerney D. Motivation // Educational Psychology. 2019. Vol. 39 (4). P. 427–429.
Pryima L., Sherstiuk N., Kolomiiets B. Psychological nature and structure of motivation // Актуальні проблеми сучасної медицини: Вісник української медичної стоматологічної академії. 2020. Vol. 2 (70). P. 240–244.
Reamen I. Motivational Factors that Enhance Students Learning/Achievement // Journal of Teaching and Education.2015. Vol.4 (2). P. 323–332.
Bostrom L., Bostedt G. Student conceptions of motivation to study in upper secondary school in Sweden revealed through phenomenography // Journal of Pedagogical Research. 2022. Vol. 6 (1). P. 214–230.
Martin A. J., Ginns P., Anderson M., Gibson R., Bishop M. Motivation and engagement among indigenous (aboriginal Australian) and non-indigenous students // Educational Psychology, 2021. Vol. 41. P. 424–445
Supratno Y.H. The Influence of Student Motivation, School Environment, on Student Learning Achievement // Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 1823. P. 1–7.
Sylvester M., Garcia P. Influences of teachers on the learning motivation of senior high school students // International Journal of Advanced Research. 2021. Vol. 9 (5). P. 634–646.
Vu T., Magis-Weinberg L., Jansen B. R., van Atteveldt N., Janssen T. W., Lee N. C., Meeter M. Motivation-achievement cycles in learning: A literature review and research agenda // Educational Psychology Review. 2022. Vol. 34 (1). P. 39–71.
Zhang J. Learning Motivation and Its Related Factors in Chinese Classes in Senior High Schools // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2022. Vol. 615. P. 883–887.
References:
Bozhovich L.I. Problemy razvitija motivacionnoj sfery rebenka: izuchenie motivacii povedenija detej i podrostkov. M. : Pedagogika, 1972. P. 7–44.
Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija. M. : AST Astrel' Hranitel', 2008. 671 p.
Gordeeva T.O., Sychev O.A., Gizhickij V.V., Gavrichenkova T.K. Shkaly vnutrennej i vneshnej akademicheskij motivacii shkol'nikov. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2017. Vol. 22. No 2. P. 65–74.
Matjuhina. M.V. Motivacija uchenija mladshih shkol'nikov. M. : Pedagogika, 1984. 114 p.
Jasvin V.A. Shkol'naja sreda kak predmet izmerenija: jekspertiza, proektirovanie, upravlenie. M. : Narodnoe obrazovanie, 2019. 448 p.
Boström L., Bostedt G., Eriksson V., Stenberg I. Student conceptions of motivation to study revealed through phenomenography: Differences and similarities among primary school students. Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8 (1). P. 100505. Doi: 10/1016/j.ssaho.2023.100505
Datu J.A. D., Yang W. Academic buoyancy, academic motivation, and academic achievement among filipino high school students. Current Psychology. 2021. Vol. 40 (8). P. 3958–3965. Doi: 10.1007/s12144-019-00358-y
Halawah I. Factors Influencing College Students' Motivation to Learn from Students' Perspective. Education, Psychology. 2011. V.132 (2). P. 379.
Koyuncuoglu O. An Investigation of Academic Motivation and Career Decidedness among University Students. International Journal of Research in Education and Science. 2021. Vol. 7 (1). P. 125–143.
Mcinerney D. Motivation. Educational Psychology. 2019. Vol. 39 (4). P. 427–429.
Pryima L., Sherstiuk N., Kolomiiets B. Psychological nature and structure of motivation. Aktual'nі problemi suchasnoї medicini: Vіsnik ukraїns'koї medichnoї stomatologіchnoї akademії. 2020.Vol. 2 (70). P. 240–244.
Reamen I. Motivational Factors that Enhance Students Learning/Achievement. Journal of Teaching and Education.2015. Vol.4 (2). P. 323–332.
Bostrom L., Bostedt G. Student conceptions of motivation to study in upper secondary school in Sweden revealed through phenomenography. Journal of Pedagogical Research. 2022. Vol. 6 (1). P. 214–230.
Martin A. J., Ginns P., Anderson M., GibsonR., Bishop M. Motivation and engagement among indigenous (aboriginal Australian) and non-indigenous students. Educational Psychology, 2021. Vol. 41. P. 424–445.
Supratno Y.H. The Influence of Student Motivation, School Environment, on Student Learning Achievement. Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 1823. P. 1–7.
Sylvester M., Garcia P. Influences of teachers on the learning motivation of senior high school students. International Journal of Advanced Research. 2021. Vol. 9 (5). P. 634–646.
Vu T., Magis-Weinberg L., Jansen B. R., van Atteveldt N., Janssen T. W., Lee N. C., Meeter M. Motivation-achievement cycles in learning: A literature review and research agenda. Educational Psychology Review. 2022. Vol. 34 (1). P. 39–71.
Zhang J. Learning Motivation and Its Related Factors in Chinese Classes in Senior High Schools. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2022. Vol. 615. P. 883–887.
Copyright (c) 2024 Андрей Николаевич Семенов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи