СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Abstract
Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе. Раскрываются понятия «адаптация», «социально-психологическая адаптация»; выделяются виды адаптации (физиологическая, психологическая и социальная). Отмечается, что адаптация к обучению в военном вузе сопровождается изменением прежних моделей поведения, формированием новых привычек, повышением эмоционального напряжения. Описываются три этапа адаптации к условиям обучения в военном вузе: частичная (первый курс), достаточная (второй курс), полная (с третьего курса), констатируется, что адаптационный процесс может затягиваться в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. Приводятся эмпирические данные, свидетельствующие об особенностях социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников и выявляющие положительную динамику развития адаптивных способностей обучающихся с переходом на второй курс.
Downloads
References
Список литературы:
Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография.
М.: НОУ ВПО Моск. психол.-соц. институт, 2008. 320 с.
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко. СПб., 2004. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychological.slovaronline.com (20 марта 2016).
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://books.academic.ru/book.nsf/62679380 (17 февраля 2016).
Будко Д.Ю. Динамика и особенности психологической адаптации курсантов военно-медицинского вуза в процессе обучения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2009. 17 с.
Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в обществен. практике. Сб. научных тр. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://humanpsy.ru/vasilieva (14октября 2016).
Добряк С.Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 202 с.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академ. проект, 2009. 943 с.
Красноголова Е.О. Особенности адаптации первокурсника военного вуза // Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы Межд. науч.-практ. конф. Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. ун-т, 2012. С. 104-107.
Кузьмишкин А.А., Кузьмишкина Н.А., Забиров А.И., Гарькин И.Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. 2014. №3. С. 933-935.
Лазукин В.Ф. Проблема адаптации курсантов в процессе обучения в военном вузе // Военная мысль. 2007. №8. С. 54-62.
Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Дисс. … д-ра психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1996. 392 с.
Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т.22, №1. С. 16-24.
Медведев В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины. Л.: ВМедА, 1983. 24 с.
References:
Bezjuljova G.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noj adaptacii uchashhihsja i studentov: monografija.
M.: NOU VPO Mosk. psihol.-soc. institut, 2008. 320 s.
Bol'shoj psihologicheskij slovar' / pod red. B.G. Meshherjakova,
V.P. Zinchenko. SPb., 2004. [Jelektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: http://psychological.slovaronline.com (20 marta 2016).
Berezin F.B. Psihicheskaja i psihofiziologicheskaja adaptacija cheloveka. L.: Nauka, 1988. [Jelektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: http://books.academic.ru/book.nsf/62679380 (17 fevralja 2016).
Budko D.Ju. Dinamika i osobennosti psihologicheskoj adaptacii kursantov voenno-medicinskogo vuza v processe obuchenija: Avtoref. diss. … kand. psihol. nauk. SPb., 2009. 17 s.
Vasil'eva S.V. Adaptacija studentov k vuzam s razlichnymi uslovijami obuchenija // Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitija lichnosti v sovremennyh uslovijah: psihologija i pedagogika v obshhestven. praktike. Sb. nauchnyh tr. SPb: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2000. [Jelektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: http://humanpsy.ru/vasilieva (14oktjabrja 2016).
Dobrjak S.Ju. Dinamika psihologicheskoj adaptacii kursantov na pervom i vtorom godu obuchenija v voennom vuze: Dis. … kand. psihol. nauk. SPb., 2004. 202 s.
Kitaev-Smyk, L.A. Psihologija stressa. Psihologicheskaja antropologija stressa. M.: Akadem. proekt, 2009. 943 s.
Krasnogolova, E.O. Osobennosti adaptacii pervokursnika voennogo vuza // Lichnost' kursanta: psihologicheskie osobennosti bytija: materialy Mezhd. nauch.-prakt. konf. Krasnodar: VUNC VVS «VVA», Kubanskij gos. un-t, 2012. S. 104-107.
Kuz'mishkin A.A., Kuz'mishkina N.A., Zabirov A.I., Gar'kin I.N. Adaptacii studentov pervogo kursa v vuze // Molodoj uchenyj. 2014. №3. S. 933-935.
Lazukin V.F. Problema adaptacii kursantov v processe obuchenija v voennom vuze // Voennaja mysl'. 2007. №8. S. 54-62.
Maklakov A.G. Osnovy psihologicheskogo obespechenija professional'nogo zdorov'ja voennosluzhashhih: Diss. … d-ra psihol. nauk. SPb.: SPbGU, 1996. 392 s.
Maklakov A.G. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizacija i prognozirovanie v jekstremal'nyh uslovijah // Psihologicheskij zhurnal. 2001. T.22, №1. S. 16-24.
Medvedev V.I. Uchenie ob adaptacii i ego znachenie dlja voennoj mediciny. L.: VMedA, 1983. 24 s.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University is a golden publisher, as we allow self-archiving, but most importantly we are fully transparent about your rights.
Authors may present and discuss their findings ahead of publication: at scientific conferences, on preprint servers, in public databases, and in blogs, wikis, tweets, and other informal communication channels.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University allows authors to deposit manuscripts (currently under review or those for intended submission) in non-commercial, pre-print servers such as ArXiv.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).