PSYCHOSOCIAL TRANSFORMATIONS IN YOUTH: A HISTORICAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF STUDENT DEVELOPMENT THROUGH THE WORKS OF DOMESTIC SCHOLARS
УДК 159.9
Abstract
This article is dedicated to an in-depth examination of the historical development of students and the evolution of the psychosocial characteristics of youth. Utilizing a literature review methodology, the study identifies the key historical phases in the development of students, highlighting the psychological and social transformations that occur in their lives. The research findings provide insights into the personal attributes of student populations and delineate the components that constitute the psychological profile of contemporary students. The principal conclusions drawn from this article facilitate the identification of potential avenues for future research, aimed at constructing a comprehensive understanding of the psychological profile of modern students.
Downloads
References
Авдеенко Е.В., Перевозчикова Л.С., Черноусова И.Д. Формирование гражданской позиции и патриотического мировоззрения студенчества как приоритетная задача молодежной политики в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2024. № 7(123). С. 15–23. https://doi.org/10.24158/fik.2024.7.1.
Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии : в 2 т. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007.
Волосков И.В. Модели развития системы ценностей студенчества и социальная практика // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 82-2. С. 109–112. https://doi.org/ 10.18411/trnio-02-2022-67.
Гомыранова О.Н. Развитие психологических механизмов регуляции межличностных конфликтов студентов технического вуза : автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 23 с.
Гунбина Т.В., Гиренко Л.А. Психологические особенности современного студенчества // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы XI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 10 ноября 2022 года / под ред. Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2022. С. 338–343.
Гусейнов Р.Д., Гусейнова И.С., Пирмагомедова Э.А. Психологические особенности современного студенчества // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 250–254.
Дзиов А.Р. Студенчество в фокусе истории и современности // Вестник университета Российской академии образования. 2014. № 2. С. 159–167.
Дзиов А.Р. Студенчество в фокусе истории и современности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 3(203). С. 9–18.
Дзугкоева М.Г. Психические новообразования студенческого возраста : дис. … канд. психол. наук. М., 1999. 157 с.
Донгаузер Е.В., Бао Л. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности современного студента вуза // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2021. № 3. С. 24–32.
Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии (Москва). 2013. № 2. С. 34–42.
Дорофеева Ю.А. Психологические и возрастные особенности студенческого возраста // Приволжский научный вестник. 2015. № 4-2(44). С. 41–43.
Дорохина Р.В. Праздники российского студенчества // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 172–177.
Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н. Студенчество как социально-психологическая общность // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2(214). С. 66–69.
Жмак В.И. Идейно-ценностные основы воспитания отечественного студенчества в свете современных вызовов и угроз // Духовно-нравственные ценности российской молодежи: история и современность: материалы II Всероссийской научно-практической молодежной конференции, Москва, 9 декабря 2023 года. М. : Академический Альянс, 2024. С. 51–53.
Зайцева С.В. Повседневность провинциального студенчества в дореволюционной России // Традиции и инновации в науке и образовании: материалы Международной научно-практической конференции молодежи, Рязань, 17–26 апреля 2024 года. Рязань : Рязанский гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2024. С. 295–298.
Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. М. : Знание, 1988. 127 с.
Захарова А.А. Ценности современного студенчества // Вестник молодежной науки Алтайского государственного аграрного университета. 2021. № 1. С. 391–394.
Зимняя И.А., Серова Т.С., Стегний В.Н. Оценка сформированности социальной компетентности студентов в структуре единой социально-профессиональной системы // Вестник Пермского государственного технического университета. Социально-экономические науки. 2009. № 4. С. 91–101.
Золотых Л.К. Об изучении мотивов в связи с содержательными характеристиками учебной деятельности. Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М. : НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. С. 127–133.
Ищенко О.В. Религиозные аспекты духовно-нравственного воспитания студенчества в Российской империи и в РФ // Перспективы развития высшей школы : материалы II Международной научно-практической конференции, Тюмень, 21 мая 2021 года / отв. ред. М.В. Баделина. Тюмень: Тюменский индустр. ун-т, 2021. С. 365–369.
Кайгородова Н.З., Волкова Т.Г., Курсакова Е.Н. Половые особенности самомониторинга в юношеском возрасте в контексте потребности в одобрении // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2024. № 3. С. 74–82.
Карамуратова Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе : дис. … канд. психол. наук. Алма-Ата, 1984. 214 с.
Левкова Т.В. Психологическое пространство личности и образ Я в студенчестве // Современные мировые научные достижения в контексте глобальных вызовов. Серия: социально-гуманитарные дискуссии : материалы II Международной научно-практической конференции, Казань, 28 февраля 2024 года. Краснодар : ИП Кабанов В.Б. (Новация), 2024. С. 143–146.
Петров В.В., Солодова Г.С. Проекты и технологии: формирование мировоззрения современного российского студенчества // Сибирский философский журнал. 2023. Т. 21. № 2. С. 168–173. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2023-21-2-168-173.
Петрова Т.Э. Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления. СПб. : Бельведер, 2000. 244 с.
Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления и реализации личности как отрасль психологической науки // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 184–198.
Протасова Н. И. Развитие самопонимания юношей и девушек в процессе профессиональной подготовки будущих учителей : дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 1999. 196 с.
Пушкарева Г.В., Михайлова О.В., Батоврина Е.В. Политические ориентации российского студенчества: региональный срез // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22. № 1. С. 19–33. https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-19-33.
Ракитянский Н.М., Колесниченко Ю.В. Потенциал русской философско-психологической школы и методология портретирования личности политика // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2014. № 6. С. 7–30.
Саратовцева Н.В., Парамонова О.К. Студенчество в истории // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. № 10. С. 34–36.
Святловский В.В. Студенческие переписи в России: краткий исторический очерк // Студенчество в цифрах: по данным Юрьевской переписи в 1907 году. СПб. : Изд-во общества русских студентов в Юрьеве, 1909. 61 с.
References:
Avdeenko E.V., Perevozchikova L.S., Chernousova I.D. Formirovanie grazhdanskoj pozicii i patrioticheskogo mirovozzreniya studenchestva kak prioritetnaya zadacha molodezhnoj politiki v tekhnicheskom vuze. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2024. No 7(123). P. 15–23. https://doi.org/10.24158/fik.2024.7.1.
Anan'ev B.G. Izbrannye trudy po psihologii. Sankt-Peterburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta, 2007. 22 p.
Voloskov I.V. Modeli razvitiya sistemy cennostej studenchestva i social'naya praktika. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2022. No 82-2. P. 109–112. Doi: 10.18411/trnio-02-2022-67.
Gomyranova O.N. Razvitie psihologicheskih mekhanizmov regulyacii mezhlichnostnyh konfliktov studentov tekhnicheskogo vuza: avtoref. dis. kand. psihol. Nauk. Astrahan', 2007. 23 p.
Gunbina T.V., Girenko L.A. Psihologicheskie osobennosti sovremennogo studenchestva. Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta: Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cheboksary, 10 noyabrya 2022 goda. Pod redakciej G.L. Drandrova, A.I. P'yanzina. Cheboksary: Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.Ya. Yakovleva, 2022. P. 338–343.
Gusejnov R.D., Gusejnova I.S., Pirmagomedova E.A. Psihologicheskie osobennosti sovremennogo studenchestva. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. No 67-3. P. 250–254.
Dziov A.R. Studenchestvo v fokuse istorii i sovremennosti. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2014. No 2. P. 159–167.
Dziov A.R. Studenchestvo v fokuse istorii i sovremennosti. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2014. No 3(203). P. 9–18.
Dzugkoeva M.G. Psihicheskie novoobrazovaniya studencheskogo vozrasta: dis. kand. psihol. Nauk. M., 1999. 157 p.
Dongauzer E.V., Bao L. Osobennosti motivacionno-cennostnoj sfery lichnosti sovremennogo studenta vuza. Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. No 3. P. 24–32.
Doncov D.A., Doncova M.V. Psihologicheskie osobennosti yunosheskogo (studencheskogo) vozrasta. Obrazovatel'nye tekhnologii (g. Moskva). 2013. No 2. P. 34–42.
Dorofeeva Yu.A. Psihologicheskie i vozrastnye osobennosti studencheskogo vozrasta. Privolzhskij nauchnyj vestnik. 2015. No 4-2(44). P. 41–43.
Dorohina R.V. Prazdniki rossijskogo studenchestva. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2017. No 5. P. 172–177.
Epanchinceva G.A., Kozlovskaya T.N. Studenchestvo kak social'no-psihologicheskaya obshchnost'. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. No 2(214). P. 66–69.
Zhmak V.I. Idejno-cennostnye osnovy vospitaniya otechestvennogo studenchestva v svete sovremennyh vyzovov i ugroz. Duhovno-nravstvennye cennosti rossijskoj molodezhi: istoriya i sovremennost': Materialy II-oj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj molodezhnoj konferencii, Moskva, 09 dekabrya 2023 goda. Moskva: ANO «Akademicheskij Al'yans», 2024. P. 51–53.
Zajceva S.V. Povsednevnost' provincial'nogo studenchestva v dorevolyucionnoj Rossii. Tradicii i innovacii v nauke i obrazovanii: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodezhi, Ryazan', 17–26 aprelya 2024 goda. Ryazan': Ryazanskij gosudarstvennyj universitet imeni S.A. Esenina, 2024. P. 295–298.
Zapesockij A.S. Molodezh' v sovremennom mire: Problemy individualizacii i social'no-kul'turnoj integracii. Moskva: Iz-vo «Znanie», 1988. 127 p.
Zaharova A.A. Cennosti sovremennogo studenchestva. Vestnik molodezhnoj nauki Altajskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2021. No 1. P. 391–394.
Zimnyaya I.A., Serova T.S., Stegnij V.N. Ocenka sformirovannosti social'noj kompetentnosti studentov v strukture edinoj social'no-professional'noj sistemy // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Social'no-ekonomicheskie nauki. 2009. No 4. P. 91–101.
Zolotyh L.K. Ob izuchenii motivov v svyazi s soderzhatel'nymi harakteristikami uchebnoj deyatel'nosti. Osnovnye problemy obshchej, vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii. Moskva: NII obshchej pedagogiki APN SSSR, 1978. P. 127–133.
Ishchenko O.V. Religioznye aspekty duhovno-nravstvennogo vospitaniya studenchestva v Rossijskoj imperii i v RF. Perspektivy razvitiya vysshej shkoly: Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tyumen', 21 maya 2021 goda. Otv. redaktor M.V. Badelina. Tyumen': Tyumenskij industrial'nyj universitet, 2021. P. 365–369.
Kajgorodova N.Z., Volkova T.G., Kursakova E.N. Polovye osobennosti samomonitoringa v yunosheskom vozraste v kontekste potrebnosti v odobrenii. Vestnik psihologii i pedagogiki AltGU. 2024. No 3. P 74–82.
Karamuratova R.B. Psihologicheskoe issledovanie roli ocenochnoj empatii v pedagogicheskom processe: dis. kand. psihol. nauk. Alma-Ata, 1984. 214 p.
Levkova T.V. Psihologicheskoe prostranstvo lichnosti i obraz ya v studenchestve // Sovremennye mirovye nauchnye dostizheniya v kontekste global'nyh vyzovov. Seriya: social'no-gumanitarnye diskussii: Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 28 fevralya 2024 goda. Krasnodar: IP Kabanov V.B. (izdatel'stvo "Novaciya"), 2024. P. 143–146.
Petrov V.V., Solodova G.S. Proekty i tekhnologii: formirovanie mirovozzreniya sovremennogo rossijskogo studenchestva. Sibirskij filosofskij zhurnal. 2023. Tom 21, No 2. P. 168–173. Doi: 10.25205/2541-7517-2023-21-2-168-173.
Petrova T.E. Sociologiya studenchestva v Rossii: etapy i zakonomernosti stanovleniya. Sankt-Peterburg : Izd-vo «Bel'veder», 2000. 244 p.
Povarenkov Yu.P. Psihologiya professional'nogo stanovleniya i realizacii lichnosti kak otrasl' psihologicheskoj nauki // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2014. No 1. P. 184–198.
Protasova, N. I. Razvitie samoponimaniya yunoshej i devushek v processe professional'noj podgotovki budushchih uchitelej: dis. kand. psihol. nauk. Astrahan', 1999. 196 p.
Pushkareva G.V., Mihajlova O.V., Batovrina E.V. Politicheskie orientacii rossijskogo studenchestva: regional'nyj srez. Yuzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk. 2021. Vol. 22, No 1. P. 19–33. Doi: 10.31429/26190567-22-1-19-33.
Rakityanskij N.M., Kolesnichenko Yu.V. Potencial russkoj filosofsko-psihologicheskoj shkoly i metodologiya portretirovaniya lichnosti politika // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki. 2014. No 6. P. 7–30.
Saratovceva N.V., Paramonova O.K. Studenchestvo v istorii // Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2021. No 10. P. 34–36.
Svyatlovskij V.V. Studencheskie perepisi v Rossii: kratkij istoricheskij ocherk // Studenchestvo v cifrah: Po dannym Yur'evskoj perepisi v 1907 godu. Sankt-Peterburg: Izd-vo obshchestva russkih studentov v Yur'eve, 1909. 61 p
Copyright (c) 2025 Анастасия Юрьевна Шадрина

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University is a golden publisher, as we allow self-archiving, but most importantly we are fully transparent about your rights.
Authors may present and discuss their findings ahead of publication: at scientific conferences, on preprint servers, in public databases, and in blogs, wikis, tweets, and other informal communication channels.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University allows authors to deposit manuscripts (currently under review or those for intended submission) in non-commercial, pre-print servers such as ArXiv.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).