ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПСИХОЛОГИЮ ВЫБОРА В ТЕРМИНАХ «ОТНОШЕНИЕ», «ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ» И «СМЫСЛ»
Abstract
Аннотация: В статье представлена постнеклассическая интерпретация понятия интенциональность. Показано, что динамическая тенденция к сохранению устойчивости в психологических системах, сила, лежащая у основания избирательного и направленного взаимодействия человека со средой, феноменология выбора, отношения и образования смыслов – это элементы одного методологического ряда, целостность которого может быть прослежена на основе предложенного взгляда на интенциональность.
Abstract: The article presents the postnonclassical interpretation of the concept of intentionality. It is shown that the dynamic tendency to preserve stability in the psychological systems, the strength of which lies at the basе of selective and aimed human interaction with the environment, the phenomenology of choice, attitudes and meanings generation - these are elements of a single methodological row, the integrity of which might be traced on the basis of the proposed view of intentionality
Ключевые слова: человек; выбор; отношение; интенциональность; смысл; становление; постнеклассическая психология.
Keywords: human; choice; attitude; intentionality; meaning; becoming; postnonclassical psychology.
Downloads
References
Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. - 1986. - №1. - С. 52–65.
Галажинский Э.В., Клочко В.Е. Категория «отношение» в психологии в свете парадигмальной динамики науки // Мир психологии. - 2011. - № 4(68). - С. 14-30.
Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания // Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы второй Всероссийской научной конференции. 29 сентября — 1 ноября 2011. - Самара: ПГСГА, 2011. - С. 50.
Карась Д.В. Категориальное пространство интернализации личностного выбора // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2010. - № 331. - С. 177-180.
Карась Д.В., Серый А.В. Представление о личностном выборе и его роли в функционировании личности с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода к изучению личности // Успехи современного естествознания. - 2009. № 5. - С.76-77.
Клочко В.Е. Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии // Методология и история психологии. - 2008. - № 1. - С. 165–178.
Клочко В.Е., Лукьянов О.В. Личностная идентичность и проблема устойчивости человека в меняющемся мире: системно-антропологический ракурс // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2009. - № 324. - С. 333-336.
Концепция самоорганизации. Синергетика. Общие положения [Электронный ресурс] // Сайт С.П. Курдюмова. URL: http://spkurdyumov.ru/what/koncepciya-samoorganizacii-sinergetikaobshhie-polozheniya . (дата обращения: 27.11.2016).
Морен Э. Метод. Природа Природы. М.: Прогресс-Традиция, 2005.- 464 с.
Поппер К.Р. Мир предрасположенностей // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: К. Поппер и его критики / Под общ. ред. В.Н. Садовского. М.: Эдиториал, − УРСС, 2000. С.176−209.
Руденко А.П. Самоорганизация и синергетика [Электронный ресурс] // Сайт С.П. Курдюмова. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/what/samoorganizaciya-i-sinergetika-a-p-rudenko . (дата обращения: 27.11.2016).
Свирский Я.И. Синергетика смысла, или смысл синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. - М.: ИФ РАН, 1997. - С. 69-86.
Серый A.B., Карась Д.В. Уровень напряженности защитных механизмов личности в зависимости от типа актуального смыслового состояния // СПЖ.- 2007. - № 25. - С. 29-34.
Серый А.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирования // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - С.132-142.
Серый А.В., Яницкий М.С., Харченко Е.В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации // Вестник НГПУ. - 2014. - № 2 (18). - С.40-48.
Серый А.В. Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
Смирнов А.В. Время. [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия. Режим доступа: http://iphras.ru/elib/0669.html . (дата обращения: 27.11.2016).
Черникова И.В. Философия и история науки: учебное пособие. – 2-е издание, исправленное и дополненное. Томск: Изд-во НТЛ, 2011. 388 с.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University is a golden publisher, as we allow self-archiving, but most importantly we are fully transparent about your rights.
Authors may present and discuss their findings ahead of publication: at scientific conferences, on preprint servers, in public databases, and in blogs, wikis, tweets, and other informal communication channels.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University allows authors to deposit manuscripts (currently under review or those for intended submission) in non-commercial, pre-print servers such as ArXiv.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).