EMBRACING A PERSON-CENTERED APPROACH IN SPECIAL EDUCATION: A FOCUS ON ADDITIONAL EDUCATION SYSTEMS

УДК 371.32

  • Alexander V. Zharinov Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov Email: ZharinovAV@ieml.ru
Keywords: person-centered approach, inclusive education, complementary education, children with disabilities

Abstract

This article explores the application of a person-centered approach in teaching and nurturing children with disabilities within the realm of additional education systems. Through theoretical analysis, the author underscores the benefits of employing a person-centered approach when educating "special" children in these educational settings. The discussion delves into the comparative merits and drawbacks of corrective (segregated) versus inclusive education for children with disabilities. Moreover, the article sheds light on research findings concerning teachers' preparedness to establish inclusive learning environments and outlines the challenges they face when working with "special" children. By examining the nuances of these educational approaches, the article aims to provide insights into fostering a more inclusive and supportive educational environment for children with disabilities within the additional education system.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Alexander V. Zharinov, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov

Graduate student, Assistant at the Department of Theoretical and Inclusive Pedagogy

References

Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей под ред. В.В. Рубцова. М. : МГППУ, 2018. С. 5–13.

Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса) // Человек и образование, 2008. № 1 (14). С. 45– 53.

Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. 164 с.

Ахметова Д.З., Тимирясова А.В., Морозова И.Г. и др. Инклюзивное образование как педагогическая инновация / Под научной редакцией Д.З. Ахметовой. Казань : Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2021. 228 с.

Ахметова Д.З., Морозова И.Г., Жаринов А.В. Теоретико-методологическое обеспечение эффективной модели подготовки будущих педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2023. Т. 175. № 2. С. 20–26.

Ахметова Д.З., Морозова И.Г., Жаринов А.В. Готовность педагога общего и дополнительного образования к реализации программ воспитания в условиях образовательной инклюзии и культурно разнообразной среды // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2023. Том 1, № 84. С. 102–106.

Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной) психологии / Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. 432 с.

Жаринов А.В. Развитие компенсаторных способностей «особого» ребенка как ключевая идея инклюзивного дополнительного образования детей // Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука». 2023. № 2. С. 111–114.

Карынбаева О.В. Подготовка педагогов в дополнительном профессиональном образовании к формированию инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях : дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2016. 214 с.

Кинаш Е. Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению дошкольника с ОВЗ // Дошкольное воспитание. 2020. № 1. С. 51–52.

Краевский В.В. Методология педагогики. Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 243 с.

Малафеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 8–15.

Самарцева Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию: дис. … канд. пед. наук: Орел, 2012. 225 с.

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 480 с.

Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education

Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: автореф. дис. … док. пед. наук. Калининград, 2015. 55 с.

References:

Alekhina S.V., Shemanov A.Yu. Inklyuzivnaya kul'tura kak cennostnaya osnova izmenenij vysshego obrazovaniya. Razvitie inklyuzii v vysshem obrazovanii: setevoj podhod: sbornik statej pod red. V.V. Rubcova. Moscow: Moscow State Pedagogical University, 2018. P. 5–13.

Anan'ev B.G. Intellektual'noe razvitie vzroslyh lyudej kak harakteristika obuchaemosti (k postanovke voprosa). Chelovek i obrazovanie, 2008. No 1 (14). P. 45– 53.

Artyushenko N.P. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya obucheniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya sredstvami inklyuzivnogo obrazovaniya. Thesis of Doctoral Dissertation. Tomsk, 2010. 164 p.

Ahmetova D.Z., Timiryasova A.V., Morozova I.G. et al. Inklyuzivnoe obrazovanie kak pedagogicheskaya innovaciya. D.Z. Ahmetova (Ed.). Kazan': Poznanie, Kazan Innovative University, 2021. 228 p.

Ahmetova D.Z., Morozova I.G., Zharinov A.V. Teoretiko-metodologicheskoe obespechenie effektivnoj modeli podgotovki budushchih pedagogov k rabote v usloviyah obrazovatel'noj inklyuzii. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2023. Vol. 175. No 2. P. 20–26.

Ahmetova D.Z., Morozova I.G., Zharinov A.V. Gotovnost' pedagoga obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya k realizacii programm vospitaniya v usloviyah obrazovatel'noj inklyuzii i kul'turno raznoobraznoj sredy. Elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal VGSPU Grani poznaniya. 2023. Vol. 1, No 84. P. 102–106.

Vygotskij L.S. Problemy detskoj (vozrastnoj) psihologii. Collected Papers. In 6 Vol. Vol. 4. Moscow, 1984. 432 p.

Zharinov A.V. Razvitie kompensatornyh sposobnostej ‘osobogo’ rebenka kak klyuchevaya ideya inklyuzivnogo dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Nauchno-metodicheskij zhurnal Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2023. No 2. P. 111–114.

Karynbaeva O.V. Podgotovka pedagogov v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii k formirovaniyu inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah. Thesis of Doctoral Dissertation. Tol'yatti, 2016. 214 p.

Kinash E. Lichnostno-orientirovannyj podhod k vospitaniyu i obucheniyu doshkol'nika s OVZ. Doshkol'noe vospitanie. 2020. No 1. P. 51–52.

Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogiki. CHeboksary : Izd-vo CHuvash. un-ta, 2001. 243 p.

Malafeev N.N. Ot ravnyh prav k ravnym vozmozhnostyam, ot special'noj shkoly k inklyuzii. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2018. No 190. P. 8–15.

Samarceva E.G. Formirovanie professional'noj gotovnosti budushchih pedagogov k inklyuzivnomu obrazovaniyu. Thesis of Doctoral Dissertation. Orel, 2012. 225 p.

Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psihologiya i pedagogika. Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniĭ. Moscow: Akademiya, 2004. 480 p.

Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education/

Hitryuk V.V. Formirovanie inklyuzivnoj gotovnosti budushchih pedagogov v usloviyah vysshego obrazovaniya. Thesis of Doctoral Dissertation. Kaliningrad, 2015. 55 p.

Published
2024-03-28
How to Cite
1. Zharinov A. V. EMBRACING A PERSON-CENTERED APPROACH IN SPECIAL EDUCATION: A FOCUS ON ADDITIONAL EDUCATION SYSTEMS // Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University, 2024. Vol. 6. № 1. P. 31-42. URL: http://bppasu.ru/article/view/14906.