FORMATION OF READING SKILLS AS A DIDACTIC PROBLEM

УДК 373

  • Kristina Ivanovna Dekatova Volgograd State Socio-Pedagogical University Email: dekatovaki@mail.ru
  • Ekaterina Viktorovna Kaunova Volgograd State Socio-Pedagogical University Email: katekw23@gmail.com
Keywords: reading literacy, skills of a literate reader, comprehension of text

Abstract

The article considers the actual problem of the reading literacy formation in the conditions of the modern educational process. The aim of the study is the developing reading skills of schoolchildren. The article describes approaches to the research of such reading skills as text comprehension, as well as analyzes the decoding factors of different text units.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biographies

Kristina Ivanovna Dekatova, Volgograd State Socio-Pedagogical University

Professor

Ekaterina Viktorovna Kaunova, Volgograd State Socio-Pedagogical University

Аssociate professor

References

Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. М. : Изд. Дом Рос. акад. образования: Баласс, 2003. С. 34–35.

Декатова К.И., Каунова Е.В. Формирование у школьников умений, составляющих читательскую грамотность, как способ защиты от манипулятивного воздействия // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 6. С. 583–588.

Демьянков В.З. Понимание // Краткий словарь когнитивных терминов. М. : Филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 1996. С. 124–126.

Закирьянов К.З. Формирование лингвистической компетенции школьников // Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26. № 4. С. 1012–1019.

Зорькина О.С. О психолингвистическом подходе к изучению текста // Язык и культура. Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 2003. С. 205–210.

Кубрякова Е.С. Когниция // Краткий словарь когнитивных терминов. М. : Филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 1996. С. 81–84.

Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. М. : ИСРО РАО, 2021. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ЧТ_Методические%20рекомендации%20_2021_Final.pdf

Немцев М.Ю. Содержание и значение «философского текста» в философской герменевтике XX века : автореф. дис. ... канд. философ. наук. Новосибирск, 2008. 36 с.

Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учебное пособие. М. : Форум, 2015. 368 с.

Прохорова Е.А. К вопросу о понимании художественного текста. Психологические особенности восприятия шрифта // Интерпретация текста: лингвист. литературовед. и метод. аспекты. Чита : ЗабГГПУ, 2011. С. 63–65.

Сорокоумова Е.А. и Кофейникова Ю.Л. Психолого-педагогические факторы и условия развития смыслового восприятия и понимания текста// Психология обучения. 2017. № 8. С. 108–118.

PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. OECD, 2019. OECD Publishing, Paris. URL: https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf

Адаева О.Б., Иваненко Г.С. Читательские умения студентов педагогического вуза: проблемы и перспективы формирования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 10. С. 1011–1019.

References:

Adaeva O.B., Ivanenko G.S. CHitatel'skie umeniya studentov pedagogicheskogo vuza: problemy i perspektivy formirovaniya // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2022. Vol. 7. P. 1011–1019.

Buneev R.N. Ponyatie funkcional'noj gramotnosti // Obrazovatel'naya sistema "Shkola 2100". Pedagogika zdravogo smysla. Moskva: Izd. Dom Ros. akad. obrazovaniya: Balass, 2003. P. 34–35.

Dekatova K.I., Kaunova E.V. Formirovanie u shkol'nikov umenij, sostavlyayushchih chitatel'skuyu gramotnost' kak sposob zashchity ot manipulyativnogo vozdejstviya // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2023. Vol. 8, No 6. P. 583–588.

Dem'yankov V.Z. Ponimanie // Kratkij slovar' kognitivnyh terminov. M. : Filologicheskij fakul'tet MGU im. M.V. Lomonosova, 1996. P. 124–126.

Zakir'yanov K.Z. Formirovanie lingvisticheskoj kompetencii shkol'nikov // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2021. Vol. 26. No 4. P. 1012–1019.

Zor'kina O.S. O psiholingvisticheskom podhode k izucheniyu teksta // Yazyk i kul'tura. Novosibirsk : Novosibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2003. P. 205–210.

Kubryakova E.S. Kogniciya // Kratkij slovar' kognitivnyh terminov. M.: Filologicheskij fakul'tet MGU im. M.V. Lomonosova, 1996. P. 81–84.

Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu chitatel'skoj gramotnosti obuchayushchihsya 5–9-h klassov s ispol'zovaniem otkrytogo banka zadanij na cifrovoj platforme / pod red. G.S. Kovalevoj, L.A. Ryabininoj. M. : ISRO RAO, 2021. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/CHT_Metodicheskie%20rekomendacii%20_2021_Final.pdf

Nemcev M.YU. Soderzhanie i znachenie "filosofskogo teksta" v filosofskoj germenevtike XX veka : avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. Novosibirsk, 2008. 36 p.

Prancova G.V., Romanicheva E.S. Sovremennye strategii chteniya: teoriya i praktika. Smyslovoe chtenie i rabota s tekstom: uchebnoe posobie. M. : Forum, 2015. 368 p.

Prohorova E. A. K voprosu o ponimanii hudozhestvennogo teksta. Psihologicheskie osobennosti vospriyatiya shrifta // Interpretaciya teksta: lingvist. literaturoved. i metod. aspekty. Chita : ZabGGPU, 2011. P. 63–65.

Sorokoumova E.A., Kofejnikova YU.L. Psihologo-pedagogicheskie faktory i usloviya razvitiya smyslovogo vospriyatiya i ponimaniya teksta// Psihologiya obucheniya. 2017. No 8. P. 108–118.

PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. OECD, 2019. OECD Publishing, Paris. URL: https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf

Published
2023-09-27
How to Cite
1. Dekatova K. I., Kaunova E. V. FORMATION OF READING SKILLS AS A DIDACTIC PROBLEM // Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University, 2023. Vol. 5. № 3. P. 34-44. URL: http://bppasu.ru/article/view/13601.