APPLICATION OF THE REGIONAL COMPONENT IN THE LESSONS ON BOTANICS IN THE CONDITIONS OF THE HIGHER SCHOOL
УДК 378.147.88
Abstract
Currently, educational programs implemented in higher education, developed on the base of the state educational standards, built on the principles of the formation of competencies. Educational programs provide for the use of various forms and methods of teaching. Аt the same time, the higher education system bases on a significant part of the independent work of the student. The article describes about the methods of botanic lessons construction with including the regional component. The authors consider this approach the most effective for the process of preparing the future biology specialists.
Downloads
References
Блинников В.И. Некоторые подходы к программе «Региональная биоэкология / Материалы региональной научно-практической конференции «Краеведение и туризм: проблемы, поиски, перспективы». Орел, 2000. С. 26–29.
Буренина Е.Е., Соколова С.И. Формирование универсальных учебных действий при реализации регионального компонента на уроках биологии // Учитель и время. 2016. № 11. С. 29–32.
Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. 1999. № 8. С. 30–36.
Жақыпова Т.Е., Байдалинова Б.А., Баймурзина Б.Ж., Кенжебаева Б.С., Шамшатова Ж.А. Биология сабақтарында оқушылардың зерттеу құзыреттіліктерін қалыптастыру // Биологические науки Казахстана, 2022. № 1. С. 42–48.
Игумнова Е.А. Концепция разработки регионального (национально-регионального) компонента по биологии с основами экологии / Педагог (наука, технология, практика). № 2 (19). Барнаул : ООО «Азбука», 2005. С. 74–79.
Османов Р.М., Мусаев М.Б., Магомедов У.М. Использование регионального компонента на уроках биологии как часть инновационных педагогических технологий / Материалы докладов V Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Биоразнообразие и рациональное использование природных ресурсов». 2017. С. 150–153.
Пермякова Т.В. Использование регионального природного компонента через развитие ключевых компетенций на уроках биологии / XI Зыряновские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 239–240.
Петрунько А.В. Каким быть региональному содержанию биологического образования при переходе на новые стандарты // Биология в школе. 2011. № 2. С. 30–35.
Подосенова Е.Н. Элементы регионального компонента в основном курсе школьной биологии / Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы». Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; ответственный редактор Т.В. Голикова. 2018. С. 133–135.
Совершенствование регионального компонента в содержании школьных предметов. Методическое пособие. Астана : Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. 82 с.
Тарасовская Н.Е., Клименко М.Ю., Жумадилов Б.З., Кабдолов Ж.Р. Полевая практика: подготовка, проведение, хранение материала, контроль знаний. 1 том. Алматы : New book, 2021. 218 с.
Тарасовская Н.Е., Клименко М.Ю., Жумадилов Б.З. Опыт создания рабочей тетради по ботанике с элементами экологии и эволюции растений // Биологические науки Казахстана, 2020. № 4. С. 89–104.
Тарасовская Н.Е., Клименко М.Ю., Жумадилов Б.З. Междисциплинарные связи ботаники и генетики на лабораторных занятиях студентов // Биологические науки Казахстана, 2019. № 3. С. 47–72.
Тарасовская Н.Е., Клименко М.Ю., Жумадилов Б.З. Прикладные и усложненные задания по морфологии растений с элементами экологии, физиологии и эволюции // Биологические науки Казахстана, 2020. № 4. С. 105–121.
Тарасовская Н.Е., Клименко М.Ю., Кабдолова Г.К. Лингвистические экскурсии на полевой практике по ботанике // Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики. Казначеевские чтения. 2021. № 1. С. 63–70.
Терехова А.В., Дризуль А.В. Использование регионального компонента в процессе преподавания биологии / Крымский гуманитарный вестник. Сборник научных статей. Том 2. ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования». Симферополь, Изд-во: Индивидуальный предприниматель Минакер И.Л., 2018. С. 192–198.
Утилова А.М., Байдалинова Б.А., Гадулхаева Б.Б., Баймурзина Б.Ж., Усина Ж.А. Компетентностно-ориентированные задания в преподавании биологии // Биологические науки Казахстана, 2022. № 4. С. 122–132.
Фадеева Н.А., Токарь О.Е. О возможной реализации регионального компонента в биологическом образовании // Экологический мониторинг и биоразнообразие. 2014. № 1 (9). С. 210–213.
Чеснокова Т.В., Демьянков Е.Н. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках биологии раздела «животные» с использованием регионального компонента / Методология и методы научных исследований в области естествознания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию д.б.н., профессора Л.В. Воржевой. 2006. С. 419–421.
Якушевская Е.Б., Пушкарева М.С., Попова О.А. Реализация регионального компонента на примере изучения курса «Зеленый мир Забайкальского края» в средней общеобразовательной школе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12. № 6. С. 154–160.
References:
Blinnikov V.I. Nekotorye podhody k programme «Regional'naja biojekologija / Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Kraevedenie i turizm: problemy, poiski, perspektivy». Orel, 2000. P. 26–29.
Burenina E.E., Sokolova S.I. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij pri realizacii regional'nogo komponenta na urokah biologii // Uchitel' i vremja. 2016. No. 11. P. 29–32.
Grehankina L.F. Regional'nyj komponent v strukture soderzhanija obrazovanija // Pedagogika. 1999. No. 8. P. 30–36.
Zhaқypova T.E., Bajdalinova B.A., Bajmurzina B.Zh., Kenzhebaeva B.S., Shamshatova Zh.A. Biologija sabaқtarynda oқushylardyң zertteu құzyrettіlіkterіn қalyptastyru // Biologicheskie nauki Kazahstana, 2022. No. 1. P. 42–48.
Igumnova E.A. Koncepcija razrabotki regional'nogo (nacional'no-regional'nogo) komponenta po biologii s osnovami jekologii / Pedagog (nauka, tehnologija, praktika). No. 2 (19). Barnaul : OOO «Azbuka», 2005. P. 74–79.
Osmanov R.M., Musaev M.B., Magomedov U.M. Ispol'zovanie regional'nogo komponenta na urokah biologii kak chast' innovacionnyh pedagogicheskih tehnologij / Materialy dokladov V Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Bioraznoobrazie i racional'noe ispol'zovanie prirodnyh resursov». 2017. P. 150–153.
Permjakova T.V. Ispol'zovanie regional'nogo prirodnogo komponenta cherez razvitie kljuchevyh kompetencij na urokah biologii / XI Zyrjanovskie chtenija. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2013. P. 239–240.
Petrun'ko A.V. Kakim byt' regional'nomu soderzhaniju biologicheskogo obrazovanija pri perehode na novye standarty // Biologija v shkole. 2011. No. 2. P. 30–35.
Podosenova E.N. Jelementy regional'nogo komponenta v osnovnom kurse shkol'noj biologii / Materialy XVII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i aspirantov «Metodika obuchenija disciplin estestvennonauchnogo cikla: problemy i perspektivy». Krasnojarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf'eva; otvetstvennyj redaktor T.V. Golikova. 2018. P. 133–135.
Sovershenstvovanie regional'nogo komponenta v soderzhanii shkol'nyh predmetov. Metodicheskoe posobie. Astana : Nacional'naja akademija obrazovanija im. I. Altynsarina, 2013. 82 p.
Tarasovskaja N.E., Klimenko M.Ju., Zhumadilov B.Z., Kabdolov Zh.R. Polevaja praktika: podgotovka, provedenie, hranenie materiala, kontrol' znanij. 1 tom. Almaty : New book, 2021. 218 p.
Tarasovskaja N.E., Klimenko M.Ju., Zhumadilov B.Z. Opyt sozdanija rabochej tetradi po botanike s jelementami jekologii i jevoljucii rastenij // Biologicheskie nauki Kazahstana, 2020. No. 4. P. 89–104.
Tarasovskaja N.E., Klimenko M.Ju., Zhumadilov B.Z. Mezhdisciplinarnye svjazi botaniki i genetiki na laboratornyh zanjatijah studentov // Biologicheskie nauki Kazahstana, 2019. No. 3. P. 47–72.
Tarasovskaja N.E., Klimenko M.Ju., Zhumadilov B.Z. Prikladnye i uslozhnennye zadanija po morfologii rastenij s jelementami jekologii, fiziologii i jevoljucii // Biologicheskie nauki Kazahstana, 2020. No. 4. P. 105–121.
Tarasovskaja N.E., Klimenko M.Ju., Kabdolova G.K. Lingvisticheskie jekskursii na polevoj praktike po botanike // Vospitanie i obuchenie v sovremennom obshhestve: aktual'nye aspekty teorii i praktiki. Kaznacheevskie chtenija. 2021. No. 1. P. 63–70.
Terehova A.V., Drizul' A.V. Ispol'zovanie regional'nogo komponenta v processe prepodavanija biologii / Krymskij gumanitarnyj vestnik. Sbornik nauchnyh statej. Tom 2. GBOU DPO RK «Krymskij respublikanskij institut postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovanija». Simferopol', Izd-vo: Individual'nyj predprinimatel' Minaker I.L., 2018. P. 192–198.
Utilova A.M., Bajdalinova B.A., Gadulhaeva B.B., Bajmurzina B.Zh., Usina Zh.A. Kompetentnostno-orientirovannye zadanija v prepodavanii biologii // Biologicheskie nauki Kazahstana, 2022. No. 4. P. 122–132.
Fadeeva N.A., Tokar' O.E. O vozmozhnoj realizacii regional'nogo komponenta v biologicheskom obrazovanii // Jekologicheskij monitoring i bioraznoobrazie. 2014. No. 1 (9). P. 210–213.
Chesnokova T.V., Dem'jankov E.N. Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti shkol'nikov na urokah biologii razdela «zhivotnye» s ispol'zovaniem regional'nogo komponenta / Metodologija i metody nauchnyh issledovanij v oblasti estestvoznanija. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 100-letiju d.b.n., professora L.V. Vorzhevoj. 2006. P. 419–421.
Jakushevskaja E.B., Pushkareva M.S., Popova O.A. Realizacija regional'nogo komponenta na primere izuchenija kursa «Zelenyj mir Zabajkal'skogo kraja» v srednej obshheobrazovatel'noj shkole // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. Vol. 12. No. 6. P. 154–160.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University is a golden publisher, as we allow self-archiving, but most importantly we are fully transparent about your rights.
Authors may present and discuss their findings ahead of publication: at scientific conferences, on preprint servers, in public databases, and in blogs, wikis, tweets, and other informal communication channels.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University allows authors to deposit manuscripts (currently under review or those for intended submission) in non-commercial, pre-print servers such as ArXiv.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).