РОЛЬ НАВЫКОВ ИМИТАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
В статье обсуждается дефицит модели психического с точки зрения трудностей перевода перспективы действий другого человека в перспективу собственных действий в процессе имитации. С целью выявления роли когнитивного развития в становлении имитационной способности проводится сравнительный анализ на выборке детей с разной степенью нарушений интеллекта. Выборку составили 69 типично развивающихся дошкольников, дошкольников с задержкой психического развития (класс F80-F89, по МКБ-10) и нарушением интеллекта (класс F70-F79 по МКБ-10). В экспериментальной ситуации удалось увидеть и зафиксировать специфические особенности проявления нарушения механизма имитации, дефицита модели психического, а также нарушения понимания и проявления эмоций как важнейшего компонента социального познания. Найдены групповые различия способности к имитации у детей с разным уровнем когнитивного развития в соотношении к уровню модели психического. Показано, что нарушения, связанные с имитацией, могут выступать в качестве универсальных симптомов для объяснения дефицита развития модели психического. Анализ результатов исследования позволяет прийти к выводу, что для продуктивного выполнения имитационных схем необходим пороговый уровень когнитивного развития, обеспечивающий понимание и распознавание ментальных состояний другого человека.
Скачивания
Литература
1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 тт. М. : Педагогика, 1982. Т. 2. 504 c.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 тт. М. : Педагогика, 1983. Т. 3. 369 c.
3. Иосифян М.А., Мершина Е.А., Баженова Д.А., Синицын В.Е., Ларина О.М., Печенкова Е.В. Мозговые механизмы нарушения модели психического при расстройствах аутистического спектра и шизофрении: обзор данных фМРТ // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 17–46. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2020/n1/Iosifyan_et_al.shtml
4. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М. : Изд-во МГУ, 1978. 191 с.
5. Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. М. : Изд-во МГУ, 1994. 112 с.
6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Просвещение, 1969. 659 с.
6. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М. : Институт психологии РАН, 2009. 415 с.
8. Смирнова Я.К. Имитация и способность формировать социальный опыт на основе модели психического в дошкольном возрасте // Вестник КемГУ. 2019. № 21(3). С.751 –762.
9. Собкин В.С. К формированию представления о механизмах процесса идентификации в общении // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. 255 c.
10. Ingersoll B., Dvortcsak A., Whalen C., Sikora D. The effect of a developmental, social pragmatic language intervention on expressive language skills in young children with autism spectrum disorders // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2005. № 20. P. 213–222.
11. Ingersoll B. Teaching imitation to children with autism: A focus on social reciprocity // The Journal of Speech and Language Pathology – Applied Behavior Analysis. 2007. № 2. P. 269–277.
12. Kalbe E. et al. Elevated emotional reactivity in affective but not cognitive components of theory of mind: A psychophysiological study // Journal of Neuropsychology, 2007. Vol. 1. № 1. P. 27−38.
13. Meltzoff A. N. & Moore M. Imitation of facial and manual gestures by human neonates // Science. 1977. P. 198. P. 75–78.
14. Singer T., Decety J. Social neuroscience of empathy // The Oxford Handbook of Social Neuroscience / J. Decety, J.T. Cacioppo (eds.). New York : Oxford University Press, 2011. P. 551–565.
References:
1. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech' // Sobr. soch.: v 6 tt. M. : Pedagogika, 1982. T. 2. 504 p.
2. Vygotskij L.S. Istoriya razvitiya vysshih psihicheskih funkcij // Sobr. soch.: V 6 tt. M. : Pedagogika, 1983. T. 3. 369 p.
3. Iosifyan M.A., Mershina E.A., Bazhenova D.A., Sinicyn V.E., Larina O.M., Pechenkova E.V. Mozgovye mekhanizmy narusheniya modeli psihicheskogo pri rasstrojstvah autisticheskogo spektra i shizofrenii: obzor dannyh fMRT // Klinicheskaya i special'naya psihologiya. 2020. Tom 9. № 1. P. 17–46. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2020/n1/Iosifyan_et_al.shtml
4. Obuhova L.F. Koncepciya ZHana Piazhe: za i protiv. M. : Izd-vo MGU, 1978. 191 p.
5. Obuhova L.F., SHapovalenko I.V. Formy i funkcii podrazhaniya v detskom vozraste. M. : Izd-vo MGU, 1994. 112 p.
6. Piazhe ZH. Izbrannye psihologicheskie trudy. M. : Prosveshchenie, 1969. 659 p.
6. Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psihicheskogo v ontogeneze cheloveka. M. : Institut psihologii RAN, 2009. 415 p.
8. Smirnova YA.K. Imitaciya i sposobnost' formirovat' social'nyj opyt na osnove modeli psihicheskogo v doshkol'nom vozraste // Vestnik KemGU. 2019. № 21(3). P.751 –762.
9. Sobkin V.S. K formirovaniyu predstavleniya o mekhanizmah processa identifikacii v obshchenii // Teoreticheskie i prikladnye problemy psihologii poznaniya lyud'mi drug druga. Krasnodar, 1975. 255 p.
10. Ingersoll B., Dvortcsak A., Whalen C., Sikora D. The effect of a developmental, social pragmatic language intervention on expressive language skills in young children with autism spectrum disorders // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2005. № 20. P. 213–222.
11. Ingersoll B. Teaching imitation to children with autism: A focus on social reciprocity // The Journal of Speech and Language Pathology – Applied Behavior Analysis. 2007. № 2. P. 269–277.
12. Kalbe E. et al. Elevated emotional reactivity in affective but not cognitive components of theory of mind: A psychophysiological study // Journal of Neuropsychology, 2007. Vol. 1. № 1. P. 27−38.
13. Meltzoff A. N. & Moore M. Imitation of facial and manual gestures by human neonates // Science. 1977. P. 198. P. 75–78.
14. Singer T., Decety J. Social neuroscience of empathy // The Oxford Handbook of Social Neuroscience / J. Decety, J.T. Cacioppo (eds.). New York : Oxford University Press, 2011. P. 551–565.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи