ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСТВА В ПРИЗМЕ ТРАНСФОРМАЦИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ МОЛОДЕЖИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ
УДК 159.9
Аннотация
Статья посвящена исследованию вопроса истории становления студенчества и трансформации психосоциальных характеристик молодежи. Методом обзора литературы выявлены основные исторические этапы становления студенчества, сопровождающиеся изменениями на психологическом и социальном уровне в жизни студентов. Изучены результаты исследований личностных характеристик студенческой молодежи и выделены элементы, составляющие психологический портрет современного студента. Основные положения статьи позволяют определить потенциальные мишени дальнейшего исследования с целью создания целостной картины психологического портрета современного студента.
Скачивания
Литература
Авдеенко Е.В., Перевозчикова Л.С., Черноусова И.Д. Формирование гражданской позиции и патриотического мировоззрения студенчества как приоритетная задача молодежной политики в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2024. № 7(123). С. 15–23. https://doi.org/10.24158/fik.2024.7.1.
Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии : в 2 т. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007.
Волосков И.В. Модели развития системы ценностей студенчества и социальная практика // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 82-2. С. 109–112. https://doi.org/ 10.18411/trnio-02-2022-67.
Гомыранова О.Н. Развитие психологических механизмов регуляции межличностных конфликтов студентов технического вуза : автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 23 с.
Гунбина Т.В., Гиренко Л.А. Психологические особенности современного студенчества // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы XI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 10 ноября 2022 года / под ред. Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2022. С. 338–343.
Гусейнов Р.Д., Гусейнова И.С., Пирмагомедова Э.А. Психологические особенности современного студенчества // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 250–254.
Дзиов А.Р. Студенчество в фокусе истории и современности // Вестник университета Российской академии образования. 2014. № 2. С. 159–167.
Дзиов А.Р. Студенчество в фокусе истории и современности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 3(203). С. 9–18.
Дзугкоева М.Г. Психические новообразования студенческого возраста : дис. … канд. психол. наук. М., 1999. 157 с.
Донгаузер Е.В., Бао Л. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности современного студента вуза // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2021. № 3. С. 24–32.
Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии (Москва). 2013. № 2. С. 34–42.
Дорофеева Ю.А. Психологические и возрастные особенности студенческого возраста // Приволжский научный вестник. 2015. № 4-2(44). С. 41–43.
Дорохина Р.В. Праздники российского студенчества // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 172–177.
Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н. Студенчество как социально-психологическая общность // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2(214). С. 66–69.
Жмак В.И. Идейно-ценностные основы воспитания отечественного студенчества в свете современных вызовов и угроз // Духовно-нравственные ценности российской молодежи: история и современность: материалы II Всероссийской научно-практической молодежной конференции, Москва, 9 декабря 2023 года. М. : Академический Альянс, 2024. С. 51–53.
Зайцева С.В. Повседневность провинциального студенчества в дореволюционной России // Традиции и инновации в науке и образовании: материалы Международной научно-практической конференции молодежи, Рязань, 17–26 апреля 2024 года. Рязань : Рязанский гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2024. С. 295–298.
Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. М. : Знание, 1988. 127 с.
Захарова А.А. Ценности современного студенчества // Вестник молодежной науки Алтайского государственного аграрного университета. 2021. № 1. С. 391–394.
Зимняя И.А., Серова Т.С., Стегний В.Н. Оценка сформированности социальной компетентности студентов в структуре единой социально-профессиональной системы // Вестник Пермского государственного технического университета. Социально-экономические науки. 2009. № 4. С. 91–101.
Золотых Л.К. Об изучении мотивов в связи с содержательными характеристиками учебной деятельности. Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М. : НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. С. 127–133.
Ищенко О.В. Религиозные аспекты духовно-нравственного воспитания студенчества в Российской империи и в РФ // Перспективы развития высшей школы : материалы II Международной научно-практической конференции, Тюмень, 21 мая 2021 года / отв. ред. М.В. Баделина. Тюмень: Тюменский индустр. ун-т, 2021. С. 365–369.
Кайгородова Н.З., Волкова Т.Г., Курсакова Е.Н. Половые особенности самомониторинга в юношеском возрасте в контексте потребности в одобрении // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2024. № 3. С. 74–82.
Карамуратова Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе : дис. … канд. психол. наук. Алма-Ата, 1984. 214 с.
Левкова Т.В. Психологическое пространство личности и образ Я в студенчестве // Современные мировые научные достижения в контексте глобальных вызовов. Серия: социально-гуманитарные дискуссии : материалы II Международной научно-практической конференции, Казань, 28 февраля 2024 года. Краснодар : ИП Кабанов В.Б. (Новация), 2024. С. 143–146.
Петров В.В., Солодова Г.С. Проекты и технологии: формирование мировоззрения современного российского студенчества // Сибирский философский журнал. 2023. Т. 21. № 2. С. 168–173. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2023-21-2-168-173.
Петрова Т.Э. Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления. СПб. : Бельведер, 2000. 244 с.
Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления и реализации личности как отрасль психологической науки // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 184–198.
Протасова Н. И. Развитие самопонимания юношей и девушек в процессе профессиональной подготовки будущих учителей : дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 1999. 196 с.
Пушкарева Г.В., Михайлова О.В., Батоврина Е.В. Политические ориентации российского студенчества: региональный срез // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22. № 1. С. 19–33. https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-19-33.
Ракитянский Н.М., Колесниченко Ю.В. Потенциал русской философско-психологической школы и методология портретирования личности политика // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2014. № 6. С. 7–30.
Саратовцева Н.В., Парамонова О.К. Студенчество в истории // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. № 10. С. 34–36.
Святловский В.В. Студенческие переписи в России: краткий исторический очерк // Студенчество в цифрах: по данным Юрьевской переписи в 1907 году. СПб. : Изд-во общества русских студентов в Юрьеве, 1909. 61 с.
References:
Avdeenko E.V., Perevozchikova L.S., Chernousova I.D. Formirovanie grazhdanskoj pozicii i patrioticheskogo mirovozzreniya studenchestva kak prioritetnaya zadacha molodezhnoj politiki v tekhnicheskom vuze. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2024. No 7(123). P. 15–23. https://doi.org/10.24158/fik.2024.7.1.
Anan'ev B.G. Izbrannye trudy po psihologii. Sankt-Peterburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta, 2007. 22 p.
Voloskov I.V. Modeli razvitiya sistemy cennostej studenchestva i social'naya praktika. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2022. No 82-2. P. 109–112. Doi: 10.18411/trnio-02-2022-67.
Gomyranova O.N. Razvitie psihologicheskih mekhanizmov regulyacii mezhlichnostnyh konfliktov studentov tekhnicheskogo vuza: avtoref. dis. kand. psihol. Nauk. Astrahan', 2007. 23 p.
Gunbina T.V., Girenko L.A. Psihologicheskie osobennosti sovremennogo studenchestva. Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta: Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cheboksary, 10 noyabrya 2022 goda. Pod redakciej G.L. Drandrova, A.I. P'yanzina. Cheboksary: Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.Ya. Yakovleva, 2022. P. 338–343.
Gusejnov R.D., Gusejnova I.S., Pirmagomedova E.A. Psihologicheskie osobennosti sovremennogo studenchestva. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. No 67-3. P. 250–254.
Dziov A.R. Studenchestvo v fokuse istorii i sovremennosti. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2014. No 2. P. 159–167.
Dziov A.R. Studenchestvo v fokuse istorii i sovremennosti. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2014. No 3(203). P. 9–18.
Dzugkoeva M.G. Psihicheskie novoobrazovaniya studencheskogo vozrasta: dis. kand. psihol. Nauk. M., 1999. 157 p.
Dongauzer E.V., Bao L. Osobennosti motivacionno-cennostnoj sfery lichnosti sovremennogo studenta vuza. Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. No 3. P. 24–32.
Doncov D.A., Doncova M.V. Psihologicheskie osobennosti yunosheskogo (studencheskogo) vozrasta. Obrazovatel'nye tekhnologii (g. Moskva). 2013. No 2. P. 34–42.
Dorofeeva Yu.A. Psihologicheskie i vozrastnye osobennosti studencheskogo vozrasta. Privolzhskij nauchnyj vestnik. 2015. No 4-2(44). P. 41–43.
Dorohina R.V. Prazdniki rossijskogo studenchestva. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2017. No 5. P. 172–177.
Epanchinceva G.A., Kozlovskaya T.N. Studenchestvo kak social'no-psihologicheskaya obshchnost'. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. No 2(214). P. 66–69.
Zhmak V.I. Idejno-cennostnye osnovy vospitaniya otechestvennogo studenchestva v svete sovremennyh vyzovov i ugroz. Duhovno-nravstvennye cennosti rossijskoj molodezhi: istoriya i sovremennost': Materialy II-oj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj molodezhnoj konferencii, Moskva, 09 dekabrya 2023 goda. Moskva: ANO «Akademicheskij Al'yans», 2024. P. 51–53.
Zajceva S.V. Povsednevnost' provincial'nogo studenchestva v dorevolyucionnoj Rossii. Tradicii i innovacii v nauke i obrazovanii: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodezhi, Ryazan', 17–26 aprelya 2024 goda. Ryazan': Ryazanskij gosudarstvennyj universitet imeni S.A. Esenina, 2024. P. 295–298.
Zapesockij A.S. Molodezh' v sovremennom mire: Problemy individualizacii i social'no-kul'turnoj integracii. Moskva: Iz-vo «Znanie», 1988. 127 p.
Zaharova A.A. Cennosti sovremennogo studenchestva. Vestnik molodezhnoj nauki Altajskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2021. No 1. P. 391–394.
Zimnyaya I.A., Serova T.S., Stegnij V.N. Ocenka sformirovannosti social'noj kompetentnosti studentov v strukture edinoj social'no-professional'noj sistemy // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Social'no-ekonomicheskie nauki. 2009. No 4. P. 91–101.
Zolotyh L.K. Ob izuchenii motivov v svyazi s soderzhatel'nymi harakteristikami uchebnoj deyatel'nosti. Osnovnye problemy obshchej, vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii. Moskva: NII obshchej pedagogiki APN SSSR, 1978. P. 127–133.
Ishchenko O.V. Religioznye aspekty duhovno-nravstvennogo vospitaniya studenchestva v Rossijskoj imperii i v RF. Perspektivy razvitiya vysshej shkoly: Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tyumen', 21 maya 2021 goda. Otv. redaktor M.V. Badelina. Tyumen': Tyumenskij industrial'nyj universitet, 2021. P. 365–369.
Kajgorodova N.Z., Volkova T.G., Kursakova E.N. Polovye osobennosti samomonitoringa v yunosheskom vozraste v kontekste potrebnosti v odobrenii. Vestnik psihologii i pedagogiki AltGU. 2024. No 3. P 74–82.
Karamuratova R.B. Psihologicheskoe issledovanie roli ocenochnoj empatii v pedagogicheskom processe: dis. kand. psihol. nauk. Alma-Ata, 1984. 214 p.
Levkova T.V. Psihologicheskoe prostranstvo lichnosti i obraz ya v studenchestve // Sovremennye mirovye nauchnye dostizheniya v kontekste global'nyh vyzovov. Seriya: social'no-gumanitarnye diskussii: Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 28 fevralya 2024 goda. Krasnodar: IP Kabanov V.B. (izdatel'stvo "Novaciya"), 2024. P. 143–146.
Petrov V.V., Solodova G.S. Proekty i tekhnologii: formirovanie mirovozzreniya sovremennogo rossijskogo studenchestva. Sibirskij filosofskij zhurnal. 2023. Tom 21, No 2. P. 168–173. Doi: 10.25205/2541-7517-2023-21-2-168-173.
Petrova T.E. Sociologiya studenchestva v Rossii: etapy i zakonomernosti stanovleniya. Sankt-Peterburg : Izd-vo «Bel'veder», 2000. 244 p.
Povarenkov Yu.P. Psihologiya professional'nogo stanovleniya i realizacii lichnosti kak otrasl' psihologicheskoj nauki // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2014. No 1. P. 184–198.
Protasova, N. I. Razvitie samoponimaniya yunoshej i devushek v processe professional'noj podgotovki budushchih uchitelej: dis. kand. psihol. nauk. Astrahan', 1999. 196 p.
Pushkareva G.V., Mihajlova O.V., Batovrina E.V. Politicheskie orientacii rossijskogo studenchestva: regional'nyj srez. Yuzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk. 2021. Vol. 22, No 1. P. 19–33. Doi: 10.31429/26190567-22-1-19-33.
Rakityanskij N.M., Kolesnichenko Yu.V. Potencial russkoj filosofsko-psihologicheskoj shkoly i metodologiya portretirovaniya lichnosti politika // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki. 2014. No 6. P. 7–30.
Saratovceva N.V., Paramonova O.K. Studenchestvo v istorii // Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2021. No 10. P. 34–36.
Svyatlovskij V.V. Studencheskie perepisi v Rossii: kratkij istoricheskij ocherk // Studenchestvo v cifrah: Po dannym Yur'evskoj perepisi v 1907 godu. Sankt-Peterburg: Izd-vo obshchestva russkih studentov v Yur'eve, 1909. 61 p
Copyright (c) 2025 Анастасия Юрьевна Шадрина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи