ПОТЕНЦИАЛ КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ SOFT SKILLS СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА

УДК 159.9

  • Ольга Юрьевна Герасимова Алтайский государственный университет Email: geracimova@bk.ru
Ключевые слова: принципы коучинга, коучинг-технологии, когнитивная гибкость, критическое мышление, креативность, способности к эмпатии и идентификации, тенденции развития soft skills, фасилитация, наставничество, образовательный процесс, высшая школа

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы применения в образовательной практике психолого-педагогических технологий, которые на современном этапе решают задачи поддержки и профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей. Целью исследования является анализ и разработка методических инструментов использования коуч-технологий в развитии soft skills студентов педагогических специальностей. Выделены сущность и особенности коучинга и смежных понятий: фасилитация, тьюторское сопровождение, наставничество. Раскрыты потенциальные возможности использования инструментов коучинга для развития компетенций soft skills обучающихся. Изложена специфика интеграции основных принципов коуч-технологий в учебном процессе высшей школы.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ольга Юрьевна Герасимова, Алтайский государственный университет

Доцент кафедры социальной психологии и педагогического образования

Литература

Абрамов А. А. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке // РБК Тренды. 2020. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e728cbc9a79476476f6eb4e/

Афанасьев В.В., Искуменко М.А. Тьюторское сопровождение студентов в процессе организации учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации // Фундаментальные и прикладные науки сегодня : материалы X Международной научно-практической конференции: в 3-х томах. North Charleston, USA : CreateSpace, 2016. С. 42–46.

Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 14–20.

Дмитриев А.Г., Картышов А.М. Коучинг в образовательных организациях в России // Управление образованием: теория и практика. 2024. № 14. С. 64–71.

Зеленко Н.В., Ковалева Ю.Ю. Коучинг как инновационная технология управления индивидуально-личностным развитием обучающихся // Технолого-экономическое образование. 2018. № 9. С. 23–27.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. 480 с.

Колокольникова З.У., Митросенко С.В. Технологии активного обучения: учебное пособие. Красноярск : Сиб. федерал. ун-т, 2015. 179 с.

Колочева К.Д., Савенкова Е.В. О программе повышения профессионального мастерства молодого педагога на основе коучинговой технологии // Современное социально-гуманитарное образование: векторы развития в год науки и технологий : материалы VI Междунар. конф. (Москва, 22–23 апреля 2021 г.). М. : МПГУ, 2021. С. 197–202.

Ненашев Д.В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров : автореф. дис. …канд. пед. наук. Киров, 2009. 21 с.

Оренбурова Л. В. Развитие гибких навыков будущих педагогов во внеаудиторной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2024. 24 с.

Сорокопуд Ю.В., Уварова Н.Н. Педагогический коучинг как эффективное средство сопровождения одарённых студентов // Практики развития: новые отношения в образовании, их реализация и возможности управления: Материалы XXII научно-практической конференции. Красноярск : Институт психологии практик развития, 2016. С. 173–178.

Цибизова Т.Ю., Августан О.М., Сергеев Д.А., Марданов С.А. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2017. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26646.

Шрамко Н. В. Основы тьюторства : курс лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Almeida F., Buzady Z. Development of soft skills competencies through the use of FLIGBY. Technology, Pedagogy and Education. 2022. Vol. № 4. 31. P. 417–430. doi.org/10.1080/1475939X.2022.2058600.

Almeida F., Morais J. Strategies for developing soft skills among higher engineering courses. Journal of Education. 2023. Vol. 203, № 1. P. 103–112. https://doi.org/10.1177/00220574211016417.

Asiyai R. I. Best practices for quality assurance in higher education: implications for educational administration. International Journal of Leadership in Education. 2020. P. 1–13. https://doi.org/10.1080/13603124.2019.1710569

Anastasiadou S., Taraza E. Total quality management: implementation of the Six Sigma methodology for improving quality in higher education. ICERI2019 Proceedings. 2019. P. 9533–9537. https://doi.org/10.21125/iceri.2019.2318

Referenses:

Abramov, A. Navyki budushchego: chto nuzhno znat' i umet' v XXI veke. RBK Trendy. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e728cbc9a79476476f6eb4e/

Afanas'ev V.V., Iskumenko M.A. T'yutorskoe soprovozhdenie studentov v processe organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa v sovremennoj obrazovatel'noj organizacii. Fundamental'nye i prikladnye nauki segodnya: Materialy X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3-h tomah. – North Charleston, USA: CreateSpace, 2016. P. 42–46.

Gizatullina A.V., SHatunova O.V. Nadprofessional'nye navyki uchitelej: soderzhanie i vostrebovannost'. Vysshee obrazovanie segodnya. 2019. No 5. P. 14–20.

Dmitriev A.G., Kartyshov A.M. Kouching v obrazovatel'nyh organizaciyah v Rossiii. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2024. No 14. P. 64–71.

Zelenko N.V., Kovaleva YU.YU. Kouching kak innovacionnaya tekhnologiya upravleniya individual'no-lichnostnym razvitiem obuchayushchihsya. Tekhnologo-ekonomicheskoe obrazovanie. 2018. No 9. P. 23–27.

Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov-na-Donu : Feniks,1997. 480 p.

Kolokol'nikova Z.U. Tekhnologii aktivnogo obucheniya: ucheb. Posobie. Krasnoyarsk : Sib. federal. un-t, 2015. 179 p.

Kolocheva K.D., Savenkova E.V. O programme povysheniya professional'nogo masterstva molodogo pedagoga na osnove kouchingovoj tekhnologii. Sovremennoe social'no-gumanitarnoe obrazovanie: vektory razvitiya v god nauki i tekhnologij: sb. mat. VI Mezhdunar. konf. (Moskva, 22-23 aprelya 2021 g.). Moscow : MPGU, 2021. P. 197–202.

Nenashev D.V. Kouching kak effektivnaya tekhnologiya formirovaniya emocional'noj kompetentnosti budushchih menedzherov: avtoref. dis. …kand. ped. nauk. Kirov., 2009. 21 p.

Orenburova L. V. Razvitie gibkih navykov budushchih pedagogov vo vneauditornoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2024. 24 p.

Sorokopud YU.V., Uvarova N.N. Pedagogicheskij kouching kak effektivnoe sredstvo soprovozhdeniya odaryonnyh studentov. Praktiki razvitiya: novye otnosheniya v obrazovanii, ih realizaciya i vozmozhnosti upravleniya: Materialy XXII nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk : Avtonomnaya nekommercheskaya obrazovatel'naya organizaciya «Institut psihologii praktik razvitiya», 2016. P. 173–178.

Cibizova T.YU., Avgustan O.M., Sergeev D.A., Mardanov S.A. «Mentorstvo» kak element metodiki raboty prepodavatelya v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017. No 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26646/

SHramko N. V. Osnovy t'yutorstva : kurs lekcij [Elektronnyj resurs] : uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Ural. gos. ped. un-t. – Elektron. dan. Ekaterinburg, 2018. 1 elektron. opt. disk (CD-ROM).

Almeida F., Buzady Z. Development of soft skills competencies through the use of FLIGBY. Technology, Pedagogy and Education. 2022. Vol. No 4. 31. P. 417–430. doi.org/10.1080/1475939X.2022.2058600

Almeida F., Morais J. Strategies for developing soft skills among higher engineering courses. Journal of Education. 2023. Vol. 203, No 1. P. 103–112. https://doi.org/10.1177/00220574211016417

Asiyai R. I. Best practices for quality assurance in higher education: implications for educational administration. International Journal of Leadership in Education. 2020. P. 1–13. https://doi.org/10.1080/13603124.2019.1710569.

Anastasiadou S., Taraza E. Total quality management: implementation of the Six Sigma methodology for improving quality in higher education. ICERI2019 Proceedings. 2019. P. 9533–9537. https://doi.org/10.21125/iceri.2019.2318.

Опубликован
2025-03-27
Как цитировать
1. Герасимова О. Ю. ПОТЕНЦИАЛ КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ SOFT SKILLS СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 1. С. 42-58. URL: http://bppasu.ru/article/view/17077.