ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

УДК 37.01

  • Татьяна Степановна Шумейко Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы Email: T.Shoomeyko@mail.ru
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, индивидуально-дифференцированный подход, индивидуализация в обучении, дифференциация обучения, профильное обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, технологии индивидуализации и дифференциации обучения

Аннотация

Актуальность темы обусловлена определяющей ролью теоретико-методологических подходов в научной и практической педагогической деятельности, значимостью личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов в условиях гуманистической парадигмы образования.

Цель статьи – на основе проведенного исследования раскрыть основные положения личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов и особенности их практической реализации в образовательном процессе.

Использованы методы терминологического и сравнительного анализа, обобщения опыта применения технологий обучения на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Татьяна Степановна Шумейко, Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы

Профессор кафедры физики, математики и цифровых технологий

Литература

Агошкова О.В. Дифференцированный подход в контексте личностно-ориентированного образования. URL: file:///C:/Users/%D0%BF%D0%BA/Downloads/differentsirovannyy-podhod-v-kontekste-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya%20(1).pdf

Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III с изменениями по состоянию на 16.11.2023. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319

Ильичева И.В. Реализация дифференцированного подхода в деятельности инновационного образовательного комплекса : автореферат дис. … к. п.н. М., 2017. 24 с.

Караев Ж.А., Чокушева А.И., Кабдинова Ж.У. Теоретико-методологические основы развития среднего образования // Бiлiм (Образование). 2023. № 1 (104). С. 32–40.

Колишев Н.С. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе обучения старшеклассников: автореферат дис. … к.п.н. М., 1993. 18 с.

Луговая Т.В. Организация взаимодействия обучающихся в малых группах на основе дифференцированного подхода: автореферат дис. … к.п.н. М., 2020. 27 с.

Махмудшехова М.А. Методические особенности реализации дифференцированного обучения математике в начальных классах: автореферат дис. … к.п.н., Душанбе, 2019. 19 с.

Педагогический словарь / авт.-сост.: И.П. Андриади, С.Ю. Темина. М. : ИНФРА-М, 2023. 224 с. URL: https://znanium.ru/read?id=424725

Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с.

Практика личностно-ориентированного образования: учебное пособие / Авторы-составители: И.А. Талышева, Х.Р. Пегова. Елабуга, 2020. 126 с.

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М. : ТЦ Сфера, 2005. 160 с.

Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. СПб. : Питер, 2004. 316 с.

Философский энциклопедический словарь / редколл.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.

Шумейко Т.С., Волкова Т.Г. Развитие деятельностного подхода в истории образования // Вестник АПН Казахстана. 2020. № 6. С. 26–34.

Щербаков Р.Н. Дифференцированный подход в воспитании личности // Педагогика. 2021. № 6. С. 51–58.

Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Монография. Челябинск: РБИУ, 2010. 316 с.

References:

Agoshkova O.V. Differencirovannyj podhod v kontekste lichnostno-orientirovannogo obrazovanija. URL: file:///C:/Users/%D0%BF%D0%BA/Downloads/differentsirovannyy-podhod-v-kontekste-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya%20(1).pdf

Zakon Respubliki Kazahstan «Ob obrazovanii» ot 27 ijulja 2007 goda № 319-III s izmenenijami po sostojaniju na 16.11.2023. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319

Il'icheva I.V. Realizacija differencirovannogo podhoda v dejatel'nosti innovacionnogo obrazovatel'nogo kompleksa : avtoreferat dis. … k. p.n. M., 2017. 24 p.

Karaev Zh.A., Chokusheva A.I., Kabdinova Zh.U. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitija srednego obrazovanija. Bilim (Obrazovanie). 2023. No 1 (104). P. 32–40.

Kolishev N.S. Individual'no-differencirovannyj podhod v processe obuchenija starsheklassnikov: avtoreferat dis. … k.p.n. M., 1993. 18 p.

Lugovaja T.V. Organizacija vzaimodejstvija obuchajushhihsja v malyh gruppah na osnove differencirovannogo podhoda: avtoreferat dis. … k.p.n. M., 2020. 27 p.

Mahmudshehova M.A. Metodicheskie osobennosti realizacii differencirovannogo obuchenija matematike v nachal'nyh klassah: avtoreferat dis. … k.p.n., Dushanbe, 2019. 19 p.

Pedagogicheskij slovar' / avt.-sost.: I.P. Andriadi, S.Ju. Temina. M. : INFRA-M, 2023. 224 p. URL: https://znanium.ru/read?id=424725

Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar'. Gl. red. B.M. Bim-Bad. M. : Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija, 2009. 527 p.

Praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovanija: uchebnoe posobie. Avtory-sostaviteli: I.A. Talysheva, H.R. Pegova. Elabuga, 2020. 126 p.

Stepanov E.N., Luzina L.M. Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepcijah vospitanija. M. : TC Sfera, 2005. 160 p.

Sergeev I.S. Osnovy pedagogicheskoj dejatel'nosti: Uchebnoe posobie. SPb. : Piter, 2004. 316 p.

Filosofskij jenciklopedicheskij slovar'. Redkoll.: S.S. Averincev, Je.A. Arab-Ogly, L.F. Il'ichev i dr. M.: Sov. jenciklopedija, 1989. 815 p.

Shumejko T.S., Volkova T.G. Razvitie dejatel'nostnogo podhoda v istorii obrazovanija. Vestnik APN Kazahstana. 2020. No 6. P. 26–34.

Shherbakov R.N. Differencirovannyj podhod v vospitanii lichnosti. Pedagogika. 2021. No 6. P. 51–58.

Jakovlev E.V., Jakovleva N.O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov. Monografija. Cheljabinsk: RBIU, 2010. 316 p.

Опубликован
2024-06-17
Как цитировать
1. Шумейко Т. С. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 2. С. 97-108. URL: http://bppasu.ru/article/view/15326.