ЛОНГРИД КАК ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

УДК 37.013.46

  • Анатолий Геннадьевич Маджуга ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан Email: madzhuga.anatolij@inbox.ru
  • Ахмед Вахаевич Ажиев Чеченский государственный педагогический университет Email: av_azhiev@mail.ru
  • Мария Владимировна Иркабаева ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан Email: mv.irkabaeva-iro@mail.ru
Ключевые слова: лонгрид, медиаформат, ценности, ценностно-ориентированная технология, клиповое мышление, система личностного развития обучающегося, мультимодальное обучение

Аннотация

В статье рассмотрены сущность и дидактические особенности ценностно-ориентированной технологии лонгрид.  Анализируются и сравниваются точки зрения отечественных и зарубежных исследователей на определение лонгрида как мультимедийного проекта, включающего интерактивные и гипертекстуальные элементы, ценностно-ориентированной технологии, жанра и как метода. Описана специфика передачи информации при помощи этой технологии в процессе изучения литературы в общеобразовательной школе. Особое внимание уделено дидактическим принципам и приемам, позволяющим эффективно использовать лонгрид при изучении предметов гуманитарного цикла. Авторы доказывают, что лонгрид представляет собой ценностно-ориентированную технологию, которая может стать эффективным способом решения многих частных методических проблем, имеющих отношение к работе с большими массивами информации и принципам ее структурирования в виде стройных логико-семантических конструкций. В статье представлены современные классификации лонгридов и определены их сущностные характеристики. Ценным является предлагаемый авторами алгоритм реализации технологии лонгрид в процессе трансляции социокультурного опыта от учителя к обучающемуся в ходе изучения различных литературных персонажей. Существенный интерес представляют способы и приемы структурирования учебного материала в рамках учебного предмета «Литература» с помощью лонгрида.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Анатолий Геннадьевич Маджуга, ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан

Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения

Ахмед Вахаевич Ажиев, Чеченский государственный педагогический университет

Кандидат педагогических наук, профессор, проректор по социальной, воспитательной работе и связям с общественностью

Мария Владимировна Иркабаева, ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан

Кандидат филологических наук, доцент

Литература

Амирханова Г.Р. Лонгрид: правила, примеры, сервисы. URL: http://bestapp.menu/longrid-pravila-primery-servisy

Аникина Ю.М., Карпова О.Л. Ценностно-ориентирующие технологии содействия правовой социализации личности студента вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2021 № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN121.pdf

Гадецкий О.П. Ценностно-ориентированная психология: универсальный подход к решению психологических проблем. Ростов-на-Дону : ООО «Медиа-Полис», 2019. 436 с.

Глебова И.С. Лонгрид – перспективный формат российской мультимедийной журналистики: опыт и технология создания / Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сб. ст. IX Международной научно-практической конференции: в 4 ч. Ч.1. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. С. 246–252.

Дудникова И.Е. Мультимедийный лонгрид в образовательной деятельности // Информационные технологии в образовании. 2021. № 4. С. 98–102.

Климко А.Ю. Портретный очерк в формате лонгрида // Медиасреда. 2017. № 12. С. 166–169.

Кузина И.В. Лонгрид в филологическом образовании как новый формат онлайн-словарей / Русский язык и культура. Взаимосвязи и взаимодействие: Материалы VI Международного педагогического форума, Сочи, 02–03 декабря 2019 года. СПб. : Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2020. С. 31–39.

Купрещенко О.Ф. Учебный лонгрид как мультимодальный текст: к вопросу о специфике жанра // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 2. С. 69–77.

Лопанова А.П. Ценностно-ориентирующие технологии в правовой подготовке бакалавра туризма // Primo aspectu. 2019. № 1 (37). С. 98–104.

Лысенкова М. В. Ценностно-ориентированный подход в системе обучения и воспитания учащихся начальной школы / Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). Краснодар : Новация, 2019. С. 37–39.

Маджуга А.Г., Вакнин Е.Е., Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Инновационные образовательные технологии проектирования креативно-фасилитационного пространства современной школы: практико-ориентированная монография. Книга 1. Теория и методология: монография. Sillamäe: Balti Rakendus Logoteraapia Instituut, 2021. 338 с.

Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 413 с.

Ожередова И.В. Лонгрид – новая форма реферативного структурирования информации // Перспективы развития фундаментальных наук: Сборник трудов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 7-и томах. (24–27 апреля 2018 года). Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. С. 169–171.

Реализация ценностного подхода в образовании: Коллективная монография / Отв. ред. Л.А. Ибрагимова, О.И. Истрофилова. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.153 с.

Сосновская И.В. Ресурсы технологии лонгрид в литературном образовании // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2(51). С. 183–197.

Тоискин В.С. Мультимедийный лонгрид как цифровой образовательный ресурс // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: Материалы докладов Международной научно-практической конференции (12 сентября 2017 года). Сочи, 2017. C. 45–48.

Шевченко Л.Н. Лонгрид как нарративный текст // Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи»: материалы I Международной научно-методической конференции. М., 2018. С. 86–91.

Ballstaedt S.-P., Mandl H., Schnotz W., Tergan S.-O. Texte verstehen, Texte gestalten. München: Urban und Schwarzenberg, 1981. 211 p.

Paivio A. Mental representations: a dual coding approach. Oxford. England: Oxford University Press, 1986. 322 p.

Robin, B. R. Digital storytelling: A powerful technology tool for the 21st century classroom // Theory into practice. 2008. No 47(3). P. 220–228.

References:

Amirhanova G.R. Longrid: pravila, primery, servisy. URL: http://bestapp.menu/longrid-pravila-primery-servisy/

Anikina YU.M., Karpova O.L. Cennostno-orientiruyushchie tekhnologii sodejstviya pravovoj socializacii lichnosti studenta vuza. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2021. No 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN121.pdf/

Gadeckij O.P. Cennostno-orientirovannaya psihologiya: universal'nyj podhod k resheniyu psihologicheskih problem. Rostov-na-Donu: OOO Media-Polis, 2019. 436 p.

Glebova I.S. Longrid – perspektivnyj format rossijskoj mul'timedijnoj zhurnalistiki: opyt i tekhnologiya sozdaniya. Proceed. IX Int, Conf. Proryvnye nauchnye issledovaniya: problemy, zakonomernosti, perspektivy. Part 1. Penza: MCNS Nauka i Prosveshchenie, 2017. P. 246–252.

Dudnikova I.E. Mul'timedijnyj longrid v obrazovatel'noj deyatel'nosti. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii. 2021. No 4. P. 98–102.

Klimko A.Yu. Portretnyj ocherk v formate longrida. Mediasreda. 2017. No 12. P. 166–169.

Kuzina I.V. Longrid v filologicheskom obrazovanii kak novyj format onlajn-slovarej. Russkij yazyk i kul'tura. Proceed. VI Int. Pedagogical Forum Vzaimosvyazi i vzaimodejstvie, Sochi, December 2–3, 2019. Saint Petersburg: Izd-vo Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2020. P. 31–39.

Kupreshchenko O.F. Uchebnyj longrid kak mul'timodal'nyj tekst: k voprosu o specifike zhanra. Obshchestvo. Kommunikaciya. Obrazovanie. 2020. Vol. 11. No 2. P. 69–77.

Lopanova A.P. Cennostno-orientiruyushchie tekhnologii v pravovoj podgotovke bakalavra turizma. Primo aspectu. 2019. No 1 (37). P. 98–104.

Lysenkova M. V. Cennostno-orientirovannyj podhod v sisteme obucheniya i vospitaniya uchashchihsya nachal'noj shkoly. Proceed. VI Int. Sc. Conf. Obrazovanie: proshloe, nastoyashchee i budushchee (Krasnodar, May 2019). Krasnodar: Novaciya, 2019. P. 37–39.

Madzhuga A.G., Vaknin E.E., Afanas'ev V.V., Afanas'eva I.V. Innovacionnye obrazovatel'nye tekhnologii proektirovaniya kreativno-fasilitacionnogo prostranstva sovremennoĭ shkoly: praktiko-orientirovannaya monografiya. Book 1. Teoriya i metodologiya: monografiya. Sillamäe: Balti Rakendus Logoteraapia Instituut, 2021. 338 p.

Mul'timedijnaya zhurnalistika: uchebnik dlya vuzov. A. G. Kachkaeva, S.A. Shomova (Ed.). Moscow: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2017. 413 p.

Ozheredova I.V. Longrid – novaya forma referativnogo strukturirovaniya informacii. Proceed. XV Int Conf. Perspektivy razvitiya fundamental'nyh nauk. In 7 parts. (April 24–27, 2018). Tomsk: Tomsk State University, 2018. P. 169–171.

Realizaciya cennostnogo podhoda v obrazovanii: Kollektivnaya monografiya. L.A. Ibragimova, O.I. Istrofilova (Eds.). Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University, 2014.153 p.

Sosnovskaya I.V. Resursy tekhnologii longrid v literaturnom obrazovanii. Pedagogicheskij IMIDZH. 2021. Vol. 15. No 2(51). P. 183–197.

Toiskin V.S. Mul'timedijnyj longrid kak cifrovoj obrazovatel'nyj resurs. Sostoyanie i perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya v sovremennom mire: Proceed. Int. Sc. Conf. (September 12, 2017). Sochi, 2017. P. 45–48.

Shevchenko L.N. Longrid kak narrativnyj tekst. Lingvisticheskie issledovaniya i ih ispol'zovanie v praktike prepodavaniya discipliny Proceed. I Int. Conf. ‘Russkij yazyk i kul'tura rechi’. Moscow., 2018. P. 86–91.

Ballstaedt S.-P., Mandl H., Schnotz W., Tergan S.-O. Texte verstehen, Texte gestalten. München: Urban und Schwarzenberg, 1981. 211 p.

Paivio A. Mental representations: a dual coding approach. Oxford. England : Oxford University Press, 1986.

Robin, B. R. Digital storytelling: A powerful technology tool for the 21st century classroom. Theory into practice. 2008. No 47(3). P. 220–228.

Опубликован
2024-03-28
Как цитировать
1. Маджуга А. Г., Ажиев А. В., Иркабаева М. В. ЛОНГРИД КАК ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 1. С. 43-56. URL: http://bppasu.ru/article/view/14909.