ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.32

  • Александр Владимирович Жаринов Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимиря Email: ZharinovAV@ieml.ru
Ключевые слова: личностно ориентированный подход, инклюзивное образование, дополнительное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

В данной статье рассматривается личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. В ходе теоретического анализа автор подчеркивает преимущества использования личностно ориентированного подхода к обучению «особых» детей в системе дополнительного образования. В статье рассматривается преимущества и недостатки коррекционного (сегрегационного) и инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлены исследования готовности педагогов к созданию инклюзивной образовательной среды и указаны сложности, с которыми сталкиваются в работе с «особыми» детьми.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Владимирович Жаринов, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимиря

Аспирант, ассистент кафедры теоретической и инклюзивной педагогики

Литература

Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей под ред. В.В. Рубцова. М. : МГППУ, 2018. С. 5–13.

Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса) // Человек и образование, 2008. № 1 (14). С. 45– 53.

Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. 164 с.

Ахметова Д.З., Тимирясова А.В., Морозова И.Г. и др. Инклюзивное образование как педагогическая инновация / Под научной редакцией Д.З. Ахметовой. Казань : Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2021. 228 с.

Ахметова Д.З., Морозова И.Г., Жаринов А.В. Теоретико-методологическое обеспечение эффективной модели подготовки будущих педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2023. Т. 175. № 2. С. 20–26.

Ахметова Д.З., Морозова И.Г., Жаринов А.В. Готовность педагога общего и дополнительного образования к реализации программ воспитания в условиях образовательной инклюзии и культурно разнообразной среды // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2023. Том 1, № 84. С. 102–106.

Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной) психологии / Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. 432 с.

Жаринов А.В. Развитие компенсаторных способностей «особого» ребенка как ключевая идея инклюзивного дополнительного образования детей // Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука». 2023. № 2. С. 111–114.

Карынбаева О.В. Подготовка педагогов в дополнительном профессиональном образовании к формированию инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях : дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2016. 214 с.

Кинаш Е. Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению дошкольника с ОВЗ // Дошкольное воспитание. 2020. № 1. С. 51–52.

Краевский В.В. Методология педагогики. Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 243 с.

Малафеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 8–15.

Самарцева Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию: дис. … канд. пед. наук: Орел, 2012. 225 с.

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 480 с.

Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education

Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: автореф. дис. … док. пед. наук. Калининград, 2015. 55 с.

References:

Alekhina S.V., Shemanov A.Yu. Inklyuzivnaya kul'tura kak cennostnaya osnova izmenenij vysshego obrazovaniya. Razvitie inklyuzii v vysshem obrazovanii: setevoj podhod: sbornik statej pod red. V.V. Rubcova. Moscow: Moscow State Pedagogical University, 2018. P. 5–13.

Anan'ev B.G. Intellektual'noe razvitie vzroslyh lyudej kak harakteristika obuchaemosti (k postanovke voprosa). Chelovek i obrazovanie, 2008. No 1 (14). P. 45– 53.

Artyushenko N.P. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya obucheniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya sredstvami inklyuzivnogo obrazovaniya. Thesis of Doctoral Dissertation. Tomsk, 2010. 164 p.

Ahmetova D.Z., Timiryasova A.V., Morozova I.G. et al. Inklyuzivnoe obrazovanie kak pedagogicheskaya innovaciya. D.Z. Ahmetova (Ed.). Kazan': Poznanie, Kazan Innovative University, 2021. 228 p.

Ahmetova D.Z., Morozova I.G., Zharinov A.V. Teoretiko-metodologicheskoe obespechenie effektivnoj modeli podgotovki budushchih pedagogov k rabote v usloviyah obrazovatel'noj inklyuzii. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2023. Vol. 175. No 2. P. 20–26.

Ahmetova D.Z., Morozova I.G., Zharinov A.V. Gotovnost' pedagoga obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya k realizacii programm vospitaniya v usloviyah obrazovatel'noj inklyuzii i kul'turno raznoobraznoj sredy. Elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal VGSPU Grani poznaniya. 2023. Vol. 1, No 84. P. 102–106.

Vygotskij L.S. Problemy detskoj (vozrastnoj) psihologii. Collected Papers. In 6 Vol. Vol. 4. Moscow, 1984. 432 p.

Zharinov A.V. Razvitie kompensatornyh sposobnostej ‘osobogo’ rebenka kak klyuchevaya ideya inklyuzivnogo dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Nauchno-metodicheskij zhurnal Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2023. No 2. P. 111–114.

Karynbaeva O.V. Podgotovka pedagogov v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii k formirovaniyu inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah. Thesis of Doctoral Dissertation. Tol'yatti, 2016. 214 p.

Kinash E. Lichnostno-orientirovannyj podhod k vospitaniyu i obucheniyu doshkol'nika s OVZ. Doshkol'noe vospitanie. 2020. No 1. P. 51–52.

Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogiki. CHeboksary : Izd-vo CHuvash. un-ta, 2001. 243 p.

Malafeev N.N. Ot ravnyh prav k ravnym vozmozhnostyam, ot special'noj shkoly k inklyuzii. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2018. No 190. P. 8–15.

Samarceva E.G. Formirovanie professional'noj gotovnosti budushchih pedagogov k inklyuzivnomu obrazovaniyu. Thesis of Doctoral Dissertation. Orel, 2012. 225 p.

Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psihologiya i pedagogika. Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniĭ. Moscow: Akademiya, 2004. 480 p.

Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education/

Hitryuk V.V. Formirovanie inklyuzivnoj gotovnosti budushchih pedagogov v usloviyah vysshego obrazovaniya. Thesis of Doctoral Dissertation. Kaliningrad, 2015. 55 p.

Опубликован
2024-03-28
Как цитировать
1. Жаринов А. В. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 1. С. 31-42. URL: http://bppasu.ru/article/view/14906.