ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИНСТРУМЕНТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
УДК 371
Аннотация
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования экологической культуры. Одним из первостепенных шагов к этому является корректная диагностика, а также использование современных инструментов обучения. Нами был разработан инструментарий для изучения сформированности экологической культуры, который включает в себя три методики: тест «Что я знаю о природе?», анкета «Мое отношение к природе», анкета «Что я делаю по отношению к природе?». Входная диагностика проводилась в октябре 2022 года на базе СОШ № 68 г. Тюмени. Диагностика выявила, что когнитивный компонент менее сформирован (только 40% учащихся имеют достаточный уровень), чем деятельностный, аксиологический, перцептивно-эмоциональный. С учетом данных диагностики была разработана и реализована программа формирования экологической культуры младших школьников посредством «зеленого портфолио», включающая работу с чек-листами экопривычек, карманными книжками, рабочими листами, рассказами и рисунками, посвященными экологии, беседы с учащимися и рефлексию выполненных заданий. Результативность программы подтверждена с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Скачивания
Литература
«Забота об окружающей среде: хотим, но не можем?» // ВЦИОМ. 2019. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zabota-ob-okruzhayushhej-srede-khotim-no-ne-mozhem
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Грачев В.А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № S2 (39). С. 55–59.
Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования / Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М. : РАО, 1997. С. 27–36.
Калюкова Е.А. Диагностика уровня экологической культуры у младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T2. С. 556–560.
Карпенко А.А. Формирование экологической культуры в условиях начальной школ / Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 12–13 апреля 2018 года. Евпатория : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. С. 123–125.
Лихачёв Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1993. № 2. С. 19–21.
Смородинова С.В. Выявление уровня сформированности экологической культуры младших школьников / Молодой исследователь: от идеи к проекту : материалы IV студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 15 июня 2020 года. Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2020. С. 348–350.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/
Цели в области устойчивого развития ООН. Сохранение экосистем суши / Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/
Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М. : Издательство "Смысл", 2000. 456 с.
References:
«Zabota ob okruzhayushhej srede: xotim, no ne mozhem?» // VCIOM. 2019. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zabota-ob-okruzhayushhej-srede-khotim-no-ne-mozhem
Zaxlebny`j A.N., Dzyatkovskaya E.N., Grachev V.A. Koncepciya obshhego e`kologicheskogo obrazovaniya v interesax ustojchivogo razvitiya // Voprosy` sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2012. No S2 (39). P. 55–59.
Zverev I.D. O prioritetax e`kologicheskogo obrazovaniya / E`kologicheskoe obrazovanie v Rossii: teoreticheskie aspekty`. M. : RAO, 1997. P. 27–36.
Kalyukova E.A. Diagnostika urovnya e`kologicheskoj kul`tury` u mladshix shkol`nikov // Nauchno-metodicheskij e`lektronny`j zhurnal Koncept. 2016. No T 2. P. 556–560.
Karpenko A.A. Formirovanie e`kologicheskoj kul`tury` v usloviyax nachal`noj shkol / Realizaciya kompetentnostnogo podxoda v sisteme professional`nogo obrazovaniya pedagoga : materialy` V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Evpatoriya, 12–13 aprelya 2018 goda. Evpatoriya : Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost`yu «Izdatel`stvo Tipografiya «Arial», 2018. P. 123–125.
Lixachyov B.T. E`kologiya lichnosti // Pedagogika. 1993. No 2. P. 19–21.
Smorodinova S.V. Vy`yavlenie urovnya sformirovannosti e`kologicheskoj kul`tury` mladshix shkol`nikov / Molodoj issledovatel`: ot idei k proektu : materialy` IV studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Joshkar-Ola, 15 iyunya 2020 goda. Joshkar-Ola : Marijskij gosudarstvenny`j universitet, 2020. P. 348–350.
Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda / Rasporyazhenie Pravitel`stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/
Celi v oblasti ustojchivogo razvitiya OON. Soxranenie e`kosistem sushi / Organizaciya Ob``edinenny`x Nacij. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/
Yasvin V.A. Psixologiya otnosheniya k prirode. M. : Izdatel`stvo "Smy`sl", 2000. 456 p.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи