ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИНСТРУМЕНТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

УДК 371

  • Виолетта Алексеевна Каленникова ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет Email: kalennikova01@mail.ru
  • Ольга Васильевна Огороднова ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет Email: o.v.ogorodnova@utmn.ru
Ключевые слова: экологическая культура, диагностика, младшие школьники, методики, «зеленое портфолио»

Аннотация

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования экологической культуры. Одним из первостепенных шагов к этому является корректная диагностика, а также использование современных инструментов обучения. Нами был разработан инструментарий для изучения сформированности экологической культуры, который включает в себя три методики: тест «Что я знаю о природе?», анкета «Мое отношение к природе», анкета «Что я делаю по отношению к природе?». Входная диагностика проводилась в октябре 2022 года на базе СОШ № 68 г. Тюмени. Диагностика выявила, что когнитивный компонент менее сформирован (только 40% учащихся имеют достаточный уровень), чем деятельностный, аксиологический, перцептивно-эмоциональный. С учетом данных диагностики была разработана и реализована программа формирования экологической культуры младших школьников посредством «зеленого портфолио», включающая работу с чек-листами экопривычек, карманными книжками, рабочими листами, рассказами и рисунками, посвященными экологии, беседы с учащимися и рефлексию выполненных заданий. Результативность программы подтверждена с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Виолетта Алексеевна Каленникова, ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет

Студент

Ольга Васильевна Огороднова, ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет

Кандидат педагогических. наук

Литература

«Забота об окружающей среде: хотим, но не можем?» // ВЦИОМ. 2019. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zabota-ob-okruzhayushhej-srede-khotim-no-ne-mozhem

Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Грачев В.А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № S2 (39). С. 55–59.

Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования / Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М. : РАО, 1997. С. 27–36.

Калюкова Е.А. Диагностика уровня экологической культуры у младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T2. С. 556–560.

Карпенко А.А. Формирование экологической культуры в условиях начальной школ / Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 12–13 апреля 2018 года. Евпатория : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. С. 123–125.

Лихачёв Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1993. № 2. С. 19–21.

Смородинова С.В. Выявление уровня сформированности экологической культуры младших школьников / Молодой исследователь: от идеи к проекту : материалы IV студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 15 июня 2020 года. Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2020. С. 348–350.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/

Цели в области устойчивого развития ООН. Сохранение экосистем суши / Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/

Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М. : Издательство "Смысл", 2000. 456 с.

References:

«Zabota ob okruzhayushhej srede: xotim, no ne mozhem?» // VCIOM. 2019. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zabota-ob-okruzhayushhej-srede-khotim-no-ne-mozhem

Zaxlebny`j A.N., Dzyatkovskaya E.N., Grachev V.A. Koncepciya obshhego e`kologicheskogo obrazovaniya v interesax ustojchivogo razvitiya // Voprosy` sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2012. No S2 (39). P. 55–59.

Zverev I.D. O prioritetax e`kologicheskogo obrazovaniya / E`kologicheskoe obrazovanie v Rossii: teoreticheskie aspekty`. M. : RAO, 1997. P. 27–36.

Kalyukova E.A. Diagnostika urovnya e`kologicheskoj kul`tury` u mladshix shkol`nikov // Nauchno-metodicheskij e`lektronny`j zhurnal Koncept. 2016. No T 2. P. 556–560.

Karpenko A.A. Formirovanie e`kologicheskoj kul`tury` v usloviyax nachal`noj shkol / Realizaciya kompetentnostnogo podxoda v sisteme professional`nogo obrazovaniya pedagoga : materialy` V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Evpatoriya, 12–13 aprelya 2018 goda. Evpatoriya : Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost`yu «Izdatel`stvo Tipografiya «Arial», 2018. P. 123–125.

Lixachyov B.T. E`kologiya lichnosti // Pedagogika. 1993. No 2. P. 19–21.

Smorodinova S.V. Vy`yavlenie urovnya sformirovannosti e`kologicheskoj kul`tury` mladshix shkol`nikov / Molodoj issledovatel`: ot idei k proektu : materialy` IV studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Joshkar-Ola, 15 iyunya 2020 goda. Joshkar-Ola : Marijskij gosudarstvenny`j universitet, 2020. P. 348–350.

Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda / Rasporyazhenie Pravitel`stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/

Celi v oblasti ustojchivogo razvitiya OON. Soxranenie e`kosistem sushi / Organizaciya Ob``edinenny`x Nacij. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/

Yasvin V.A. Psixologiya otnosheniya k prirode. M. : Izdatel`stvo "Smy`sl", 2000. 456 p.

Опубликован
2023-06-19
Как цитировать
1. Каленникова В. А., Огороднова О. В. ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИНСТРУМЕНТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2023. Т. 5. № 2. С. 36-48. URL: http://bppasu.ru/article/view/13137.